Курс валют USD 0 EUR 0

О чем я думаю, мама, вспоминая тебя

Комментариев: 0
Просмотров: 893

Февзи ЯКУБОВ

 

(Окончание. Начало в №4)

 

Время брало свое. Я решил оставить учебу в Коканде и продолжить по месту жительства, сочетая учебу с работой. Формовал кирпичи, выполнял их кладку, нанимался разнорабочим. Ты возражала, но я убедил тебя, что должен быть рядом с тобой. Подросла сестренка Садет и полностью подменила тебя в должности уборщицы райбанка и помогала в шитье и домашних делах. А ты за свое: «Оставь, я сделаю сама, твое дело учиться на «отлично».

Жизнь постепенно наладилась. Ты продолжала так же напряженно работать. Я и Садет окончили школу и институты. Оба выросли и по службе заняли достойные места в обществе. Я женился. На свадьбе ты не ходила, а порхала. Я видел тебя такой счастливой второй раз – как при возвращении отца. Мою жену Зение ты приняла как родную дочь, гордилась ею. Родилась моя дочь Эльвина. Ты с удовольствием приезжала к нам в Ташкент нянчить ее и очень радовалась, когда увозила ее к себе. Родственники любили тебя, соседи и клиенты глубоко уважали. Меня поражала простота ваших общений. Когда они приходили к тебе, ты, всегда занятая, говорила им, чтобы они сами заваривали кофе и чай и составляла им компанию, не отрываясь от работы. Я слышал – они приходили за твоим мудрым советом, за душевным успокоением.

И этот период, в котором ты увидела первые добрые ростки твоих стремлений, к сожалению, оказался недолгим. Врачи диагностировали у тебя недоброкачественную опухоль. А ты была полна жизни – тебе было всего 63 года. Я приехал, чтобы увезти тебя и разместить в Ташкентском онкологическом центре. В доме и во дворе ты все расставила по местам, тщательно убрала курятник и еще раз объяснила сестренке все тонкости ухода за курами. Сестренка не выдержала и заплакала. Ты чувствовала что-то неладное, но очень спокойно, как-то просто сказала: «Держитесь всегда вместе». Нашим отношениям многие «по-белому» завидуют по сегодняшний день.

После того как ташкентские врачи и московские профессора вынесли вердикт и расписались в своей беспомощности, я начал искать нетрадиционные способы. Профессор А.Каримов предложил свой метод, защищенный в виде докторской диссертации и апробированный на лечении крыс и нескольких больных. По этой методике больному предписывали отвар, приготовленный из степной гадюки и ядовитой травы «захар-печак». Я поездил со змееловами по многим степям Узбекистана, но степные гадюки «эмигрировали». Они, оказывается, боятся шума, а в Узбекистане шло интенсивное освоение степей. Выехал в Институт герпитологии СССР в г. Фрунзе, и с двумя его сотрудниками мы поймали необходимое количество гадюк.

К сожалению, и этот метод не помог тебе. Видя наше с сестрой горе, и в этой ситуации ты пыталась успокоить нас: «Я умираю в возрасте пророка – это не каждому дано» и повторила: «Держитесь вместе». Я метался и беспомощный вспоминал, как ты перед моей поездкой для поступления в институт у порога дома попросила меня присесть и сказала: «Ты был хорошим сыном, радовал меня и ни разу не заставил проронить слезу. У меня к тебе три просьбы: никогда не ври – лгунов презирают и отвергают везде. Не женись на иноверке – не осложняй жизнь детям. Не ешь свинину – не изменяй вере». Глубоко верующая, читающая отдельные разделы Корана наизусть, соблюдавшая все обязательные предписания ислама, ты в этот момент показалась мне ангелом (твое имя Мелек переводится как «ангел»), посланным от Бога, перед которым надо встать на колени. Я это и сделал. Горжусь: я выполнил и выполняю твои заветы.

И, возможно, поэтому мне многое удалось, в хронологическом порядке выполненное мной выглядит так:

Золотой медалист – 1956 г.

Кандидат технических наук – 1966 г., доцент – 1970 г.

Доктор технических наук – 1984 г., профессор – 1985 г.

Заслуженный деятель науки Узбекистана – 1989 г.

Основатель и ректор Крымского инженерно-педагогического университета – 1993 г.

Заслуженный работник народного образования Украины – 1997 г.

Обладатель серебряной медали «За достижения в XX веке» Международного Центра Кембриджского университета – 2000 г.

Номинант Золотой книги украинской элиты – 2002 г.

Герой Украины – 2004 г.

Лауреат Национальной Премии Украины им. Т.Шевченко – 2005 г.

Обладатель Золотой медали М. Семко – 2006 г.

Автор более 200 научных работ и 12 авторских свидетельств.

Руководитель 18 кандидатских и 3 докторских успешно защищенных диссертаций.

Я привел их не для того, чтобы тешить свое самолюбие. Эти откровения – моя исповедь перед тобой, родная, это ода тебе.

Следующая ода тебе – это высоконравственный шаг дочери Садет, ее поездка в Мекку и принятие сана аджи. Несомненно, это и духовный поклон отцу и генетическому стволу нашего рода.

Помнит и с удовольствием рассказывает смешные козни с тобой твоя любимая внучка Эльвина – твоя копия во всем: в телосложении, движениях, рассуждениях – ученая. Ученый и внук твой Чингиз. Он никогда не забывает посетить твою и дедушки могилы и помолиться. Жива и здорова твоя единственная невестка – дочь Зение. У тебя сегодня 4 правнука, родная. Мы все и Садет живем их жизнью.

Нет детей, сполна отдавших свой долг родителям. Я, конечно же, не исключение. Среди огромного количества неисполненных перед тобой моих добрых намерений некоторые не могу простить себе никак. Я не привез тебя в Крым, соглашаясь с твоей просьбой отложить это на более поздний срок (когда подрастет Эльвина). Я вместе с тобой не помолился над могилами наших предков, вместе с тобой не поклонился развалинам нашего дома, вместе с тобой не поцеловал нашу землю. Имея все возможности, я не обеспечил тебе системного врачебного обследования, и твоя болезнь была обнаружена с опозданием. Я виновен в третьем, четвертом, во многом… Единственное оправдание – я никогда не ронял твою честь, как, наверное, и любой нормальный человек.

А честь наших крымскотатарских матерей, прошедших испытание на стойкость в экстремальных условиях, достойна внимания истории и особой любви к ним Родины. Будучи поголовно обвиненными в измене Родине, когда их мужья, сыновья, братья защищали ее и гибли за нее, они не озлобились, не сделали месть и жестокость своим кредо. Они призывали своих детей не к отмщению, а к труду и созиданию. С их благословения наш народ в годы депортации внес ощутимый вклад в становление промышленности и строительство городов — Чирчика, Бекабада, Ангрена, Алмалыка, Янгиюля…, в развитие хлопководства, строительной, химической, шелкоткацкой и многих других отраслей производства в Узбекистане. И в этих условиях они растили своих детей образованными, значимыми в интеллектуальном пространстве республик Средней Азии. Наши мамы не только спасали нацию, они поднимали ее достоинство. Возвратившись на Родину, они согревали своим теплом семьи в холодных палатках. Нравственная сила материнской морали не позволила ни одному крымскому татарину стоять с протянутой рукой и просить милостыню, практически исключила в крымскотатарской среде разбои, воровство, пьянство. От фундамента до сегодняшних уже в основном обустроенных поселков – воля и сила духа наших матерей.

Мы постоянно призываем к единству. При этом каждый политик видит единство в том, чтобы все собрались вокруг его имени, идеи, партии или организации. Однако, как сложилось исторически, единство должно идти от традиций, от соблюдения их канонов, ключи от которых всегда у наших матерей, ибо единство начинается с семьи, рода, а не с политических лозунгов и призывов. Последние могут быть разовыми и кратковременными, а первые на века.

В Крыму несколько родов «мырза», наподобие дворянства в России, определяли материальную, моральную, политическую и военную суть государства. А они формировались столетиями на устойчивом стволе традиций. Эмиграция наших соотечественников из Крыма – при тех или иных политических перипетиях – это не голос матерей.

Так что наше единство и будущее — у наших матерей, они носительницы и хранительницы наших традиций. Либо мы отторгнем наблюдающееся искривление в отношениях к матери и возведем культ священности матери, либо, ставя мать в бытовых разборках на один уровень с тунеядствующим сыном, ищущей легкую жизнь дочкой, претендующей на право управлять всем и вся невесткой, «осовременимся» и будем терять наши традиции, все дальше и дальше отдаляясь от единства и возрождения.

Слышу возражения: «А кто воспитал этих детей?». Отвечаю: мы – общество, шаг за шагом, книга за книгой, фильм за фильмом, «совершенствуя» воспитание без опоры на традиции или даже отвергая их. Как ни странно, в связке «демократия – нравственность» дисбаланс усиливается с потерей второй, а это симптомы анархии, обесценивания моральных ценностей со скатыванием в режим демократического анархизма или анархического демократизма, беспредел, с непредсказуемыми последствиями. И терроризм ИГИЛ – частное производное от подобных процессов.

Слышу еще: «Не сгущайте краски!». Я уже ответил: смотрите телепередачи, читайте современную литературу, походите по заседаниям судов… Уверен: сегодня для мира не столь страшен финансовый кризис, как кризис нравственный. Слава богу, крымскотатарский народ еще цепляется за нити традиций, и отмеченный беспредел проявляется редко. Но надо помнить: есть закон чисел: отношение 2-х малых величин может превышать отношение 2-х больших. Естественно, традиции, как бы не были консервативны, должны развиваться и гармонировать с волей и почерком времени. Это самый сложный, самый чувствительный, самый деликатный процесс. Здесь к месту правило «Семь раз отмерь (подумай) – один раз отрежь (прими решение)».

Философы, педагоги, гуманисты веками трудятся над этой проблемой, юристы придумывают законы, а результат: «что имеем – то имеем». Архимедов рычаг и генетическая структура традиций исторически оказались у матерей и передавались по наследству. Так решила природа, и не пытайтесь ее корректировать. Поэтому, когда мы говорим о возрождении нашего народа, мы опираемся на его традиции. Без опоры же, как известно, ничего не строится. А отцы? Отцы тоже дети своих матерей. Их успех, место в обществе определяется глубиной восприятия материнской философии, и жизнь по-своему наказывает тех, кто по той или иной причине отторгает мораль матери.

Мы должны силой наших традиций защититься от негативных тенденций падения нравов. Нам необходимо понять, что в нашем спасении от ассимиляции и стремлении к возрождению, месту в мировой цивилизации опора на нравственные устои более значима, чем на те или иные политические меры, ведь во все времена в первую очередь «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Памятью истории мы обязаны с новой силой противостоять несвойственным нашему менталитету явлениям, внушая повседневно:

— Брошенные у входа в больницы, на вокзалах, подъездах домов новорожденные дети – это не для нас, это не в наших традициях;

— Судебные разборки с родителями, родственниками, учителями – это не для нас, это не в наших традициях;

— Попрошайничество, пьянство, воровство, разбои – это не для нас, это не в наших традициях.

Поэтому соблюдение принципов нравственности должно стать каноном в каждой семье, в каждом роду, у каждого из нас. Лозунгами, собраниями, нотациями они слабо прививаются, больше отторгаются. Они должны начинаться с рождения и системно продолжаться как неразрывная часть формирования сознания, личности. А это возможно, если мы возродим истоки и возвысим нравственную силу наших традиций, издревле утверждавших непререкаемый авторитет матери, культ матери, священность матери, как ореол, передаваемый из поколения в поколение.

И какие бы процессы не сопровождали возрождение нашего народа, без опоры на традиции с ореолом матери нам не видать его позитивных результатов.

imgректор045

Февзи и Зение Якубовы

imgректор100

Ф. Якубов с детьми Эльвиной и сыном Чингизом, г. Ташкент, 1977 г.

imgректор026

Сестра Садет

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог