Курс валют USD 0 EUR 0

Любовь к Родине в сердце храня

Комментариев: 0
Просмотров: 407

Аблямит-ага с супругой Урмус

Лидия ДЖЕРБИНОВА

 

Неизбежные напасти,

Бремя лет, трудов и зла

Унесли из нашей страсти

Много свету и тепла.

Н. Некрасов «Старики»

 

«В народе говорят, что человек,

Когда он что-то доброе свершает,

То свой земной, свой человечий век

Не менее чем на год продлевает.

А потому, чтоб жизнь не подвела,

Шагайте, люди, избегая зла.

И помните, что добрые дела –

Вернейшая дорога в долголетье».

Этими словами неизвестного автора можно начать рассказ о человеке, которому в эти дни исполняется 97 лет. Это Аблямит-ага Абдурешитов. Видно, действительно, за столько лет им совершено много добрых дел, и в награду ему идут года. А годы эти, наполняясь силой духа, питали его и изо дня в день вселяли уверенность в завтрашнем дне. Особенно, если вспомнить о былом. А оно еще быльем не поросло и рождается в воспоминаниях. Семейные тайны прошлого века не всегда были достоянием семьи. Его корни берут начало где-то в Большой Ялте, но как и почему оказались в Карасубазаре, где он родился 23 марта 1922 года, он не знает.

Его отец Абдурешит, 1898 года рождения, в 4 года остался круглым сиротой, его мать Гульсум, спасая свою сестру Урие от тифа, заразившись, тоже умерла. Он вырос и стал мельником, и никакая политика его вроде и не интересовала, но всевозможные революционные перипетии прошлого века не давали покоя его душе. В гражданской войне он воевал против войск генерала Врангеля. После продолжал мирную жизнь, которую нарушила Вторая мировая война. Он ушел на фронт, чтобы участвовать в освобождении Родины от гитлеровцев, и только в 1946 году нашел свою семью далеко от родного Крыма – в Кашкадарьинской области Узбекистана. В страшную ночь депортации, 18 мая 1944 года, его жена Аджире, 1904 года рождения, оказалась с четырьмя детьми в эшелоне, с огульно обвиненными крымскими татарами. Всех прибывших людей после 20-дневного карантина распределили по домам местных жителей. Семья попала в колхоз «Чоршанба». Поселившийся в сердце страх не давал покоя. Аджире-апте изыскала возможность перебраться в Шахрисабз. Почувствовав свою мужскую ответственность за семью, ее пятнадцатилетний сын Сеитнеби (на то время старший из детей) стал сапожничать, чтобы прокормить семью, но как говорят: «Где тонко, там и рвется», — в один из дней у него украли весь инструмент. За неимением обуви, в суровую зиму того года сапожник остался без сапог и отморозил ноги. А свирепевшая дизентерия забирала, не разбирая, детей, стариков — ей было все равно. Так она забрала на тот свет самую маленькую и любимую Шукрие, которой было всего 2,5 года. Отец семейства Абдурешит-ага отыскал семью, и только в 1976 году они смогли переехать поближе к родному Крыму, в Геническ Херсонской области, где прожили до конца своих дней в мире, любви и согласии.

Аблямит-ага с сестрой Фикрие

 

Их старший сын Аблямит до войны работал в Карасубазарском совхозе «Предгорье». О нем рассказывает его дочь Эльмира: «Начавшаяся Вторая мировая война изменила все планы  моего  отца, тогда еще молодого человека. В апреле 1944 года его призвали в трудармию. В 1946 году родной дом встретил его пустыми глазницами окон, а во дворе — брошенный очаг. Здесь когда-то кипела жизнь, мама на очаге готовила вкусные блюда, жарила чебуреки. Где же теперь они, где самые родные и дорогие? Оказалось, что их нужно было искать в далеком Узбекистане. Поиски семьи по различным инстанциям, по дальним и долгим железнодорожным путям, привели его в Кашкадарьинскую область. В колхозе «Ходжамат бахши» начал работать в конюшне конюхом, затем в межрайбазе Облпотребсоюза (ОПС №5) водителем, где задержался на 45 лет, до возвращения в Крым. А женился он в 1952 году и прожил с нашей мамой 65 лет.

Моя мама Урмус тоже была родом из Карасубазарского села Карнаут. Ее отец работал в колхозе на табаке, торговал хлопчатобумажной шерстяной тканью «шотландка». С началом войны ушел на фронт, где пропал без вести. А мать Урие (моя бабушка) умерла в 1941 году. Детей разобрали родственники. Не дай Аллах, попадут в руки врага, угонят в Германию! Жила  она у тети Зылхи – маминой сестры, у которой было своих четверо детей. Но это не помешало ей взять еще двух девочек, своих племянниц, на воспитание. С семьей тети разделила трудные голодные военные годы и отправилась со всем народом в принудительную депортацию 18 мая 1944 года».

Их путь был труден и невыносим. Тетя была на сносях. Рожденный в антисанитарных условиях ребенок вскоре умер. А за полуторагодовалой дочерью Васпие требовался уход. Воды нет, посуды нет. Урмус, выходя на каждой станции, находила воду, чтобы хоть как-то прополоскать белье. Однажды она отстала от эшелона, бежала вслед и никак не могла влезть в последний вагон, одеяло мешает вскарабкаться на поезд, а бросить его – значит не во что будет укутать малыша. Какой-то мужчина, с трудом, буквально за шиворот затащил ее. А ведь ей было всего 14 лет. В депортации в колхозе она работала лучше всех. По ней устанавливали норму. Приметив статную, трудолюбивую красавицу Урмус, Аблямит-ага потерял покой. А поженившись, молодые жили мирно, красиво. Были примером для других. У них родилось шестеро детей: пять мальчиков и одна девочка. Но кровоточащая рана, которая зовется Родиной, не давала покоя. В рассказах отца она превращалась в тридевятое царство, тридесятое государство. И дети очень хотели попасть в эту сказку. Он водил их на все митинги, чтобы запечатлеть в их памяти ненасильственную борьбу народа за возвращение на незаконно отобранную Родину, лишенную своих коренных жителей. При сборе денег на содержание в Москве делегатов от народа выделял из семейного бюджета в несколько раз больше, чем остальные. Так приближалось осуществление мечты. И в 1971 году вся семья срывается с насиженного места, с устоявшимся бытом,  и приезжает в Карасубазар, где им дают «от ворот поворот», пригрозив депортацией с изъятием контейнера. Были вынуждены приехать в Мелитополь, где их отказались прописать в купленном доме, бывший хозяин которого переехал в Белоруссию. В приеме на работу из-за отсутствия прописки тоже отказывали. Многочисленные письменные обращения в Президиум Верховного Совета СССР не увенчались успехом. Серьезные материальные затруднения и болезнь Абдурешита-ага вынудили вернуться назад в Узбекистан. Но через 19 лет они все-таки  вернулись на Родину и купили дом в Нижнегорском районе Крыма.

Аблямит-ага с Урмус-апте переехали в микрорайон Ак-Мечеть г.Симферополя. В 2017 году после продолжительной болезни Урмус-апте умерла. В Ак-Мечети живут их четыре сына и дочь Эльмира. У каждого свои дома. Все дети семейные, работают. У всех жизнь идет своим чередом. Аблямит-ага, глядя на своих шестерых детей,15 внуков, 15 правнуков, радуется, что смог вернуть им Родину. У каждого своя история возвращения в Крым. Здесь к месту рассказать о семье его дочери Эльмиры, которая вернулась в Крым в 1990 году с мужем и четырьмя детьми. Ее муж Ринат Бариев, окончив в 1979 году Ташкентский институт связи, работал в Самарканде на престижной работе в ТУСМ-5 (Технический узел связи магистрали), сначала инженером, затем главным инженером, руководителем главного сетевого узла, обеспечивая  всесоюзную связь. И у него, как и у всего народа, несущего бремя «предателя», было неуемное желание вернуться на историческую Родину. Он добился перевода из Самарканда в Бахчисарай, но и оттуда  был вскоре уволен за посещение митинга. Ринат не привык отступать, он отправился на пикет в Симферополь и вынужден был ежедневно, электричкой, ездить домой к родителям в Новоалексеевку. Опаздывать на пикет нельзя — вычеркивали из списка участников пикета, претендующих на клочок земли для строительства жилья. И все-таки выстоял свой участок под застройку дома в Ак-Мечети. Сейчас живут они в своем доме. Дети их радуют внуками и своими успехами на родной земле.

А Аблямиту-ага  Абдурешитову 23 марта исполняется  97 лет. Дай Аллах, чтобы через три года мы смогли его поздравить со столетним юбилеем. И тогда уж точно можно будет сказать: «Он много повидал на своем веку». А пока, продлевая свои годы жизни, он ведет достаточно активный и здоровый образ жизни. Делает утреннюю зарядку, выполняет водные процедуры, обтирается мокрым полотенцем. Его каждое утро видят прогуливающимся бодрым шагом по улице Дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана. А возвратившись с прогулки, он наполняет заранее приготовленные ведра  камнями и носит их по двору собственного дома 20 раз туда-сюда. Радость жизни вдохновляет его. Пожелаем же ему еще долго радоваться жизни на любимой Родине в Крыму в полном здравии!

Хайырлы яшлар олсун, урьметли Аблямит-ага!

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог