Победа известного комика Владимира Зеленского на выборах президента Украины стала первой вехой на пути нового передела власти и собственности в Киеве. По сути дела, президентские выборы лишь пролог к намеченной на осень парламентской кампании, которая окончательно определит новый ландшафт украинской политики.
Рекордсмен
73,2% — заоблачный по украинским меркам уровень поддержки — получил оппозиционный кандидат В. Зеленский, баллотировавшийся на пост главы государства от неимеющей в Верховной Раде ни одного мандата партии «Слуга народа». Рекорд Леонида Кравчука в далеком декабре 1991 года, заручившегося поддержкой 61,6% избирателей, оказался побит (правда, в абсолютных цифрах Кравчук все же получил больше — 19,6 млн. голосов против 13,5 у Зеленского, но и население Украины тогда было более многочисленным, приближаясь к своему историческому максимуму в 52 миллиона человек).
Результат Владимира Зеленского, к слову, оказался сопоставим с результатом Владимира Путина, за которого в марте прошлого года отдали голоса 76,7% принимавших участие в голосовании россиян. И если российского лидера поддерживала идея крымского вопроса, вся мощь внутриполитического блока администрации президента, разветвленные структуры правящей партии и Общероссийского народного фронта, то украинцев вокруг В.Зеленского сплотило неприятие сложившейся в стране социально-экономической ситуации.
Брошенный Зеленским в ходе дебатов на стадионе в сторону Порошенко вопрос (оставшийся по большому счету без ответа) о том, как в такой бедной стране оказался самый богатый в Европе президент, несомненно, сыграл на чувствах многих украинцев. Шедшему на второй срок под консервативным лозунгом «Армия, язык, вера» Порошенко пришлось расплачиваться за свои популистские обещания 2014 года (закончить войну на Донбассе в течение нескольких часов), столкнувшись с разочарованием общества, видевшего в нем, с одной стороны, политика, позиционировавшего себя как главный враг России, а с другой — бизнесмена, до последнего медлившего с закрытием своей кондитерской фабрики в Липецке (Россия), чье состояние росло, несмотря на войну. В этом отношении результаты украинских выборов весьма показательны и для России. Общество может сплотиться против внешней угрозы, но не любит, когда все издержки в виде падения уровня жизни и сокращения социальных обязательств государства перекладываются на народ, в то время как власть имущие продолжают безудержно обогащаться.
Партия власти
Победа В.Зеленского, впрочем, не означает автоматического перехода в его руки контроля над всей исполнительной ветвью власти. В нынешних украинских реалиях формирование кабинета министров — прерогатива правящей парламентской коалиции. В то время как президент может лишь предложить кандидатуры министров обороны и иностранных дел, генерального прокурора, главы Службы безопасности, которых, опять же, должны утвердить депутаты.
В этой связи, очередные выборы в Верховную Раду, которые должны пройти в октябре этого года, приобретают большое значение. Новый украинский президент будет стремиться трансформировать полученный от общества кредит доверия в парламентскую фракцию, способную играть ведущую роль в формировании нового правительства. В то время как его политические конкуренты, как с прозападной, так и с пророссийской части политического спектра, будут стремиться укрепить свои позиции.
Уходящий президент П. Порошенко объявил о том, что остается в политике. Очевидно, он тоже намерен участвовать в парламентских выборах. Об этом свидетельствуют и его публичные шаги (встреча со сторонниками на Банковой, поездка во Львовскую область — единственный регион, поддержавший его во втором туре), но перспективы его политической силы в текущих условиях не выглядят блестящими. Если в первом туре президентских выборов за Порошенко голосовало почти 16% избирателей, то теперь, лишившись админресурса, ему будет сложно повторить даже этот результат. К тому же, новая власть однозначно заинтересована в выявлении и разоблачении нарушений своих предшественников, а из стана проигравших потянутся вереницы перебежчиков. Так, соратник Порошенко премьер-министр Гройсман уже объявил, что пойдет на парламентские выборы во главе собственной партии.
Покойный российский премьер-министр Виктор Черномырдин как-то, говоря о партстроительстве в постсоветской России, заметил, что «какую бы общественную организацию мы ни создавали — получается КПСС». Эта фраза оказалась весьма актуальной для многих республик бывшего СССР. В украинском случае роль партии власти последовательно пытались играть кучмовская Народно-демократическая партия, ющенковская «Наша Украина», януковичевская Партия Регионов. Но все эти политические проекты быстро приходили в упадок после утраты их лидерами властных рычагов. Очевидно, теперь наступает черед и Блока Петра Порошенка «Солидарность», место которого будет стремиться занять «Слуга народа» Зеленского.
В этой связи довольно интересным представляется вопрос о судьбе крымскотатарских политиков, принявших в 2014 году сторону Киева в противостоянии с Москвой. В ходе президентской кампании Меджлис (признан в России экстремистской организацией) выступил в поддержку Порошенко. М.Джемилев стал доверенным лицом Порошенко в одном из избирательных округов Киева, а Ахтем Чийгоз — в округе, охватывающем Генический район Херсонской области. Все это было неудивительно на фоне того, что лидеры Меджлиса в течение последних лет пользовались поддержкой киевской власти. М. Джемилев и Р. Чубаров (обоим запрещен въезд в Россию) были избраны в Верховную Раду по списку Блока Порошенко, их выдвиженцы назначались на посты в органах власти, телеканал АТР получал финансирование из госбюджета. Поражение П. Порошенко ставит лидеров Меджлиса в сложное положение. М. Джемилев уже заявил о переходе в конструктивную оппозицию к новой власти. Очевидно, осенью меджлисовцам придется сильно постараться, чтобы сохранить за собой хотя бы одно место в Верховной Раде.
Избрание В.Зеленского президентом открывает и более широкий вопрос об украинской политике в отношении Крыма. Ведь новый президент может оставить все как есть, а может попытаться скорректировать политику своего предшественника. Так, первый президент Украины Л.Кравчук в интервью РИА Крым призвал своего молодого коллегу снять блокаду полуострова: «Украина ни при каких обстоятельствах не согласится признать, что Крым – не украинский. Но нужно делать так, чтобы наши отношения с живущими в Крыму людьми были человеческими. Необходимо снимать все блокады. Вопросы, связанные с водой, электроэнергией и так далее, должны решаться цивилизованным рыночным путем. Если мы наладим нормальные отношения с жителями Крыма, думаю, постепенно мы эти отношения будем углублять, развивать, и придем к каким-то правильным выводам», – заявил политик.
comments powered by HyperComments