Скульптор Айдер Алиев завершил работу над образом Номана Челебиджихана
Первый памятник первому председателю правительства Крымской демократической республики, поэту и муфтию
Жизнь доказала, что двигателем истории является инициатива, но она во все времена особо не приветствовалась. Вспомнилась полушутливая фраза: «Если есть человек, который готов горы во благо народа свернуть, всегда найдутся люди, готовые пойти за ним, чтобы свернуть ему шею…» А на ум она мне пришла после того, как инициатива организации «Крым-Юрт», во главе с Рустемом Эмировым, и его единомышленников по поводу установления памятника крымскотатарскому политику и реформатору Номану Челебиджихану была поддержана общественностью. После первой публикации в «Голосе Крыма new» о пути, который прошла инициативная группа по согласованию всех разрешительных документов, определению места и автора будущей скульптуры, откликнулись желающие внести свой посильный вклад в увековечение памяти достойного сына крымскотатарского народа. Многим понравилась идея всенародности памятника, и на открытый банковский счет стали поступать средства. Люди приносят свои деньги лично или объединившись группами, и с благодарностью отмечают важность этой инициативы. Однако не все. Раздаются и мнения о том, что, дескать, негоже памятнику такой выдающейся среди крымских татар личности стоять в степном селе под Джанкоем, надо бы в крымской столице. Отлично, кто же – против? Есть непаханое поле для новых инициатив, и народ, думаю, поддержит. Вот только эту инициативу не дайте «заболтать» и подрубить на корню или опорочить. Список пожертвований абсолютно прозрачен, фамилии и размер выделенных средств еженедельно публикуется на страницах «Голоса Крыма new», а вот о ходе работ в этом направлении мы сегодня расскажем, побывав в мастерской скульптора Айдера Алиева.
— Айдер-бей, вы являетесь автором памятников таким выдающимся личностям, как Исмаил Гаспринский, надмогильных камней (башташ) общественным деятелям Амету и Мерьем Озенбашлы, Сабрие Сеутовой, Идрису Асанину. В соавторстве с Константином Цихиевым вы создали памятник киноактеру Михаилу Пуговкину, установленный на Набережной Ялты. Каково оно — быть автором первого памятника Номану Челебиджихану?
— Идея создания памятника этой личности витала в народе давно. В середине 1990-х известные поэты Шакир Селим и Юнус Кандымов мечтали об этом и часто делились своими мыслями по этому поводу. Но за все эти годы не нашлось ни организации, ни группы людей, которые взялись бы за реализацию этого серьезного и ответственного проекта. Челебиджихан очень значимая в истории моего народа фигура. И я давно в голове вынашивал его образ, обдумывал композицию, взгляд, изучал по сохранившимся двум-трем фотографиям характер, анатомические особенности, прическу, костюм. В 1990-х годах по инициативе общественности на здании Севастопольской тюрьмы, где перед зверским убийством держали Номана Челебиджихана, в память о нем была установлена мемориальная доска. Мне выпала честь быть ее автором. Запомнился случай, как однажды с нее пропал барельеф, к счастью, через несколько дней правоохранителями были найдены злоумышленники, и барельеф Челебиджихана вновь был установлен на место. Сегодня же мне выпала не менее ответственная миссия выступить автором бронзового бюста Челебиджихана – автора крымскотатарского национального гимна, героической личности, пожертвовавшей своей жизнью во имя высоких идей человечества. Он погиб трагически, и тело не было предано земле, а выброшено в море, чтобы ни могилы, ни памяти о нем не сохранить. Поэтому идея создания памятника — и на его малой родине, и в крымской столице — очень важна.
— Мы сейчас видим вашу работу, это еще не окончательный этап, но самый сложный и ответственный, расскажите, пожалуйста, читателям о том, как из эскиза рождается памятник.
— Одно дело — изобразить лицо на плоскости в двухмерном пространстве, совершенно другое – в трехмерном объеме, где пластическая задача образа усложняется. Здесь важна каждая деталь, малейший маневр, изгиб, штрих – и все, образ теряется. Передать в скульптуре взгляд, движение, поворот головы, главное – характер, душевное состояние. Нужно понимать, что это не надмогильный памятник, а вдохновляющий, воспитывающий, одухотворяющий монумент. То, что вы видите сейчас – это бюст в глине, кстати, выполненный с учетом пожеланий историков, литераторов, общественных деятелей, изучавших биографию и деятельность Челебиджихана. Затем с глиняного бюста снимается гипсовая форма. Следующий этап – восковка, слепок заливается воском. И уже окончательный этап — из воска снимают форму и заливают бронзой в литейном цехе.
Что ж, дорогой читатель, это был своего рода репортажный отчет с места событий о проделанной скульптором работе. Дело за вами, сбор средств продолжается. Бюсту национального героя на его малой родине — быть! И в крымской столице – тоже? Инициатива приветствуется…
comments powered by HyperComments