Гульнара СИЧАЕВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия
Крымскотатарское дворянство имеет великую многовековую историю, уходящую корнями своего происхождения еще в эпоху завоеваний кочевников Великой Степи, прошло сложный путь становления и выдвижения в правящие круги независимого национального государства крымских татар. В лице родоплеменной аристократии и служилого дворянства оно политически и экономически доминировало в Крымском ханстве, на протяжении всего существования которого фактически сосредоточив всю власть и основную военную силу, играло далеко не последнюю роль в государстве.
По мнению казанских ученых Д.Исхакова и Л.Измайлова, начальный этап становления кланово-племенной структуры империи Чингиз-хана в тюрко-монгольском обществе приходится на 1206 год, когда Чингиз-хан, став ханом новой конфедерации племен, не предпринял никаких попыток изменить основной порядок нового общества. Он просто расширил существующую племенную структуру и вскоре санкционировал племенной порядок своей державы, признав в своем ярлыке 9 новых или существующих племенных групп «тысячами», то есть военно-административными и этнополитическими единицами. Подобную картину мы можем увидеть уже в период Крымского ханства, когда административно-территориальную единицу наряду с кадылыками составляли бейлики определенных знатных родов, как и основную военную силу хана.
Позже, с дальнейшей экспансией Монгольской империи, были сформированы другие новые «тысячи» и назначены новые их владетели. Одновременно происходило выделение улусов и войск из различных кланов для сыновей Чингиз-хана, которые сами становились ядром для будущих обширных владений и также использовали свои отряды для создания на новой территории новой военно-административной организации, в основе которой лежали кланы, ведущие свое происхождение из Центральной Азии, сохранившейся и в социальной структуре Золотой Орды.
Само присутствие клановых структур в Золотой Орде не подлежит сомнению. Уже в ранний период важную роль в политике Улуса Джучи играли представители кланов Салджигут, Кингит и Хушин, а также некоторые другие – Алчи-татар, Кийат и Кунграт. Кланы Кийат, Салждигут, а также Алчи-татар, Кунграт и Мангыт играли важную роль в Ак— и Кок-Орде (пер. пол. XIV века). Уже в 1380-е гг. можно видеть совсем другую ситуацию – наряду с прежними кланами Кунграт, Кийат и Сарай в число ведущих кланов начинают выдвигаться кланы Мангыт, Ширин и Барын. Причем клан Ширин закрепляется в Крыму. Позднее, уже в XV веке, именно из этих кланов выдвинутся четыре правящих клана в Крымском ханстве – Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак. Клан Ширин являлся одним из самых важных и влиятельных в системе власти Улуса Джучи и при хане Тохтамыше заменил в Крымском тумене клан Кийат. Не исключено, что другие кланы (Аргын, Барын, Ширин), считавшиеся элями хана Тохтамыша, сдвинулись на запад одновременно с кланом Ширин. Всего выявлено 37 важнейших правящих клановых наименований в Улусе Джучи.
Крымскотатарская феодальная аристократия Крыма в лице Ширинов, Аргынов, Барынов, Кыпчаков и другого родового дворянства, располагавших громадными земельными угодьями, пока Крым оставался в зависимости от ханов Дешт-и Кыпчака, не могла свободно распоряжаться своими богатствами. Попытка Хаджи-Гирая закрепить за собой Крымский полуостров в 1434 году потерпела неудачу. Он встретил сопротивление со стороны рода Кунгратов, одного из знатнейший родов Джучиева Улуса. Но если в 1434 году цементирующей активности влиятельного рода Конгратов хватило, чтобы перебороть сепаратистские настроения кланов Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак, то спустя десятилетие этот противовес исчез вместе с Золотой Ордой. Теперь же, в период вторичного возвращения Хаджи-Гирая в Крым в 1443 г., обстановка резко изменилась. Поэтому местная крымскотатарская аристократия начала тайно сноситься с Хаджи-Гираем, все еще находившемся в Литве при дворе Казимира. В 1443 г. он был повторно приглашен ведущими крымскими кланами на крымский престол. Согласно польско-литовским хроникам, «татары перекопские, барынские и ширинские, у которых царь умер без потомства, прислали к Казимиру, великому князю литовскому, с просьбой дать им на царство Хаджи-Гирая, который, бежав из Орды, в то время проживал в Литве. Казимир возвел с литовскими панами того Хаджи-Гирая на царство татарское и послал его в Перекопскую Орду с маршалом Радзивилом, который посадил его там на трон отцовский». Приведенное выше сообщение о роли кланов Ширин и Барын в интронизации в Крыму Хаджи-Гирая в 1443 г. свидетельствует о значимости, могущественности и влиятельности этих древних родов.
Не последнюю роль сыграла аристократия в событиях 1475 года, связанных с прибытием турецких войск в Крым, в которых активное участие принял ширинский мурза Эминек. Он, оставшись за пределами Кафы, привлек на свою сторону всех татар и, отправившись к начальнику флота, привез с собой свежие припасы и предложил ему свои услуги. Таким образом, представитель рода Ширин помог турецким войскам овладеть крымским городом во время своего личного противостояния за главенство в своем роду. Позиция же самого Эминека внутри ханства не отличалась особой устойчивостью.
В Крымском ханстве в XV – XVI вв. были известны знатнейшие бейские рода. Сигизмунд Герберштейн сообщает о таких четырех родах: Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, главных советников ханов. Упоминаются кроме этих имен еще рода Кийят, Мангыт и Салджигут, которые появились в Крыму с ногаями. В путевых заметках М. Броневского несколько другая ситуация, где в иерархической последовательности родов идут кланы Ширин, Барын и Мангыт, а не как у Герберштейна, где третье место занимает род Кыпчак. В его сообщении также сказано, что племенная аристократия «пришедшая», хотя на сегодняшний день существует мнение, что род Ширин является коренным крымским родом.
М. Броневский писал о Крыме второй половины XVI века. В первой же половине XVI века проходила интенсивная борьба за более высокое положение и власть среди племенной аристократии ханства. Усиление Мангыт-ногаев в крымской политике датируется временем Менгли-Гирая. Мансуры сумели за столь короткий срок выдвинуться в число ведущих кланов, оставив за собой рода Кыпчак и Кийят.
В источниках XVII – XVIII веков фигурируют следующие фамилии родовой аристократии: Ширин, Барын, Мансур, Салджигут, Аргын, Яшлав, первенство за собой всегда оставляют Ширины. Образуя определенный род племенной конфедерации под управлением баш-карачу лидирующего клана Ширин, четыре клана действовали как главная военная сила в ханстве и управляли государственной политикой в своих коллективных интересах. Представители клана Ширин в начале XVI века могли выставить 20 тыс. воинов. Реально же Ширины выставляли около 5 тысяч воинов, Аргыны и Кыпчаки – 3 тысячи, а Мангыты – 2 тысячи. Вопрос численности войска на данный момент является открытым и требует последующих уточнений. Надо иметь в виду, что в период победы над Большой Ордой в Крым прибыли еще кланы Кийат, Салджигут и Конграт. В некоторых случаях они могли иметь достаточно крупную численность. Со сведениями о военном искусстве, тактике ведения боя и воинского мужества крымских татар мы можем ознакомиться посредством крымскотатарского источника XVII века «Книга походов» Сенаи, где наиболее яркой личностью среди высшей знати был «подобный льву по имени Тугай бек», ставший комендантом крепости Ферахкерман.
Известно, что крымскотатарское дворянство состояло из двух социальных групп общества – родового дворянства и служилого (къапы-къулу). Штат къапы-къулы (дворяне, получившие наследственные привилегии за службу, усердие и личную преданность хану) учредил Сахиб I Гирай, сын Менгли-Гирая, по образцу турецких янычар и сейменов. В начале этот тип формирований состоял из черкесов, лезгин, кабардинцев, но позднее в него вошли и крымские татары. Их потомки и получили впоследствии дворянство. Архивные данные устанавливают следующие фамилии служилого дворянства. При деле №6932 «О дворянстве мурз Бораганских» приводится свидетельство о том, что фамилия Бораганских происходит от древней фамилии Бораган, выдвинувшейся из числа капухалков. Некий Хайдар-бей из «кунутских князей» (?) состоял на службе у Сахиба I Гирая, который выдал соответствующий ярлык от 1543 года. Есть свидетельство о том, что род Улановых находился на службе у Мехмед II Гирая, им был выдан ярлык в 1576 году. Представителям рода Даирских был выдан ярлык Селимом I Гираем, подтвержденный Крым Гираем. Вполне вероятно, что этому роду также не требовалось официального подтверждения своих полномочий от верховной власти, т. к. некоторые авторы и Э.Челеби, и Ш.де Пейсоннель придают данному роду немалое значение, но в то же время не приравнивают его в статусе к высшей знати. Возможно, это объясняется немалым военным потенциалом и значительными территориальными владениями в Перекопском уезде, между Салгиром и Зуей. Также стало известно, что в 1625 году Мехмедом III Гираем был выдан ярлык представителям рода Джанклычевых, в котором выделялись земли при речке Черкес-Кобазы с угодьями (ныне Бахчисарайский район, с. Малиновка). Данный ярлык был подтвержден Селим I Гираем. При деле №6548 «О внесении в дворянскую книгу Ногаевых» утверждается, что представители данного рода являются из рода Едиге-бея, который, в свою очередь, является основателем рода Мангыт. Это еще не полный перечень фамилий, которые происходят из числа служилого сословия.
Французский дипломат Ш. де Пейсоннель, находившийся в Бахчисарае в 1775 году, помимо родовой знати называет и фамилии штата къапы-къулу – Авлан, Узие, Кайа, Сабла, Олан, Кемаль, Эл.
П. Палас приводит в общей сложности 15 дворянских фамилий, в состав которых входила родовая знать и выслужившееся дворянство: Кая, Кипчак, Ойрат, Меркит, Аблан, Бурульча, Битак-булгак, Собла, Субан-гази-оглу, Едие-оглу, две последние фамилии ногайского происхождения, жившие большей частью за Перекопом. Наряду с этим высшим дворянством автор указывает о существовании еще одного «класса дворян или мурз, называющихся капихалки», происходящий от занимавших при ханском дворе самые значительные государственные должности. Общее число фамилий къапы-къулу в Крымском ханстве насчитывало около 48, подлинность которых может быть доказана письменными, в том числе архивными, данными.
Большинство родоначальников выдающихся фамилий крымских татар со своими народами пришли в Крым в разное время, начиная с 1224 года из приволжских степей, кроме некоторых, а именно:
— Родоначальник фамилии Булгаковых Абдульлатиф-ага прибыл со своим отцом Темиром-ага из Турции и закупил массу земель в разных частях Крыма, между прочим и деревню Булгакъ Евпаторийского уезда, которая была избрана местом постоянного их жительства. Абдульлатиф-ага, по принятию присяги на русское подданство, в 1783 году умер, а Меметша бей, его сын, женился на дочери князя Кантакузина и переехал в Коккоз, приняв фамилию по родовому имению Булгакъ.
— Фамилия Балатуковых, родоначальник которой Аджи Бекир бей Болатин оглу из влиятельных князей большой Кабарды прибыл из Кавказа при Каплан Гирай Хане в 1709 году.
— Почти в одно время с ним прибыл, оттуда же, и из тех же князей Хункал бей, родоначальник фамилии Хункаловых.
— В числе прибывших с ним был Уздень Черик бей из Кумыкских князей, и потомство по мужской линии приняло фамилию Уздемниковых, а по женской – Чериковых, впоследствии переделанное в Чергеевых.
— Фамилия Крымтаевых, родоначальник коих Куртмурза Ойрат бей из рода Тамагулы Трымтай, прибыл в Крым из Туркмении при присоединении Крыма к России. Потомок его Батыр ага (сын Али ага, бывшего берегового начальника) подписывался Тамагуль Крымтайский; он умер в чине коллежского советника в 1809 году.
После присоединения Крыма Российской империей Екатерина II указом от 22 февраля 1784 года объявила о том, что крымскотатарская знать может быть зачислена в состав российского дворянства, если она представит соответствующие документы о своем родовитом происхождении. Была создана специальная комиссия по сбору доказательственных документов. В январе 1787 года в Крыму были проведены первые дворянские выборы, на которые съехалось со всего Крыма до ста мурз. На выборах были избраны уездные предводители уездного дворянства, уездные судьи и уездные исправники.
Таким образом, в Крымском ханстве влияние и могущество крымской знати практически не было ограничено, основой которого была экономическая и военная независимость от правящей династии Гираев, которая сделала попытку ограничения власти родовой аристократии посредством учреждения личной гвардии хана. После аннексии Крыма политика Российской империи была прогнозированной, новая власть выдачей новых привилегий, наделением некой властью и земельными наделами подобным образом привлекала на свою сторону влиятельный слой общества среди простого населения Крыма.
(Продолжение следует)
Исмаил-мурза Муфтий-заде
Суин-бей Яшлавский с супругой Хатидже-ханым
Борсултан Аргинская
comments powered by HyperComments