Курс валют USD 0 EUR 0

Остров Стамбул

Комментариев: 0
Просмотров: 560

Очередной виток войны в Сирии, в ходе которой чрезвычайно серьезно пересеклись геополитические интересы Турции и России, вновь актуализировал вопрос о режиме использования черноморских проливов.

Не секрет, что с момента своего вступления в сирийский конфликт, российская сторона оказывает значительную военно-техническую помощь правительству президента Башара Асада. Большую роль в этом процессе играет так называемый «сирийский экспресс» — регулярные походы к сирийским берегам российских военных кораблей, доставляющих необходимые грузы для российского военного контингента и его союзников. При этом наиболее короткий морской путь, связывающий Россию и Сирию, как раз пролегает через Черное море и зону проливов.

На фоне эскалации боевых действий в сирийской провинции Идлиб и все большего вовлечения в конфликт регулярных турецких войск, в Стамбуле и Анкаре начали раздаваться голоса, призывающие к закрытию Босфора и Дарданелл для российского флота. Надо полагать, впрочем, что если дело и примет подобный оборот, то лишь в самую последнюю очередь. Ведь столь серьезный шаг будет означать практически полный разрыв отношений между двумя странами.

Между тем, Турция готовится к реализации масштабного инфраструктурного проекта — строительству судоходного канала «Стамбул», который свяжет Черное и Мраморное моря, став рукотворной альтернативой Босфору. Этот проект вызывает некоторое беспокойство в России. Время от времени в российских СМИ высказываются опасения насчет того, что в случае появления канала, существующий статус черноморских проливов, определяемый конвенцией Монтрё от 1936 года, будет пересмотрен. И таким образом, вопросы транзита через проливы будут решаться исключительно по усмотрению Анкары.

Проливы — мечта империй

Проливы Босфор и Дарданеллы, а также лежащее между ними Мраморное море находятся в месте наибольшего сближения Анатолии и Балканского полуострова, Азии и Европы. Значение этой водной артерии еще с древних времен было крайне велико. Неслучайно в начале XIII века правители итальянской Венеции, подкупив лидеров очередного крестового похода, направили корабли с воителями гроба господня не к берегам мусульманского Египта, а к стенам Константинополя. Захват и разграбление города крестоносцами положило начало упадку Византийской империи, открыв, вместе с тем, для венецианцев и генуэзцев дорогу для экспансии в регионе Черного моря.

Спустя сто пятьдесят лет, контроль над Дарданеллами установили турки-османы, ведомые султаном Орханом. Это стало началом османских завоеваний на Балканах, и век спустя, султан Мехмед Фатих, овладев штурмом столицей некогда могущественной Византии, сделался хозяином обоих берегов Босфора, надежно связав азиатскую и европейскую части своей растущей империи.

Со времен Петра I правители набиравшей силы России мечтали о выходе своей страны к Средиземному морю. В ходе ожесточенных и кровопролитных русско-турецких войн, Российская империя последовательно продвигалась к этой цели. Однако другие крупные игроки на международной арене полагали, что не в их интересах допустить столь существенного усиления России. В ходе Крымской войны 1853 – 1856 гг., пришедшие на помощь османам Англия и Франция не позволили российскому императору Николаю I осуществить раздел Турции по своему усмотрению.

Однако планы по захвату проливов продолжали разрабатываться в российском генштабе. Вступая в 1914 году в Первую мировую войну, в военных и политических кругах Петербурга надеялись, что теперь уж точно настал момент для установления контроля над Босфором и Дарданеллами. Когда Февральская революция 1917 года привела к падению династии Романовых, внешнеполитические устремления в петербургских верхах первоначально не сильно изменились. Занявший во Временном правительстве пост министра иностранных дел лидер либеральной конституционно-демократической партии Павел Милюков был настроен по отношению к Турции чрезвычайно воинственно. Выступая в конце марта 1917 г. на съезде партии кадетов, известный казанский политический деятель и депутат Госдумы (член Мусульманской фракции) Садри Максуди, выражая поддержку России в борьбе с германским империализмом, вместе с тем, предлагал кадетам отказаться от завоевательных планов в отношении турецких территорий, но встретил полное непонимание. Однако те, кто мечтал о проливах, не удержали контроля над собственной страной и спустя три года оказались в Стамбуле уже в качестве беженцев, спасавшихся от красного террора и власти победивших в Гражданской войне большевиков.

После ужасов Первой мировой войны, в мире был определенный запрос на то, чтобы пересмотреть основы международной политики, с тем чтобы избежать новых глобальных потрясений. Одним из важных соглашений межвоенного периода стала конвенция Монтрё о статусе черноморских проливов.

Подписанная в швейцарском городе Монтрё летом 1936 года, с участием представителей СССР, Турции, Великобритании, Франции, Австралии, Японии и балканских государств, конвенция предоставила свободу прохода через проливы торговым судам всех стран мира. Что же касается военных судов, то государства, имеющие выход к Черному морю, при условии предварительного уведомления турецких властей, могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. В отношении же военных кораблей нечерноморских государств вводятся ограничения, в частности, время их пребывания в Черном море ограничивается 21 днем.

Вместе с тем, положения конвенции позволяют Турции, если она является воюющей стороной или считает, что ей угрожает опасность войны, закрыть проливы для прохода военных кораблей иностранных государств.

Уже в конце Второй мировой войны Советский Союз попытался пересмотреть положения конвенции Монтрё. И.Сталин потребовал у Анкары права на размещение в Дарданеллах советской военной базы. В свою очередь, Турция вошла в союз с США, став членом НАТО. После смерти И.Сталина в 1953 г., руководители СССР пошли на нормализацию отношений с Турцией, отказавшись от ультиматумов и территориальных претензий.

Канал и новый город

Сегодня никто в мире не подвергает сомнению суверенитет Турции над проливами. Вместе с тем, планы турецких властей по строительству большого судоходного канала, о которых впервые было заявлено еще в 2011 году, ставят вопрос о действии в будущем положений конвенции Монтрё.

По заявлениям главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу, Турция не стремится к отказу от конвенции, а новый канал будет строиться с целью минимизации экологической угрозы проливу Босфор и формирования выгодной альтернативы для судоходства в регионе. Вместе с тем, по словам министра, Турция будет сама устанавливать режим прохождения судов через канал и взимать плату за пользование им. О том, что проект канала «Стамбул» не изменит конвенции Монтрё, и потому является внутренним делом Турции, заявлял и российский посол в Анкаре Алексей Ерхов.

По заявлениям турецких властей, ежегодно через Босфор проходит около 50 тыс. судов, и строительство канала позволит разгрузить пролив, направив по нему, прежде всего,  большие нефтяные танкеры. Планируется, что канал пройдет западнее Стамбула по территории районов Кючюкчекмедже, Сазлыдере и Дурусу. Протяженность водной артерии составит 43 километра. Пропускная способность канала, предположительно, составит 160 судов в день. По обеим сторонам канала будет построено два новых города с портами, логистическими центрами, современными жилыми районами на 500 тысяч человек. Строительство канала фактически превратит европейскую часть Стамбула в большой остров, что потребует строительства дополнительной инфраструктуры — 10 мостов, соединяющих город с европейской частью страны. Всего стоимость проекта оценивается в 50 миллиардов долларов.

Строительство канала по планам турецкого правительства должно быть осуществлено к 2023 году, когда будет отмечаться 100-летие со времени провозглашения Турецкой республики. Однако у строительства канала есть и многочисленные противники внутри Турции. Против проекта выступают экологи и представители оппозиционных политических сил, которые указывают на различные риски, с которыми сопряжен столь масштабный проект. То, как удастся Р.Эрдогану осуществить самый масштабный и амбициозный инфраструктурный проект своего правления, будет зависеть от устойчивости финансового и внутриполитического положения Турции в ближайшие годы.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог