Курс валют USD 0 EUR 0

Двое из Камышлы

Комментариев: 0
Просмотров: 626

Сеттар ЁЛДАШ, г. Бахчисарай

 

Хочу написать о двух достойных и уважаемых ветеранах Великой Отечественной войны из старинной крымскотатарской деревни Камышлы, что находится примерно в 3 км к югу от Камышловского моста в Балаклавском районе Севастополя. К сожалению, оба этих человека уже в мире ином, и пусть мой рассказ напомнит об их героическом прошлом и будет посвящен их светлой памяти.

Рефат Ганий

Мой дядя Рефат Ганий родился в 1921 году в деревне Камышлы в бедной крестьянской семье. Отец его вскоре умер от голода и болезни, и мать Хатиме через год вышла замуж за односельчанина по имени Ганий. В этом браке родились его сводные братья Эдем, Реис, Куддус, Сыдык и сестры Диляра и Лиля. Отчим относился к Рефату, как к своим детям, и мой дядя всегда с благодарностью вспоминал о нем. После окончания школы-семилетки, Рефат поступил в ФЗУ в Севастополе и после его окончания получил специальность электросварщика, до призыва в октябре 1940 года в ряды Красной Армии работал на одном из военных заводов Севастополя. После окончания учебной части на юго-западе Украины, где готовили саперов, специалистов по минированию и разминированию, его зачислили в 102 отдельный саперный батальон. К началу войны он уже был младшим сержантом и командиром отделения. 22 июня 1941 года военный городок, где находился его батальон, подвергся  бомбардировке немецко-фашистской авиации, и Рефат чудом остался жив.

В составе 5 горной инженерно-саперной бригады 2 украинского фронта он освобождал Советский Союз, Румынию, Венгрию, Австрию и Чехословакию. Особенно тяжелые бои шли при взятии Будапешта с октября 1944 года по февраль 1945 года. Дядя Рефат был дважды тяжело ранен в голову и плечо, но после излечения в госпиталях возвращался обратно в строй. Из его рассказов я узнал, что основная функция саперов  на фронте заключалась в создании минных полей на переднем крае обороны  и проходов через них при наступлении наших войск. Также саперы сопровождали наших разведчиков на линию фронта и встречали их, при необходимости поддерживали огнем. Большая работа проводилась саперами при разминировании различных объектов и дорог после  освобождения территории от врага.

После выселения крымских татар из Крыма 18 мая 1944 года, Рефата вызвал с передовой к себе в штаб командир части и объявил об указе ГКО о крымских татарах и приказе о демобилизации военнослужащих крымскотатарской  национальности с последующей отправкой их в тыл. Он также сообщил, что под личное поручительство он оставил Рефата в части, и он может продолжать воевать дальше. По этой причине, наверное, Рефат не получил и  свой второй боевой орден Славы 3 степени, которым наградили его в марте 1944 года. Запись об этом представлении сохранилась в красноармейской книжке, но награждение так и не состоялось. Войну Рефат закончил в звании гвардии старший сержант и в должности помощник командира взвода, а его грудь украшали орден Красной Звезды, медали «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и др. В августе 1946 года он хотел вернуться в Крым, в родной Камышлы, но на границе Крыма его задержал военный патруль и отправил  через железнодорожную комендатуру в Среднюю Азию, в места высылки его семьи. Здесь он должен был встать на учет в спецкомендатуре и ежемесячно отмечаться, вплоть до 1956 года. Рефат часто задавал себе вопрос, за что власть так жестоко обошлась с ним, его семьей и народом, обвинив в предательстве, и не находил ответа.  Поэтому он не носил боевые награды по разным торжествам и праздникам, надевал пиджак с наградами только в День победы 9 мая, в память о своих однополчанах, не доживших до победы.                                                                      Свою семью после долгих поисков он нашел в городе Самарканде. После женитьбе на моей тете Алие, переехал в Душанбе. К сожалению, своих детей у них не было, но детей они любили и нам, племянникам, когда мы гостили у них, всегда были рады.

В 1988 году дядя Рефат и тетя Алие вернулись в Крым. Но ни в родной Камышлы, ни в родную деревню тети Алие — Корбек (Изобильное), что под Алуштой, власти их не пустили. После долгих поисков им удалось купить небольшой старый домик в поселке Калай (Азовское). К сожалению, недолго прожил ветеран в родном Крыму. Через полгода, в феврале 1989 года он скончался от инфаркта. Не выдержало его сердце всех лишений, несправедливости и унижений, выпавших на его долю и долю его народа.                  После смерти тети Алие, документы и награды дяди, как я узнал позже, забрали его племянники, сыновья его сводного брата Эдема. По предоставленным ими документам выяснилось, что записан он как Ганий (имя) Рефат (фамилия) Алейдинович (отчество). Наверное, когда выдавали документы, записали не в той последовательности, а сам он не стал впоследствии эти ошибки в своих документах исправлять.  А его сводный брат Эдем, 1923 года рождения, участник ВОВ, в документах значится как Илья Алединович Ганиев. Эдем-ага скончался в 2005 году в Крыму.

Шура Камышловская

Второй героиней моего рассказа является славная дочь крымскотатарского народа Шевхие Абибуллаева (Шура Камышловская). Сердце этой отважной и героической женщины перестало биться в ночь со 2 на 3 февраля этого года, в возрасте 96 лет.

Как-то в  гостях у знакомых в Камышлы мне  рассказали об этой женщине,  и я решил обязательно с ней познакомиться. Когда в августе 2008 года я впервые пришел к ней в дом, где меня встретили со всем радушием и гостеприимством, был поражен, что несмотря на возраст (ей тогда шел 85 год), Шевхие-апте сохранила живость ума, цепкую память и оптимизм. Одним из ее планов было создать музей защитников Севастополя из  числа крымских татар. Первым делом я, конечно, спросил  о своем дяде Рефате, знала ли она его. Она сразу ответила, что хорошо знала его, так как после переезда из Дуванкоя в Камышлы, жила по соседству с его семьей. Ганий-ага, отец Рефата, был бригадиром в довоенном колхозе им. Сталина,  правление которого было в Камышлы. Затем по моей просьбе Шевхие-бита рассказала о жизни довоенного Камышлы. В деревне было более 200 дворов, школа, фельдшерско-акушерский пункт, клуб, магазин, а также большая мечеть, но ее в начале 1930-х закрыли, а здание использовали как складское помещение.                                                                 Колхозники занимались выращиванием зерновых, садоводством, виноградарством, в колхозе  работала мясо-молочная ферма.

С Шевхие-бита мы встречались еще несколько раз. На встрече односельчан в июле 2011 года я записал на видео несколько песен в ее исполнении, и надеюсь, эти песни в скором времени  прозвучат на телевидении. Также она подробно рассказывала мне о событиях ВОВ и своем участии в обороне  Севастополя и партизанском движении в Крыму.  В Красную Армию она вступила добровольцем в 17 лет, как только началась Великая Отечественная война. Была зачислена сначала в 3-й морской полк, а когда в октябре 1941 года под Севастополь отступила 25-я Чапаевская стрелковая дивизия, морполк перешел в ее состав. Шевхие Абибуллаева была санинструктором в 756 минометном  дивизионе, принимала участие в героической обороне Севастополя. 4  июля 1942 года попала в плен, из которого ей удалось бежать, и  до апреля 1944 года находилась в партизанском отряде в Крыму. За время войны она выносила раненых с поля  боя, вывела из окружения свой партизанский отряд, подожгла фашистский танк, за что получила медаль «За Отвагу». Принимала участие в освобождении Крыма, а затем как крымская татарка была депортирована  в Среднюю Азию, где заболела тифом и чуть не умерла. Ее посчитали мертвой и отправили в морг, но ночью она пришла в себя и поднялась в коридор больницы, чем сильно перепугала медперсонал. С большим трудом она отыскала своих родных и устроилась медсестрой в больницу. Позже вышла замуж и родила троих детей. Вернуться в Крым, в свою родную деревню Камышлы, ей удалось в начале 1970-х. Ее долго не хотели пускать на горячо любимую родину, но помогло личное вмешательство председателя президиума Верховного Совета СССР Н. Подгорного.

В последний раз я виделся с Шефхие-бита весной 2012 года. Затем я смотрел передачу Севастопольского ТВ о том, как она, простояв много лет в очереди на получение квартиры, получила ее только в 2014 году, причем с большими недоделками и плохой сантехникой. И только содействие губернатора Севастополя позволило устранить недоделки в выделенной ей квартире.

Похоронили Шевхие-бита, как она и завещала,  на кладбище  родной деревни Камышлы, где прошло ее детство, боевая юность и остаток  жизни. Алла рахмет эйлейсин.

***

В конце своего повествования об этих славных ветеранах хочу обратиться ко всем с призывом и  большой просьбой!

Приближается 75-я годовщина великой победы. Недавно известный крымский ученый-историк, профессор  КИПУ, доктор исторических наук В. Поляков  опубликовал книгу «Партизаннаме. Крымские татары в партизанском движении Крыма в 1941 – 1944 гг.». В ней он приводит имена 1302 крымских татар, принявших участие  в партизанских отрядах в Крыму, и это документально подтверждено. В настоящее время он продолжает работать со своими студентами над мартирологом, поименным списком на всех крымских татар-участников ВОВ. Большую работу проводят в этом направлении доцент этого университета Р. Куртсеитов и  ряд других ученых. До сих пор никто не знает точное число крымских татар-участников ВОВ. Разные авторы приводят разные цифры — от 20 до 60 тысяч. Поэтому долг детей, внуков, правнуков крымских татар-участников ВОВ, у которых сохранились какие-либо документы, удостоверения, фотографии и  награды, свидетельствующие и подтверждающие участие его родных, близких и знакомых в ВОВ, принести лично или передать в электронном виде по указанным адресам:

  1. Крымский инженерно-педагогический университет, кафедра истории. Симферополь, ул. Севастопольская, пер. Учебный, 8.
  2. Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия. Симферополь, ул. Чехова, 17.
  3. Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского, архивный отдел. Симферополь, ул. Самокиша, 8.

Работники и специалисты этих учреждений зарегистрируют поступившие документы, оцифруют их и внесут в единую базу данных участников ВОВ из числа крымских татар.

Это лучший способ выразить уважение нашим ветеранам — крымским татарам и достойный ответ на лживые обвинения очернителей и недоброжелателей нашего народа.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог