Региональная общественная организация «Старейшины крымскотатарского народа «Намус» — одна из немногих крымскотатарских общественных организаций, которая пытается вести активную общественную деятельность на полуострове. О том, какие проблемы стоят перед крымскотатарским сообществом сегодня, мы говорим с председателем правления организации «Намус» Темуром Челебиевым.
— В этом году исполнится уже 23 года со времени создания «Намуса». Это немалый срок для любого общественного объединения. Что было самым главным в работе вашей организации в течение этого долгого времени?
— Наша организация начала создаваться в мае 1997 года. Это был далеко не самый простой период в жизни крымскотатарского народа. Был раскол в Курултае, было видно, что в народе идет разлад. Вопрос о консолидации народа приобретал важное значение.
В тот момент и возникла идея создания организации из людей, умудренных жизненным опытом, — старейшин, которые могли бы помочь соотечественникам разобраться во внутренних противоречиях. Инициатором создания «Намуса» был мой отец Баттал Челебиев и его друзья-единомышленники. В числе основателей были: один из первых вернувшихся в Крым в 1967 году Фикрет Меметов, художник и ветеран войны Амди Мустафаев, участие в оргкомитете принимали экс-министр строительства УзССР Сервер Омеров, известный журналист Тимур Дагджи, ветераны национального движения Эскендер Ваджипов и Эннан Эминов, участник партизанского движения Айдер Мустафаев и многие другие.
Обращаясь же к сегодняшнему дню, нельзя не отметить, что сейчас Совет старейшин возглавляет один из активнейших участников борьбы крымскотатарского народа за возвращение на родину – Дильшад-ага Ильясов. Это человек с большой буквы, беззаветно любящий свой народ и нашу родину — Крым. Несмотря на солидный возраст (а ему в этом году, иншалла, исполнится 89 лет), он по сей день является одним из самых деятельных членов «Намуса».
За годы, прошедшие со времени создания организации, в ее жизни происходило много разных событий. «Намус» проводил различные мероприятия — конференции, дуа (молебны) в память о наших известных людях, благотворительные концерты. На благотворительном концерте, проведенном в поддержку ребят, пострадавших в одном из конфликтов (мы тогда активно участвовали в кампании по их защите), выступила известная певица Сусанна Меметова, специально приехавшая из Москвы, и все собранные средства были переданы семьям задержанных.
По нашей инициативе в Крымскотатарском театре проводились юбилейные мероприятия в честь ветеранов национального движения, например, Решата Джемилева, деятелей культуры и искусства — Сабрие Эреджеповой, Ильяса Бахшиша, Селиме Челебиевой и других. По инициативе «Намуса» на народные средства был установлен памятник известному поэту, ветерану войны Сейтумеру Эмину в центре поселка Куйбышево (Албат) Бахчисарайского района. Всегда активно участвуем в мероприятиях, проводимых Республиканской библиотекой им. Гаспринского, Медиацентром, Крымскотатарским музеем культурно-исторического наследия.
Наша организация всегда поддерживала необходимость ведения диалога, в том числе и с государственными структурами, с чиновниками. На встречах с ними мы всегда поднимали животрепещущие для крымскотатарского народа вопросы. Это и язык, и топонимика, и вбросы дезинформации недругов нашего народа в информационном пространстве. И если мы считали, что деятельность того или иного чиновника вредит или не идет на пользу народу, то об этом открыто заявляли. В 2016 году мы выступили с осуждением оскорбительных для крымских татар высказываний тогдашнего севастопольского губернатора Меняйло.
Одна из самых больших наших неудач — это то, что в 2011 году «Намусу» не удалось собрать на встречу все общественно-политические силы крымских татар для выработки единой программы, чтобы в правовом поле отстаивать права народа. Мы были за объединение.
При этом важно подчеркнуть, что «Намус» никогда в том или ином вопросе не принимал сторону какой-либо одной заинтересованной стороны, а только выступал за соблюдение интересов народа. Это позиция организации. Она внебюджетная и не получает средств ни от государства, ни от частных лиц.
— По вашему мнению, стали ли крымские татары более сплоченными, чем были в конце 1990-х годов? Или же ситуация ухудшилась?
— К сожалению, народу все еще не хватает сплоченности. Если раньше, в 1990-е годы, было деление на ОКНД и НДКТ, то сейчас политическая поляризация приобрела еще более крайние формы. Кроме того, «появились» различные религиозные течения, которые еще больше углубляют распри среди соотечественников.
Представители некоторых новых религиозных течений часто отвергают обычаи и обряды нашего народа, якобы они не связаны с исламом, а ведь обычаи и обряды составляют важнейшую часть культуры любого народа. Отрицают важность знания мусульманами родного языка. Мол, Всевышний не будет спрашивать с тебя за язык. В этой связи хотелось бы, напротив, привести в пример высказывание такого авторитетного представителя мусульманского духовенства, как муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Недавно, выступая на пятничной молитве в Уфе, он напомнил единоверцам о важности знания и изучения родного языка. «Язык и национальность мы не выбираем. Ими нас наделяет Всевышний. Стало быть, признание себя частью своей нации, знание родного языка — это проявление богобоязненности. И напротив: отказываться от своего народа и языка своей матери — значит противоречить воле Создателя и предустановлению», — сказал он.
— Но насколько возможна консолидация? Все же люди не могут мыслить одинаково?
— Да, конечно. Но в то же время надо уметь слушать и слышать друг друга. У каждого человека есть свое мнение, и мы должны его уважать. Оно может быть неправильным на наш взгляд. Но мы можем общаться и приводить аргументы. Получится его переубедить — значит, это будет наша победа. Не получится — значит, наше поражение. И часто нам удается переубедить человека.
На конференции «Намуса»
— Какова численность «Намуса» сегодня?
— Если взять правление, которое регулярно собирается, то это порядка 10 — 15 человек. Но когда мы проводим конференции, то присутствуют порядка 100 — 120 человек со всех регионов Крыма. Нужно принимать во внимание при этом, что наша организация объединяет людей старшего возраста и прежде всего тех, кто участвовал в деятельности национального движения еще в местах высылки, — это Рефат Чайлак, Энвер Темиркаев, Рефат Годженов и многие другие. Практически все эти люди в нашу организацию вошли, и их активность была очень высокой. Но сегодня мы наблюдаем определенный спад активности.
— С чем это связано?
— К сожалению, все мы смертны. Поколения, естественным образом сменяя друг друга, уходят из жизни. И для нашей организации, объединяющей людей старшего возраста, это весьма чувствительно. Пожалуй, это наиболее тяжелый момент в нашей деятельности. Уходят из жизни ветераны, и где-то обрывается преемственность. Не всегда сын идет по стопам своего отца. К тому же влияет ситуация, сложившаяся в нашем обществе. Некоторые в ожидании каких-то больших перемен остановились, заняли выжидательную позицию. Это неправильно. Выжидание смерти подобно. Об этом неоднократно говорили Абдурахман Маштах, Талят Джеппаров, Зейтулла Ибраимов, Рустем Шерфединов и другие.
— За 23 года состав организации достаточно сильно изменился?
— Первых, естественно, уже нет. Тем людям в конце 1990-х годов было по 70 лет, сегодня им было бы уже за 90 — 100. Присоединяются к деятельности «Намуса» более молодые поколения — те, кому сегодня за 60.
— То есть одна из главных проблем сегодня — это проблема преемственности между старшим и молодым поколениями крымских татар?
— Да. При этом нас беспокоит отъезд молодежи из Крыма. Напомню, что в 1990-е годы крымскотатарская молодежь достаточно активно выезжала на обучение в Турцию. К сожалению, многие остались там, а из возвратившихся единицы смогли добиться чего-то значимого. А ведь отправляли их туда для того, чтобы вернувшись, они вносили свою лепту в развитие Крыма.
И сегодня кто-то уезжает учиться, а то и вовсе жить и работать за пределы Крыма. Старшее поколение доживает свой век. А молодежь, не имея ежедневной связи со старшим поколением здесь, на родине, теряет, забывает свои корни, перенимает обычаи других культур.
— Чем занят «Намус» сегодня?
— Национальное движение не закончилось. Миллет арекеты девам эте. Жизнь преподносит нам все время какие-то новые ситуации. Например, напечатали учебник с пасквилем на крымских татар. Естественно, общественность должна реагировать, и мы выступили с обращениями по этому поводу в различные инстанции. А теперь возник новый вопрос с местом установки памятника дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану. «Намус» провел по этому поводу расширенное собрание с участием представителей интеллигенции.
Еще в 2009 году было принято решение об установке памятника и определено его место. А сегодня его предлагают отодвинуть с центра площади в сторону. Такие вопросы необходимо решать с участием общественности.
Негативный отпечаток на развитие крымских татар накладывает и то, что на сегодняшний день у нас нет единого, избранного народом консолидирующего органа. Старая система Курултая худо-бедно избиралась, хотя и там частенько не хватало демократии, что проявлялось, например, в ситуации, когда большинством голосов могли лишать полномочий отдельных делегатов.
В современных условиях должны быть какие-то новые формы организации. Мы готовы взаимодействовать и сотрудничать с любым нашим соотечественником в интересах крымскотатарского народа. С любой структурой, какой бы она ни была — выбранной или назначенной, если во главу угла ее деятельности будут ставиться интересы народа.
comments powered by HyperComments