Курс валют USD 0 EUR 0

Эльдар СЕИТБЕКИРОВ: Крымские татары, проживающие в Крыму, — потомки тех, кто прошел через жернова истории, отвергнувших эмиграцию в XVIII — XIX веках, так называемый продукт естественного отбора, сделавших выбор в пользу Родины

Комментариев: 0
Просмотров: 554

Беседовали Гульнара ЧИЛИНГИРОВА и Эмир АБЛЯЗОВ

 

В 1993 году, в пятницу, 6 августа  вышел первый номер газеты «Голос Крыма». Возвращающийся крымскотатарский народ только-только обустраивался на родине, отстаивая  в пикетах  участки земли.  И газета стала его голосом, его рупором, летописцем его становления на родной земле. Несмотря на материальные трудности, газета своими публикациями сплачивала вокруг себя  верных друзей и подписчиков, благодаря которым рос ее авторитет. Спустя уже 27 лет, в минувшую пятницу вышел 1386 номер «ГК».  Пусть дата и цифры не круглые, но для национального издания каждый год значим. Об этом в нашей сегодняшней беседе с главным редактором «Голоса Крыма new» Эльдаром Сеитбекировым, все эти годы не позволяющим сбиться с взятого ею курса.

 

—  «ГК» исполнилось 27 лет. Какими вы видели роль и задачи газеты 27 лет назад и каковы они сегодня?

— Помимо стандартного определения задач СМИ — получать, передавать, производить и распространять информацию, имеется масса нюансов, которыми руководствовались учредители, руководители и работники газеты, начав свою трудовую деятельность в «Голосе Крыма». Право выбора предоставляло авторам возможность определять для себя издание, в редакционной политике которого они находили и отражение своих взглядов. В тот период кризиса тоталитарной системы и развала СССР, когда начали активно появляться не партийно-коммунистические СМИ, в крымскотатарской среде за короткое время увидели свет  несколько изданий, каждое со своей концепцией. У «Голоса Крыма» стояла задача охватить широкую аудиторию, в том числе и некрымскотатарскую, сделать доступной информацию о настроениях и чаяниях крымских татар для всех жителей Крыма, привлечь к сотрудничеству русскую и украинскую интеллигенцию, дать возможность высказываться на страницах издания представителям различных общественно-политических сил и, конечно, максимально освещать процессы, связанные с жизнедеятельностью народа, а также способствовать развитию демократии и гражданского общества.  Коллектив для реализации поставленных целей приложил максимум усилий, и когда-нибудь исследователи дадут оценку нашей работе.

Концепция СМИ, редакционная политика газеты зависят не только от позиции руководства и коллектива, но и от правового поля, в котором приходится осуществлять свою деятельность. Законы самым непосредственным образом регламентируют работу СМИ, поэтому с их изменением требуется определенная корректировка в подходах. После 2014 года возросла ответственность за политические материалы, и вопрос не в том, чтобы кому-то предоставить слово, а в том, куда могут завести озвученные идеи целые группы людей. Истории известно немало случаев о печальной роли «поводырей» или когда общественные дискуссии использовались третьей стороной в деструктивных целях.

Поэтому идея самосохранения народа при его активности в созидательных направлениях, озвучиваемая нами еще во второй половине 2000-х годов, представляется редакции наиболее приемлемой. Дальнейшая коренизация крымских татар в Крыму через политические, социально-экономические и культурно-просветительские отношения и есть сегодня наша приоритетная задача.

— 27 лет — немалый промежуток времени, за который вполне успевает вырасти и сформироваться новое поколение людей. Крым и окружающий мир пережили существенные изменения. А как за это время поменялось крымскотатарское сообщество?

— Изменения государственно-политических систем в 1991 и 2014 гг., социально-экономических отношений, наличие различных идеологий, с естественным процессом смены поколений в полной мере влияли на формирование личности и сообщества в целом. Процесс этот непрерывный, и изменения будут происходить и дальше.

Типы мировоззрения, предлагаемые социализмом и капитализмом, совершенно разные, и в каждом из них есть свои рациональные зерна. Поэтому, каждый раз отвергая положительные моменты, испытанные общественной практикой, из своего будь то капиталистического или социалистического прошлого, мы начинаем терять ценности, усугубляя свое положение.

Условия жизни к концу ХХ века сформировали тип крымских татар, как было принято говорить, «современных европейских взглядов», дающих им возможность свободно адаптироваться в окружающей инокультурной среде, не теряя своей национальной и конфессиональной идентичности. Сегодня крымскотатарское общество все больше охватывает религиозное воззрение, которое в окружении славяно-христианского большинства непременно приведет к определенным вызовам. Любая оценка здесь всего лишь субъективное мнение, и только результат определенного этапа жизни народа позволит говорить о правильности того или иного выбора. История – наш учитель!

— Вы как историк и журналист, анализируя и сопоставляя события, можете сказать, что крымскотатарское общество способно извлекать уроки из прошлого?

— Извлекать уроки из прошлого возможно только при наличии знаний. Быть знакомым лишь с ограниченными примерами исторических событий при этом недостаточно. Необходимо их критическое осмысление и ясное представление о том, что, например, за двумя строчками о победоносной войне скрыты миллионы загубленных жизней.

«Наша задача – первыми узнать, первыми понять, первыми проанализировать», — такую заявку делает Российский институт стратегических исследований. Перенесите поставленные задачи в крымскотатарскую среду и укажите, какая структура этим способна заниматься?

Безусловно, у нас имеются деятели, выдвигающие конструктивные предложения и реализующие определенные программы, но необходимо выше поднимать планку общественной мысли, готовя для этого соответствующие кадры.

Крымскотатарский  народ определенно выработал свой иммунитет, пройдя дорогами ада. Возродившийся из небытия, он способен, вызывая симпатии у других народов, достигать своих целей мирным демократическим путем. Сам процесс возвращения и обустройства на родине яркое тому подтверждение.

— Вот уже 30 лет как крымскотатарский народ обустраивается на родине, выросло новое поколение, рожденное уже в родном Крыму, к счастью, не знавшее жизни в депортации, и оно создает свои семьи. Удастся ли им, на ваш взгляд, сохранить и передать уже своим детям преданность родной земле, присущую старшему поколению, познавшему участь изгнанников и лишенцев?

— Крымские татары, проживающие в Крыму, составляют этническое ядро. Это как раз та часть народа, сделавшая выбор в пользу проживания на этнической территории, несмотря на долгую разлуку с ней в результате выселения в 1944 году. Они потомки тех, кто прошел через жернова истории, отвергнувших эмиграцию в XVIII — XIX веках, так называемый продукт естественного отбора, сделавших выбор в пользу родного Крыма.

Но самоуспокаиваться в этом вопросе не следует, ведь человеческая натура желает лучшего и соблазн проживания в развитых странах велик. Необходимо поступательно улучшать условия жизни в Крыму.

Стремление к проживанию в собственных домовладениях стратегически для народа оказалось верным. Узаконивание земельного участка, строительство дома собственными силами для семей растянулось на десятилетия. Путь мучительный, но надежный. Земля в собственности есть укоренение.

Следует наращивать курс на создание полных, многодетных семей, помня, что без семьи нет возрождения нации.

Первостепенное значение для нас имеет образование. Наличие специалистов будет определять и уровень достатка семей. Найти применение своим знаниям и умению в Крыму — стратегическая задача для народа. Если в силу каких-либо обстоятельств приходится покидать Крым, не спешите расставаться здесь с собственностью, она есть гарант вашего возвращения. Можно перечислить еще множество факторов и не забывать высказанную некогда мудрость: «В гостях хорошо, а дома лучше».

— Жизнь — это череда постоянных изменений. И выжить может лишь тот, кто наиболее эффективно адаптируется к меняющемуся миру. При этом история редко движется прямолинейно по пути прогресса, часто она идет кружным путем. Сегодня в мире все более укрепляются новые силы (феминизм, ЛГБТ-движение), ставящие под сомнение традиционные устои и основы общества, в том числе и семью. С другой стороны, нарастают консервативные устремления, вновь появляются, казалось бы, забытые явления архаики. Что является главной опасностью для крымских татар — потерять связь со своими корнями или же вернуться к практикам средневекового уклада?

— Крымские татары не остаются в стороне от тех процессов, которые происходят в мире, и они попадают под влияние различных и даже временами противоборствующих культур. На них сосредоточено пристальное внимание всевозможных сил, пытающихся обратить их в свою сторону. К сожалению, приходится констатировать, что научная сторона данных вопросов слабо охвачена ввиду ограниченного числа крымскотатарских специалистов и отсутствия у них специализированных условий для работы. Нас изучают, нам советуют и нередко определяют пути развития другие, такова действительность. Видеть в этом только плохое не следует, потому что часто исходит очень много хороших  рациональных предложений.

Понятие «самостоятельность» в мире довольно относительна, и даже могущественные государства вынуждены считаться с интересами своих соседей.

Еще раз подчеркну, что крымские татары живут в окружении славяно-христианского большинства, поэтому они должны быть заинтересованы в выработке общечеловеческих ценностей, которых бы все придерживались. Речь об утере своей этнической идентичности здесь не идет, но человечество, двигаясь вперед в своем развитии, оставляет позади изжившие себя формы общественных отношений. Нельзя же стремиться к возрождению рабовладения, несмотря на то, что оно существовало тысячелетиями.

Прошлое ценно тем, что помогает сохранить себя, обеспечивает жизнь в настоящем и гарантирует будущее. Архаика, несущая угрозу современным устоям, в зависимости от условий будет отвергаться, преследоваться, уничтожаться.

Разные культуры предлагают свои модели поведения, и человек в какой-то мере имеет право выбора. Но в то же время, проживая в обществе, он связан определенными перед ним обязательствами, не говоря уже о соблюдении государственных интересов.

И если движение за права женщин будет доходить до фазы искусственного отказа от предопределенного ей природой положения быть матерью, то общество, определившее для себя ценностью понятие «охраны материнства и детства», имеет право защищать свои интересы, а государство признавать браком только союз женщины и мужчины.

Крымскотатарская культура — результат синтеза разных культур, и мы способны воспринимать лучшее, что вырабатывается человечеством, что нам жить и развиваться помогает.

— В свое время «ГК» отметил свое 20-летие конференцией «Крымские татары в ХХI веке», на которой научные работники, общественно-политические деятели пытались очертить основной круг вызовов, стоящих перед крымскотатарским народом. Насколько сегодня актуальны озвучивавшиеся тогда прогнозы?

Кандидат философских наук Лейля Бекирова с докладом о преимуществах большой крымскотатарской семьи на конференции к ХХ-летию «ГК»

 

— Конференция прошла в 2013 году, и задумка состояла в том, чтобы ежегодно проводить подобные мероприятия, где круг ученых и общественных деятелей совместно рассматривал бы наболевшие вопросы. Мы планировали проводить открытые дискуссии среди интеллектуальной элиты с всесторонним обсуждением вопросов национального возрождения и развития, а с результатами знакомить политиков и государственных чиновников и, конечно, через газету — народ. Круг поднятых тогда тем и сегодня стоит на острие национальной политики. Достаточно вспомнить о просемейной политике и многодетности, проблемах коррупции и обустройства соотечественников, Западный и Евразийский векторы развития, о роли благотворительности и другие.

События последних лет подняли еще множество вопросов, но площадка для их открытого обсуждения отсутствует. А у редакции для организации таковой просто нет средств.

— Газета «Терджиман» создавалась Исмаилом Гаспринским с целью спасти народ от тьмы невежества, как вы считаете, а мог бы народ спасти от гибели «Терджиман»?

— Знакомясь с доступными материалами из «Терджимана», опубликованными более ста лет назад, оцениваешь их глубину и актуальность даже применительно к сегодняшнему дню. И прятали их от народа с целью забвения его прошлого, не давая консолидироваться в настоящем. Трудно даже представить, не создай крымские татары своих газет, насколько бедна была бы наша общественно-политическая мысль и насколько темное было бы наше недавнее прошлое.

В настоящее время «Терджиман» находится в открытом доступе, но только ограниченный круг исследователей, владеющих крымскотатарским языком и арабицей, способен его изучать. Наиболее полные подшивки газеты хранятся в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга, поэтому только единицы, имеющие возможность быть профинансированными, исследуют газету. Сегодня я готов назвать имя профессора Исмаила Керимова.

Неоценимый вклад в дело изучения и распространения богатого наследия И. Гаспринского вносит Крымский научный центр Института истории имени Ш.Марджани, объединяющий группу ученых. При этом подчеркну, что над Гаспринским работают не любители истории, а специалисты, занятые профессиональным трудом. Наука требует финансирования.

Долгое время считалось, что «Терджиман» закрылся по причине прихода к власти большевиков в Крыму в январе 1918 г. Но Исмаил Керимов в своем интервью «Голосу Крыма new» в 2019 г. сделал следующее заявление: «В 1918 году вышло 13 номеров «Терджимана». В последних семи номерах главным редактором указывается Иззет Нури, а издателем — «Гаспринский варислери» («Наследники Гаспринского»).  Последний номер газеты «Терджиман» увидел свет 10 февраля (по старому стилю, а по новому — 23 февраля) 1918 года. В нем есть обращение редакции к читателям с изложением того, что ранее, когда были тысячи подписчиков, издатели заранее в начале года закупали бумагу, краски и другие необходимые для печати материалы, и газета могла выходить в течение года. Теперь же из-за крайне малого числа подписчиков и тяжелого материального положения газета не может выходить дальше, ибо нет не только окупаемости расходов, но и снежным комом нарастают долги газеты. Рефат Гаспринский даже пытался вступить в компанию с другими издателями. Но и здесь ничего не получилось. Поэтому издание газеты прекратилось…».

Мог бы народ спасти от гибели «Терджиман»? Думаю, что нет, учитывая дальнейшую политику большевиков в отношении СМИ, где над газетами устанавливался тотальный контроль государства. В.Ленин по этому поводу писал: «Свобода печати в РСФСР, окруженной врагами всего мира, есть свобода политической организации буржуазии и ее вернейших слуг — меньшевиков и эсеров. Это факт неопровержимый. Буржуазия (во всем мире) еще сильнее нас и во много раз. Дать ей еще такое оружие, как свобода политической организации (свободу печати, ибо печать есть центр и основа политической организации) — значит облегчать дело врагу, помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем».

Но продлить существование «Терджимана» на период межвластия, возможно, и могли бы, прояви народ читательскую активность. Еще предстоит изучить редакционную политику «Терджимана» в 1917 году, но если из-за отсутствия финансов ушло в небытие издание, 35 лет несущее в народ знания, этот факт не будет красить нашего прошлого.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог