Одним из главных событий нынешней осени на постсоветском пространстве стало возобновление боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. Формально боевые действия идут между правительственными войсками Азербайджана и силами непризнанной Нагорно-Карабахской республики, однако фактически это война между Азербайджаном и Арменией.
Корни конфликта восходят к событиям начала ХХ века, когда в 1905 году в Закавказье произошли первые значительные столкновения между армянами и азербайджанцами. Эти трагические события были во многом обусловлены политикой центрального правительства, на протяжении долгого времени игравшего на противопоставлении интересов христианского и мусульманского населения. С распадом Российской империи и образованием в 1918 году в Закавказье независимых национальных государств ситуация усугубилась. К трениям на почве религиозной нетерпимости добавились споры о новых государственных границах. Вскоре между Азербайджаном и Арменией началась борьба за обладание такими областями с этнически смешанным населением, как Карабах и Нахичевань.
Когда в 1920 – 1921 гг. регион был взят под контроль Советской Россией, большевики постарались найти компромиссное решение вопроса. Нагорный Карабах получил статус автономной области в составе Азербайджанской республики. На долгие годы межнациональные столкновения прекратились. Лишь в 1980-е годы, с началом перестройки, в Армении и среди карабахских армян началось движение за передачу Карабаха Армении. Желание армянской стороны изменить статус-кво, естественно, не встретило одобрения в Баку. На фоне кризиса советского государства и последующего распада СССР конфликт приобрел кровавый характер, а затем перерос в полноценную войну, сопровождавшуюся этническими чистками.
Азербайджан, переживавший в начале 1990-х годов внутреннюю смуту, вылившуюся в борьбу различных политических сил за власть в Баку, не мог эффективно вести военные действия. Закончившаяся в 1994 году первая карабахская война привела к поражению Азербайджана. Баку потерял контроль над подавляющей частью территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Кроме того, армянские силы установили контроль над семью районами Азербайджана, прилегавшими к Нагорному Карабаху. Два из них — Лачинский и Кельбаджарский — имели стратегическое значение, поскольку через их территорию проходят дороги, связывающие Нагорный Карабах с Арменией (Нагорно-Карабахская автономная область не имела общей границы с Арменией). Вследствие этнических чисток азербайджанское население вынуждено было покинуть Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы, занятые армянскими войсками. К потоку беженцев добавились и азербайджанцы, проживавшие непосредственно на территории Армении. В свою очередь армянское население было вынуждено покинуть Баку и другие азербайджанские города. Сотни тысяч людей с обеих сторон стали беженцами.
Война и дипломатия
Первый президент независимой Армении Левон Тер-Петросян понимал необходимость нахождения компромисса с Азербайджаном в карабахском вопросе. Решение могло быть найдено в возвращении Азербайджану семи оккупированных районов в обмен на примирение и гарантии максимально широкой автономии Карабаха. Однако в армянском обществе после победы в тяжелой и кровопролитной войне господствовали эйфория и нежелание идти на какие-либо территориальные уступки.
Тер-Петросян выдвинул собственный план урегулирования конфликта, предусматривавший возвращение Азербайджану шести районов, введение миротворческих войск к границам Нагорного Карабаха, разблокирование коммуникаций и дальнейшее продолжение переговоров о статусе региона. Однако правящая элита Армении отвергла это предложение, в результате чего в 1998 году Тер-Петросян был вынужден оставить пост главы государства. Все последующие армянские правительства увязывали возвращение Азербайджану пяти из семи районов с согласием Баку на независимость Нагорного Карабаха. Власти Азербайджана, в свою очередь, были согласны предоставить региону автономию и гарантировать армянскому населению его права, но категорически были не согласны с нарушением территориальной целостности республики.
Тем временем заключенное в 1994 году перемирие не привело к остановке войны. Противостояние перешло в вялотекущий формат. На линии соприкосновения бойцы обеих армий практически ежедневно обстреливали друг друга из стрелкового оружия.
Пришедший к власти в Азербайджане в 1993 году в самый разгар военного и социально-экономического кризиса президент Гейдар Алиев направил значительные усилия на стабилизацию внутреннего и внешнеполитического положения своей страны. В Баку были склонны рассматривать произошедшее лишь как проигранное сражение, а не войну. В 2003 году Гейдара Алиева в президентском кресле сменил сын Ильхам, продолживший курс отца на укрепление государства.
Богатый нефтью, имеющий более благоприятное, чем Армения, географическое положение и втрое большее население, Азербайджан постепенно восстановил свою военную машину. Сегодня много говорится и пишется о технологическом превосходстве азербайджанской армии, активном использовании ею новых технологий, таких как беспилотные летательные аппараты. Вместе с тем необходимо обратить внимание на дипломатическую работу, которую проводил Азербайджан в течение всех этих лет.
Исторически Закавказье было местом, где пересекались интересы Турции и Ирана. В многочисленных войнах между двумя державами чаща весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Двести лет назад в регион, преодолев горы Кавказа, вошла новая сила — Россия. В силу своего военного превосходства она потеснила прежних лидеров. Однако распад Советского Союза создал новое положение. Позиции Москвы в регионе ослабли, но она не ушла полностью из региона, в то время как положение Анкары и Тегерана стало понемногу усиливаться.
Отношения Азербайджана и Турции на протяжении последних десятилетий развиваются как союзнические, но в Баку не забывают и о поддержании контактов с Ираном и Россией. Общественное мнение России по целому ряду объективных и субъективных причин исторически больше симпатизирует армянской стороне. Вдобавок Армения является членом Евразийского экономического союза и военного блока ОДКБ, что делает ее одним из ближайших союзников Москвы. Азербайджан не стал ограничивать свой суверенитет и входить в эти объединения, но тем не менее предпринял массу усилий для того, чтобы поднять свои отношения с Россией на более высокий уровень как в политической, так и экономической и культурной сферах. Позиционируя себя как дружественное государство и важный экономический партнер, Азербайджан достиг определенных результатов во взаимоотношениях с Москвой. Приведем такой пример: в Азербайджане была сохранена сеть школ с преподаванием на русском языке, что ценят в Москве на фоне процессов, происходящих в странах Прибалтики и Украине, к тому же, по данным 2009 года, в Азербайджане проживало около 120 тысяч русского населения, что больше, чем в Армении и Грузии вместе взятых.
Нынешняя весьма осторожная позиция Кремля в карабахском вопросе во многом обусловлена нежеланием потерять статус миротворца и посредника. Ведь в Москве хорошо понимают, что принять сторону Армении значит оттолкнуть от себя Азербайджан и превратить это дружественное государство во врага. С другой стороны, Москву не могут не беспокоить перспективы усиления влияния Турции, а также перспективы сохранения собственного влияния в Армении. Поэтому от того, насколько эффективно Баку удастся и дальше балансировать между интересами России, Турции, Ирана, и будет во многом зависеть исход нынешней карабахской войны.
comments powered by HyperComments