Курс валют USD 0 EUR 0

МЕЛОДИЯ ИХ ДУШИ

Комментариев: 0
Просмотров: 555

Лидия Джербинова, специально для «ГК»

(Окончание. Начало в №№47-48)

 

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В. Белинский

 

Завоевав авторитет и признание в завещанном родителями Крыму, Урьяне посещает с концертами и Европу. В 2012 году она едет в Краков (Польша) на международный конкурс — фестиваль французской песни «Гран-при Эдит Пиаф», где принимали участие исполнители из Франции, США, Польши, Венгрии, Бельгии, Италии. Здесь она с успехом выступает, представляя на суд жюри собственные композиции. И становится по праву обладательницей «Гран-при Эдит Пиаф». Это была высокая победа нашей соотечественницы в таком престижном конкурсе. В ее исполнении звучали песни на разных языках. Ее песня «Краков» на русском, польском и французском языках тут же обрела другое название – «Гимн Кракову». А один из членов жюри — Януш Ковальский вручил ей свой специальный приз – бриллиантовое колье с мелкими диамантами. Ценя в исполнителях высокий профессионализм, польские зрители на сольном концерте восторженно принимали такие песни, как «Амет-Хан», «Гузель Къырым» — песни о тоске по Родине, значение которых им доносил ведущий Тадеуш Смолицкий. Видно, не случайно ее в Польше назвали «татарская княжничка», «звоночек Аллаха».

Урьяне называют крымскотатарской Эдит Пиаф или сравнивают с Тамарой Гвердцители. Сама она к ним относится не только как к великим мастерам сцены, а как к истинным талантам от Бога и образцам изысканного музыкального вкуса. Да. Мы с ней согласны. Но Урьяне Кенжикаева не их отражение. Это наша Урьяне Кенжикаева! Единственная в своем роде! В ее исполнении звучат и восторженно принимаются зрителями песни, которые она  пишет сама и  написанные другими авторами: доцентом кафедры инженерно-педагогического факультета КИПУ И. Грабовским, доцентом ТНУ Валерием Темненко. Песни, исполняемые на французском языке, перевела знаток французского языка Гульнара Аблаева.

Урьяне Кенжикаева с мамой

 

В Европе у Урьяне появилось много друзей. Она часто вспоминает встречи в Польше. В 2014 году она победила в седьмом фестивале еврейской культуры «Zachor», на международном конкурсе музыки, культуры и фольклора «Podllaska oktawa kultur». Две победы подряд — результат ее признания в Европе. Здесь она выступала и с сольным концертом. В рамках фестиваля еврейской песни в Белом Стоке она исполнила песню «Аидише мама». Зрители в восторге стояли, склонив головы перед певицей из Крыма. Овациям не было конца. Поклон же прибывшего из Америки, как Урьяне говорит, потрясающего музыканта Яарона Гершовского, был самым заметным. А услышав на следующий день его исполнение фортепианных произведений, она потеряла дар речи от его высочайшего мастерства.

От встреч в Польше в 2014 году Урьяне до сих пор в восторге. Она тепло рассказывает о ныне покойной Касе Борнштейн-Белицкой. И очень просила написать о ней. Эта женщина родилась в 1914 году в Гродно в еврейской семье. Во время войны, в 1943 году она из Гродно в Белый Сток перевезла лабораторию для изготовления документов. У нее в документах в графе «национальность» было записано «полька». Для конспирации работала у гестаповца Лютерханда домоправительницей. Имела связь с подпольщиками. Способствовала обеспечению их амуницией, передавала лекарства, разведданные. По окончании войны, в Лодзи организовала детский дом для сирот-евреев, которых позже переправила через Германию, Францию и Кипр в Палестину. В последние годы жизни жила с мужем недалеко от сирийской границы. Ее высоко чтят на родине и с гордостью вспоминали на этом конкурсе-конференции.

Студентка Ташкентской консерватории Урьяне Кенжикаева (слева)

 

Сегодня, перелистывая страницы жизни, Заслуженная артистка Крыма, Заслуженный деятель искусств Украины, доцент кафедры музыкального искусства Крымского инженерно-педагогического университета имени Ф.Якубова Урьяне Кенжикаева рассказывает: «После окончания консерватории я работала во Дворце культуры преподавателем фортепиано. А в ансамбле «Хайтарма» начала работу в 24 года. Я всегда мечтала петь в самом дорогом сердцу ансамбле. Тогда же туда пришел работать талантливый музыкант Георгий Бугданов. Он был хорошо знаком с народной артисткой СССР Тамарой Ханум, которой тогда уже было за 80, и пригласил меня к ней. Она встретила нас очень приветливо, угостила кофе и чаем. А когда узнала, что я крымская татарка, то исполнила крымскотатарскую народную песню «Танъ йылдызы парылдай».

Трудовую деятельность в Крыму я начала в известном детском ансамбле «Учан-Су», организованном стараниями известного хореографа Али Алимова в 1990 году на базе Крымского республиканского центра детского и юношеского творчества. Позже ансамбль стал базироваться в Крымском инженерно-педагогическом университете. А через несколько лет в КИПУ была организована кафедра музыкального искусства, возглавил которую ныне покойный известный композитор, хормейстер, член Союза композиторов Украины, член Союза композиторов СССР, Заслуженный деятель культуры Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии АР Крым Эдем Налбандов. Я была принята на эту кафедру преподавателем фортепиано. Здесь я проработала 24 года и работаю до сих пор.

Да. Я довольна, что выбрала для жизни эту специальность, благодаря которой у меня есть работа и признание. Я люблю сцену. Любовь к родному фольклору мне и Зере привили родители, и мне очень жаль, что нашего становления в Крыму не увидел наш отец — он умер в Фергане в 1991 году с мечтой о возвращении на Родину. В те годы народ массово возвращался в Крым. Заказывались контейнеры. Почти каждый день нужно было кому-то помогать грузиться. И он всем помогал, несмотря на слабое здоровье — гипертония, сердце, посменный водительский труд. Так и в этот, последний день его жизни, после очередной помощи в загрузке контейнера, у него не выдержало сердце. И он остался на чужбине, далеко-далеко от родных мест, постоянно снившихся ему и манящих к себе. Мама была свидетелем наших успехов, прожила в Крыму с 1992 по 2013 годы. Она очень радовалась за нас, вдохновляла нас, и нам сейчас ее так не хватает. Она постоянно в нашей благодарной памяти».

Зера Кенжикаева со свекром Али Алимовым

 

Их мама Зулейха-ханум переехала в Крым вместе с тогда еще незамужней дочерью Зерой. Заглянем в ту историю. Узбекистан. Фергана… Зера, с детства увлекающаяся не только музыкальным искусством (она окончила в Фергане музыкальное училище, позже консерваторию в Ташкенте), но и произведениями великих художников, изучала их творчество и часто приобретала их репродукции. Увлекалась балетом и оперой. Старалась при первой возможности посетить представления, посмотреть или послушать трансляцию по телевизору. В Фергане в школе искусств №2 преподавала историю искусств. Родители, как и все соотечественники, бредили Крымом. Зулейха-ханум, сердце которой с детства тянуло в Крым, как магнитом, все говорила: «Ана, халкъ Ватангъа къайта. Биз не япаджамыз? Кетип олурмыз мы экен?». И летом 1992 года они с Зерой взяли направление на Крым. Решение на застройку жилого дома Зера уже получила. Приехали в Симферополь, на поле массива Ак-Мечеть, с великим желанием построить дом. Но мечтать – не делать. Сначала жили у друзей или знакомых там же на поле: у кого в подвале, у кого в недостроенной одной комнате вместе с их семьями. Кто-то предложил вагончик. Но для того, чтобы сделать из него подобие жилья, нужен был смекалистый мужчина, которого и рядом-то не было. Представьте молодую девушку, которая, кроме как шариковой ручки, книг и нотной тетради, в руках других инструментов не держала, и одета по последнему слову моды — в белом финском костюме. Она же в Крыму! Иначе никак нельзя! Стала интересоваться пропорцией раствора для бетона. Еще не понимающая полностью трудностей строительства, но надеющаяся на чудо, Зера подумывала о работе. Нужно ведь на что-то жить и строиться. Где искать работу? И вот, как-то на поле она встретила Мамута Чурлу – ныне известного крымского художника, искусствоведа, педагога, автора проекта «Крымский стиль». Он ей сказал, что организовывается первая крымскотатарская художественная галерея, и предложил стать ее директором. Сначала отказывалась, мотивируя тем, что она музыковед, закончила музучилище и консерваторию, а не художественную академию. Она сомневалась, боясь не справиться, но он настоял и привел ее в Координационный центр по возрождению крымскотатарской культуры. Директор Айдер Эмиров согласился, и она начала свою деятельность в Крыму. Ее познакомили с директором и коллективом Художественного музея. Они отнеслись к ней по-отечески заботливо. Ее стараниями и с их помощью реализовывались картины крымскотатарских художников. На вырученные деньги художники получали возможность строиться. Сейчас эти картины находятся в музее. О том, как она жила в создавшихся условиях, никто не подозревал. Никому и в голову не приходило, что  ей приходилось ночевать в том здании, где работала. В редакции газеты «Авдет». В 1993 году ее мучениям пришел конец. Она вышла замуж за прекрасного и горячо любимого, мастера на все руки, Эбазера Алимова — сына известного хореографа Али Алимова. Они вырастили двоих детей — Элину и Эльдара. Оба с высшим образованием. Она говорит: «Я попала в уникальную семью. Стала работать в «Учан-Су». Здесь смогли реализовать себя  многие известные современные исполнители крымскотатарских песен. Многие получили звания. В 2009 году мне было присвоено звание «Заслуженная артистка Автономной республики Крым». Я этим горжусь. На сегодняшний день, после смерти Али Османовича, ансамбль продолжает работать. Я являюсь художественным руководителем, а его ученик Азиз Мустафаев — хореографом. Надеемся, что всеми любимый, первый созданный на крымской земле после депортации его коренного народа, ансамбль будет и дальше жить. Работаем мы при Крымском инженерно-педагогическом университете имени Ф.Якубова. У нас много планов, которые мы мечтаем реализовать вместе с помощью руководства вуза».

И у Урьяне тоже очень много планов. Один из них — записать новый диск. Уже подготовлено 10 новых песен. Надеемся увидеть в ближайшем будущем сольный концерт. Пожелаем же ей успехов в благородном деле развития и процветания песенного искусства в Крыму — на Родине предков.

Пусть звезда сестер Кенжикаевых светит все ярче, радуя благодарных слушателей. Пусть сбудутся все их мечты на творческом пути.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог