Курс валют USD 0 EUR 0

МЕЧТУ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ВОПЛОЩАЯ

Комментариев: 0
Просмотров: 604

Сестры Эльмира Сейтмеметова и Эмине Меметова

 

Лидия ДЖЕРБИНОВА, специально для «ГК»

Память — это наша история, стоит только копнуть, тут же всплывает прошлое.

Татьяна Соловова

 

С милой и приветливой представительницей интеллигенции современности, мастером своего дела, мы знакомы давно по работе в Крымском инженерно-педагогическом университете. У нее своя изюминка. С ней хочется общаться и общаться. Давайте сегодня познакомитесь с ней и вы. Это Заслуженный работник культуры республики Крым, старший преподаватель кафедры вокального искусства и хорового дирижирования Эльмира Ахтемовна Сейтмеметова. Благодаря ее таланту, а также неутомимому желанию пропагандировать искусство крымскотатарского народа, руководимые ею коллективы, участвуя в различных конкурсах, добились определенных успехов. Так ансамбль «Танъ йылдызы» является обладателем Гран-при Международных конкурсов. Коллектив посетил страны Европы, получил Гран-при  в Турции в конкурсе народной песни, а также в Международном конкурсе «Жемчужина Черного моря», который проходил в Севастополе. Руководимый ею хор является обладателем премии Международного конкурса «Московская весна», в котором принимали участие 185 коллективов из разных стран мира. Ансамбль два года подряд завоевывал приз зрительских симпатий с денежной премией.

А цель нашей беседы — судьба ее родителей. Родилась Эльмира в семье Ахтема Сейтмеметова и Кебире Мустафаевой. Ее отец работал в Ташкентской области Узбекистана в садвинсовхозе «Кибрай» главным бухгалтером. Мама — учительница младших классов, в 1970-е годы получила звание «Заслуженный учитель Узбекской ССР». Имела 50 лет педагогического стажа. А как это было достигнуто? Как складывалась их жизнь? Нет, ни в Узбекистане, нет! Узбекистан был позже. А в замечательном и сказочном Крыму. Где рождаются легенды древнего, славного, трудолюбивого и гостеприимного народа.

С целью поговорить о судьбе родителей, мы договорились встретиться в доме Эльмиры. Открываешь калитку — и взору является красивый, рукотворный уголок Крыма с аккуратными зелеными газонами и цветущими розами. А детская площадка для внука Ахтема, названного по обычаям народа, в честь отца Эльмиры, увлекает в детскую сказку. Здесь есть уголок и для взрослых, где можно, наслаждаясь воздухом и ароматом крымского воздуха, вести непринужденную беседу. Дома нас радушно встретила двоюродная сестра Эльмиры по отцу — Эмине Меметова. В гостиной за чашкой кофе — непременного атрибута гостеприимства крымских татар — пошел задушевный разговор-воспоминание. И вот что поведали сестры.

В семье их отцов, родных братьев Ахтема и Шевкета, где росли еще две девочки, жизнь в самом большом двухэтажном доме села с 12 комнатами протекала по канонам того времени. Род их отца Сейтмемета Халил оглу был достаточно зажиточным в Татар Османе. Но страшные тридцатые годы своей жестокостью раскулачивания прошлись по семье. В те годы людей целыми семьями наказывали лишь за то, что они смогли наладить свой быт, создать условия для семьи. И вот, в 1933 году эту состоятельную семью с четырьмя детьми обрекли на голодное существование. Их, оторвав от порога родного дома, от родины, конфисковав все имущество, отправили в Царицын (с 10 апреля 1925 года город Сталинград).

 

Ахтем и Кебире Сейтмеметовы. Узбекистан

 

Сейтмемет-бей был вынужден работать грузчиком в порту. Город являлся важным узлом транспортного сообщения территорий близ Каспийского и Черного морей, а также Кавказа и Центральной России. В тридцатые годы ХХ века он играл большую роль в экономике страны и занимал 4 место в России. В порту шла постоянная напряженная работа, и грузчику Сейтмемету не прибавляла здоровья. От напряженного физического труда и непривычного климата у него разболелись ноги и руки. Он жаловался на то, что совершенно не чувствует пальцев. Но медицина того времени была бессильна. Да и кто обращал внимание на людей с клеймом «раскулаченный»? Без соответствующей медицинской помощи он вскоре умер. Трехлетний его младший сын Шевкет из того времени запомнил только ноги покойного отца, лежащего на похоронной арбе-катафалке. Растерянная Хатидже осталась с четырьмя детьми одна. Ни родственников рядом, ни специальности, ни опыта работы в тех условиях. Да еще и языковые трудности. Не выдержав горя и нахлынувших трудностей, она тяжело заболела, кровь пошла горлом. Помощь пришла от казанских татар. Подлечили как могли, собрали деньги, посадили ее с детьми на поезд и отправили в Крым. По дороге обессиленная женщина не заметила, как украли деньги. Плачь — не плачь, сказав: «Дорогу осилит идущий», надеясь, что дома и стены помогают, продолжила с детьми свой путь до Бахчисарая. Сознавая, что в их конфискованном доме жили чужие люди, а детей кормить было нечем, она вынуждена была подкинуть детей в детский дом. Но и там жили впроголодь, ходили, побирались, прося милостыню: «Мамы нет, папы нет. Кушать хочу». Позже Хатидже смогла договориться с новыми хозяевами своего дома и поселилась с детьми в подвале. Шло время. Дети пошли в школу. Ахтем учился очень хорошо. После окончания учебы начал работать, так как будучи старшим, чувствовал ответственность за семью. А Шевкет за отличную учебу был награжден путевкой в пионерский лагерь «Артек». Постепенно жизнь улучшалась. Но приближался страшный  период в истории страны — Великая Отечественная войну и депортация целого народа.

Как известно, Бахчисарай был оккупирован 2 ноября 1941 года. Это значит, что все сложности военных лет пришлись и на село Татар Осман. Несмотря на проявляемую гитлеровцами жестокость по отношению к подпольщикам и партизанам района, как и по всему Крыму, смелые и успешные операции против захватчиков продолжались все более активно. Им помогали местные жители. Мать многострадального семейства Хатидже, несмотря на перенесенные невзгоды от незаслуженных репрессий и трудной жизни в порту на Волге, потерявшая мужа-кормильца семьи, умудрялась выпекать для партизан хлеб. А доставляли его партизанам ее сыновья. Но, как известно, дети есть дети, и война не была помехой в их играх. Сельские мальчишки играли, конечно же, в войну. Тем более, что нашли где-то брошенную поврежденную винтовку. Бегали с ней и, целясь в захватчиков, делали вид, что расстреливают их. А фашисты стреляли вдогонку убегающим детям. Так однажды Шевкет убегая поломал ногу. Осталось в памяти и поведение врагов в селе. Союзники захватчиков румыны вели себя нахально и были постоянно голодными. Появляясь, обязательно выискивали что-то, шаря по шкафам, а заглядывая в кастрюлю, съедали все, что понравится. Жизнь в горном селе среди лесов была опасной, часто проводились облавы в поисках партизан. Люди надеялись на победу и ждали ее с нетерпением.

Наступил апрель 1944 года. Весна освобождения вдохновляла на труд, восстановление сельского хозяйства. Но все перевернула ночь с 17 на 18 мая 1944 года. Она разрушила жизнь истерзанного войной народа, разбросала семьи по большой стране, оторвав детей от родителей. Вечером, накануне этого злодеяния, Ахтем с сестрой Мерьем решили навестить семью замужней сестры Фатиме в Озенбаше. Шевкет с мамой остались дома. А при выселении им воссоединиться с семьей не разрешили. Так Ахтем и Мерьем попали в Марийскую ССР, а мама с Шевкетом в Узбекистан. Ахтем стал лесорубом, сестренка Мерьем — шофером на грузовой машине, позже серьезно заболела.

Оказавшаяся в результате депортации в Кибрае Ташкентской области Узбекистана соседка-односельчанка из Татар Османа — девушка Кебире смогла организовать им вызов. Сама же она оказалась в Кибрае благодаря ее незаурядному таланту педагога. Ее семья была высажена, как и многие соотечественники, в Мирзачюле. Здесь как раз пригодилось и выручило образование, полученное в педагогическом училище Ялты еще до войны. Она была старшей среди девяти детей в семье Мустафы-ага и Сабе-апте. До войны успела поработать в школах Бахчисарая, Белогорска. За примерную работу была награждена экскурсионной поездкой в Москву, где восхищалась Красной площадью, посетила знаменитую ВДНХ и была полна впечатлений. Все было омрачено известием о начале войны. Ей удалось до оккупации Крыма вернуться на Родину. Смогла с семьей пережить условия военного времени, даже не предполагая, что окажется в Мирзачюле и Великую Победу придется встречать в изгнании, работать в начальной школе с узбекским языком обучения. Директор совхоза, при своем переезде из Мирзачюля в Кибрай, смог организовать и их переезд. Он хотел, чтобы в руководимом им совхозе работали талантливые и любящие свое дело учителя. Авторитет Кебире сыграл свою роль. В Кибрае, как и в Мирзачюле, родители старались устроить своих детей только в ее класс.

Эльмира Сейтмеметова со своими воспитанниками

 

Она долго искала Ахтема. А узнав его адрес, организовала вызов. Ахтем приехал и стал работать учетчиком в садвинсовхозе, учился заочно в техникуме Ташкента. В 1946 году они поженились. Теперь ему стала по плечу работа бухгалтера, а вскоре и главного бухгалтера. У них родились двое детей — Руставель и Эльмира. Дети радовали своих родителей усердием и стремлением получить образование, чтобы жить достойно. Руставель — выпускник Ташкентского политехнического института, занимал руководящие должности в Ташкенте, Иваново и  Симферополе, куда вернулся в начале 1990-х. У него трое детей. Все с высшим образованием. Эльмиру же прельщала музыкальная деятельность. Она закончила Ташкентское музучилище и в 1977 году поступила в консерваторию. Получив консерваторское образование по классу хорового дирижирования, в 1982 году была направлена в Самарканд. Отработав там год в музыкальном училище, вернулась в Ташкент. Работала в музыкальной школе №27. Познакомилась с Якубом Аблаевым, бывшим майором внутренних войск. Он работал тогда начальником цеха на химкомбинате города Чирчик. Поженились. Мечтали о Крыме, несмотря на налаженную жизнь. Они объездили весь Крым, любуясь пока еще запрещенной родиной. Но, как говорится, вода камень точит. Смогли получить участок в Ак-Мечети. В Симферополе Якуб устроился на работу в строительную организацию, на должность начальника цеха металлоконструкций. Но горе приходит, когда его совсем не ждешь. В 2015 году Якуб скончался от тяжелой болезни. Их единственный сын Руслан получил специальность филолога, окончил аспирантуру. Его жена Севиля — дирижер. Оба работают и воспитывают сына. В завершение нашей беседы Эльмира добавила: «Я довольно самодостаточный человек. У меня все есть. Желаю всем здоровья. Хочу еще долгие годы заниматься любимым делом. Работа со студентами — источник моего вдохновения».

(Продолжение следует.)

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог