Эльвира Эмир-Али КАПНИСТ
Ему суждено было разделить свою жизнь между двумя идеями – физикой и борьбой за социальную справедливость. Дилемма перед Ролланом Кадыевым была поставлена не просто жизнью, а устами работника КГБ: «Или ты уходишь в науку, и мы тебе не мешаем, или выбираешь иной путь со всеми его последствиями». Роллан отшутился, но выбор сделал. Успешная научная деятельность в области теории относительности, прерывавшаяся дважды в «застойное время», тем не менее была признана не только в Советском Союзе, но и получила мировое признание.
Летом 1968 года в Тбилиси на V международной конференции астрофизиков по проблемам теории относительности Роллан Кадыев вместе с Ленуром Арифовым представили доклад «Новые экспериментальные подтверждения теории относительности» (об отрицательных параллаксах). Выступление произвело фурор в мире науки. Двух молодых советских ученых пригласили на следующий симпозиум в Париж. Перед Ролланом Кадыевым открывается карьера блестящего физика. Он был единственным ученым из южных республик, входящим в Совет Астрофизики и гравитации Академии Наук СССР.
После конференции, Роллан дал интервью западным журналистам о положении крымских татар и о национальном движении. В том же 1968 году мировая общественность удостоила Роллана Кадыева – правозащитника — премии Дома Свободы (Нью-Йорк).
Светлый образ талантливого ученого, педагога и гражданина никогда не изгладится из нашей памяти. 50 лет назад он утверждал, что СССР развалится и его съест коррупция и несоблюдение Конституции самим государством. По своему мировоззрению он, скорее всего, был атеистом. Высказывал мысль о том, что вернувшись в Крым, наш народ не обретет самоуспокоенности и будет расчленен на общественные прослойки, в том числе и в религиозном плане. Как говорят в таких случаях, третья сила для разобщения народа будет опираться на технологии, разработанные еще в древности.
Талантливый человек талантлив во всем. Свою ностальгию и любовь к Родине, на которую ему не суждено было вернуться, он излил в прекрасных стихотворениях, полных переживаний о судьбе своего народа.
Но стыд меня не жжет.
Татарином мне быть
Не тягостно, не стыдно.
Для всех блистает солнцем небосвод,
И лишь для нас зари еще не видно.
Но я не изменю стране отцов,
Хотя бы мир взамен мне обещали.
Всю душу — Родине, все силы — ей одной,
Сто тысяч раз любимой в дни изгнанья.
* * *
Аятым сёнгенджек сёнмез шу
арзым —
Ватаным Кърымда олсайды
мезарым.
Керекмез мермер таш
къабирим устюне
Япынъыз бир оба топракънынъ
озюнден.
Чекишип Ай-Йылдыз
ясаманъ ташыма
Тек адымны яз да къоюнъыз
башыма.
Татар экенимни косьтерсин
ялынъыз
Кърым кокюндеки ай иле
йылдыз.
Хышымлы омюрде мен раат
олмадым,
Бозманъыз илимде шу
раатлыгъым.
Аятым сёнсе де, сёнмез шу
арзым:
Юртум Кърым эди, анда ол,
мезарым.
comments powered by HyperComments