Семь лет назад ряды крымскотатарского национального движения заметно поредели с уходом стойкой и бесстрашной Зампиры Асановой. На 72 году жизни после продолжительной болезни, с которой она также стоически, как и за права своего народа, боролась много лет, она покинула этот бренный мир. Этот мир, но не наши сердца, не нашу память, и тем более не нашу национальную борьбу. Ее имя, жизнь, решительность и стойкость вдохновят на отстаивание своих прав еще не одно поколение крымских татар. В апреле этого года ей исполнилось бы 80 лет, и накануне этой даты память воскрешает эпизоды, которые ярко характеризуют эту женщину. Многим она запомнилась по митингам, акциям, собраниям и заседаниям крымских татар, неизменной участницей которых являлась. Ее прямолинейность и безапелляционность могли ввести в ступор любого. Кому-то это не нравилось, кто-то считал ее странной и своенравной, пытаясь избегать прямого общения с ней. Но ее безграничная преданность родной земле, верность и мужество в борьбе за возвращение в Крым вызывали уважение окружающих.
Мое личное знакомство с ней состоялось в конце 1990-х. Зампира-апте часто появлялась на улице Самокиша, 8, в Симферополе, где в те годы сосредоточились несколько крымскотатарских организаций, в том числе и редакция «Голоса Крыма», и наводила небольшого шороху — кого-то распекая за нерасторопность подачи материала, кого-то за недостаточную жесткость в постановке национального вопроса, кого-то еще за что-то… Как-то по ее инициативе меня направили в одно из крымских сел для подготовки репортажа о массовой встрече односельчан. Зампира-апте не давала мне передохнуть, подводя и знакомя с разными людьми. «Пиши», — тыкая пальцем мне в блокнот, требовала она. Потом, не давая закончить, прерывая на полуслове, вела уже к следующему респонденту. На той встрече она познакомила меня с ученым, доктором физико-математических наук, в те годы являвшимся депутатом Верховного Совета Крыма, — Ленуром Арифовым и его супругой Надеждой Константиновной. Несмотря на сумбурное общение, она беспокоилась и о том, чтобы я не осталась голодной, усаживая поближе к полевой кухне. С ней сложно было спорить, она следовала в жизни своей внутренней позиции, порой противоречащей с общепринятым мнением.
Зампира Асанова родилась 26 апреля 1941 года в селе Бай-Кыят Черноморского района. Через три года семья с четырьмя детьми, вследствие насильственного выселения крымских татар, оказалась в Ферганской области Узбекистана. В годы учебы на стоматологическом факультете в Московском мединституте Зампира познакомилась и сблизилась с участниками правозащитного движения в СССР, среди которых были генерал Петр Григоренко и писатель Алексей Костерин.
Ее сестры и брат не остались в стороне от национального движения. Младший брат Парык Асанов в 1967 году участвовал в Ташкентских событиях, был жестоко избит и осужден на два года. После освобождения, так и не оправившись от побоев, в возрасте тридцати лет в 1973 году скончался.
Саму же Зампиру в июле 1967 года в числе двадцати активистов национального движения пытались поместить в психиатрическую больницу. Она активно помогала распространять Обращения и письма о положении крымскотатарского народа секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, председателю Совета Министров СССР Николаю Булганину, председателю президиума Верховного Совета СССР Климу Ворошилову, в числе представителей народа была на приеме у Юрия Андропова и других руководителей Советского Союза.
6 июня 1969 года в безмолвной демонстрации в самом центре Москвы, на площади Маяковского, приняли участие Энвер Аметов, Решат Джемилев, Айдер Зейтуллаев, Ибраим Холапов и дочь правозащитника Петра Якира — Ирина. Двадцативосьмилетнюю Зампиру Асанову, учитывая ее молодость и пол, соратники просили не присоединяться. В 12 часов 15 минут они развернули свои лозунги: «Да здравствует ленинская национальная политика», «Коммунисты, верните Крым крымским татарам», «Прекратить гонения на крымских татар».
«Когда я поднял свой транспарант «Свободу генералу Григоренко!», через какую-то минуту к моим ногам подсела Асанова Зампира. Я потребовал, чтобы она немедленно покинула площадь, как было условлено ранее. Но она категорически запротестовала, заявив: «Как я буду отвечать перед своей совестью, когда увижу, как вас будут арестовывать? Как я буду смотреть в глаза друзьям, если я останусь в стороне как сторонний наблюдатель?». И поскольку она отказалась уходить, я предложил ей встать и взять в руки мой транспарант с другой стороны», — пишет, вспоминая это событие, Решат Джемилев.
В 1985 году Зампира Асанова смогла вернуться в родной Крым. При ее активнейшем участии состоялись и прошли ряд встреч, мероприятий и акций, в Симферополе был установлен памятник Петру Григоренко.
17 января 2014 года крымскотатарская общественность проводила Зампиру Асанову в последний путь. В 2017 году силами участников национального движения при поддержке ряда предпринимателей на ее могиле был установлен башташ.
comments powered by HyperComments