Курс валют USD 0 EUR 0

Трагедия Афганистана

Комментариев: 0
Просмотров: 384

К концу лета последний американский солдат должен покинуть территорию Афганистана. Президент США Джо Байден торопится завершить военную кампанию против движения Талибан (признано в России террористической организацией), начавшуюся в октябре уже далекого 2001 года. На фоне ухода американских войск талибы развивают активные наступательные операции против военных сил официального афганского правительства. Последнее пока сохраняет власть над столицей и крупнейшими городами, в то время как боевики установили свой контроль над большей частью границ Афганистана с Таджикистаном, Туркменистаном и Ираном. Угроза прихода талибов к власти в Кабуле всерьез беспокоит правительства сопредельных с Афганистаном стран, и, похоже, всему региону Центральной Азии в ближайшем будущем придется столкнуться с очень серьезными вызовами.

Между двумя империями

На протяжении последних двухсот лет своей истории Афганистану неизменно приходилось делать выбор между сохранением независимости и модернизацией своей общественной и социальной жизни. Как правило, первое достигалось за счет второго.

В течение многих столетий территория современного Афганистана являлась периферией Персии (Ирана), неизменно входя в состав различных империй, возникавших на ее базе. Через афганские земли проходили многие завоеватели. Вершины Гиндукуша видели армию Александра Македонского, войска Арабского халифата, принесшие с собой исламское вероучение, турок-сельджуков (начинавших здесь свои великие завоевания, которым суждено было на западе достигнуть самой Анатолии), воинов Чингизхана, Тамерлана и Бабура.

Значительную часть территории Афганистана занимают горы и пустыни. В труднодоступных горных районах на границе с современным Пакистаном до самого конца XIX века сохранялись еще очаги языческих верований.

Историю современного афганского государства принято отсчитывать с 1747 года, когда Ахмад хан Дуррани, воспользовавшись смутой, возникшей после гибели могущественного правителя Персии Надир-шаха, объединил кочевые пуштунские племена и провозгласил себя самовластным правителем.

Пуштуны являются самым многочисленным народом современного Афганистана. Их язык (относится к иранской ветви) — один из двух государственных языков страны, наряду с дари (афганским вариантом персидского языка). Последний выполняет во многом функции языка межнационального общения, поскольку на нем говорят не только многочисленные афганские таджики, но и ряд других этнических групп, например, хазарейцы — потомки монгольских воинов Чингизхана, осевших на афганских землях после их завоевания. Среди других народов Афганистана можно выделить узбеков, компактно проживающих в северной части страны.

В XIX веке перед Афганистаном всерьез встала угроза потери независимости. На севере страны Средней Азии подверглись завоеванию со стороны Российской империи, в то время как на юге англичане утверждали свое колониальное владычество в Индии. Казалось бы, что Афганистан должен рано или поздно покориться одной из двух могущественных империй. В ходе двух англо-афганских войн 1838—1842 и 1878—1880 гг. афганцы оказали британским войскам упорное сопротивление, но в конечном итоге вынуждены были признать британский протекторат.

В этот период афганскую государственность спасло соперничество России и Британии. Обе империи сочли для себя выгодным сохранить Афганистан в качестве буферного государства между своими владениями. Особенно это было важно для англичан, не желавших, чтобы границы России непосредственно соприкоснулись с жемчужиной их колониальной империи — Индией. Вместе с тем англичане включили в состав Британской Индии целый ряд регионов, населенных пуштунскими племенами. С прекращением в 1947 году колониального режима, эти территории стали частью Пакистана. Но Афганистан официально до сих пор не признает этой границы.

Сохранив самостоятельность во внутренних делах, афганцы оказались перед проблемой дальнейшего развития своего государства, преодоления социально-экономической отсталости. Не имеющая выхода к морю, бедная горная страна уступала в развитии даже соседнему Ирану.

Младоафганцы

В 1919 году эмиром Афганистана становится Аманулла-хан, сочувствовавший идеям младоафганцев. Возникшее под влиянием революционных событий в Турции младоафганское движение стремилось к достижению полной независимости своей страны и проведению реформ, направленных на отказ от пережитков феодализма и переход к капиталистическим отношениям.

Пользуясь благоприятной международной ситуацией, Аманулла-хан объявил о прекращении политической зависимости своей страны от Великобритании. В ответ британцы в третий раз вторглись в Афганистан. Но ослабленная Первой мировой войной Британия не была готова нести большие потери в длительной войне и в скором времени согласилась признать независимость афганцев во внешней политике.

На фоне гражданской войны в России Аманулла-хан, очевидно, подумывал о расширении пределов своей страны за счет азиатских владений бывшей Российской империи, но быстро поняв силу большевиков, перешел к сотрудничеству с Москвой. Между СССР и Афганистаном был заключен договор о нейтралитете и ненападении.

Аманулла-хан провел ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти и развитие системы образования. В 1923 году была принята первая афганская конституция. Был принят уголовный кодекс, до этого судопроизводство осуществлялось по законам шариата. В 1928 году афганский король посетил СССР. Это был первый визит главы иностранного государства в Советский Союз. Аманулла-хан посетил Москву, Ленинград и Севастополь, в котором наблюдал за маневрами Черноморского флота.

В 1928 году на заседании государственного совета Аманулла-хан публично снял чадру со своей супруги — королевы Сурайи, и призвал подданных следовать его примеру. Этот поступок был крайне негативно встречен консервативно настроенными кругами афганского общества.

Реформы, проводившиеся в одной из беднейших стран мира, требовали огромных расходов. Рост государственных налогов закономерно вызывал недовольство населения. Когда антиправительственную агитацию начало вести духовенство, в стране вспыхнуло восстание, поддерживаемое англичанами. Восставшие захватили столицу. На помощь Аманулле-хану выдвинулись советские войска, но после отказа Амануллы-хана от борьбы за власть вынуждены были отступить. Остатки своих дней король-реформатор провел в эмиграции.

Вождь восстания Бачаи Сакао провозгласил себя новым монархом под именем Хабибулла. Он был по происхождению таджиком, простолюдином. Одним из первых его шагов стало издание фирмана об обязательном ношении женщинами чадры. Но вскоре Хабибулла был свергнут и казнен получившим поддержку Британии представителем пуштунской аристократии Мухаммедом Надир-шахом.

На пути к революционным потрясениям

Новый правитель расправился как со сторонниками Хабибуллы, так и Амануллы-хана. Во внешней политике он ориентировался на Лондон, но вместе с тем стремился сохранить дружеские отношения с СССР.

После убийства Мухаммеда Надир-шаха в 1933 году власть перешла к его 19-летнему сыну Захиру (1914—2007). Правление Захира продолжалось в течение сорока лет. Король старался придерживаться нейтралитета между СССР и США, чтобы иметь возможность лавировать между сверхдержавами в условиях холодной войны. Афгано-советские отношения активно развивались, большое количество афганской молодежи училось в СССР, при советской поддержке в Афганистане был построен ряд промышленных и инфраструктурных объектов. Захир-шах дружил с советскими лидерами Хрущевым и Брежневым, которые устраивали специально для афганского монарха охоту в одной из своих резиденций.

Захир-шах стремился провести в своей стране умеренную политическую и экономическую модернизацию. Он отменил обязательное ношение женщинами паранджи. В 1964 году, ощущая давление со стороны общества, Захир-шах пошел на проведение политических реформ. Новая конституция создавала условия для появления политических партий и независимых СМИ. Учреждался двухпалатный парламент. Родственникам короля было запрещено занимать должности в правительстве.

Последнее решение обернулось весьма неоднозначными последствиями. Занимавший в течение десяти лет пост премьера племянник короля Дауд-хан, потеряв власть, сблизился с левыми политическими силами, желавшими более радикальных перемен в жизни афганского общества.

В 1973 году, когда Захир-шах находился на лечении в Италии, в Кабуле произошел переворот. Афганистан был провозглашен республикой, а ее президентом стал Дауд-хан. Захир-шах не стал бороться за власть и поселился в Риме. Участь большинства последующих афганских правителей сложилась куда печальнее.

Гражданская война

Спустя пять лет лидеры просоветской Народно-демократической партии Афганистана, опираясь на поддержку армии, совершили новый переворот, в ходе которого Дауд-хан вместе со своей семьей был убит. Новый руководитель страны Нур Мухаммед Тараки стремился привести Афганистан к социализму, заявляя, что пройдет путь, который у СССР занял 60 лет, за пять. Но радикальные преобразования вошли в противоречие с укоренившимися в афганском обществе социальными и религиозными традициями. Под влиянием советских советников в Афганистане стала насаждаться советская однопартийная модель управления. Все это самым негативным образом сказалось на положении дел в стране, которая начала сползать в бездну гражданской войны.

К началу 1980-х годов Афганистан оставался еще очень отсталой страной, более 80% населения жило в селах. Ситуацию усугубила борьба за власть внутри партии. Тараки был свергнут и убит своим соратником Хафизуллой Амином. Советское руководство, не доверяя Амину и опасаясь, что тот придет к соглашению с западом, приняло решение о вводе войск в Афганистан. Амин был убит, а на его место по решению Москвы был поставлен Бабрак Кармаль.

Ввод советских войск в значительной степени лишил афганских левых какой-либо самостоятельности. Вместе с тем Запад, многие мусульманские страны и даже коммунистический Китай, опасаясь чрезмерного усиления СССР, стали поддерживать повстанческое движение деньгами и оружием. С выводом советских войск в 1989 году война не прекратилась. Коммунистический режим сопротивлялся до 1992 года и пал после прекращения помощи с российской стороны. Однако лидеры моджахедов оказались не способны установить порядок в стране. Разные части Афганистана оказались разделенными между полевыми командирами, опиравшимися на те или иные этнические группы.

Однако вакуум власти должен был быть чем-то заполнен. В этой обстановке на политическую арену вышло движение Талибан. Оно сумело взять власть сначала на юге страны, в Кандагаре, затем подчинило себе Кабул и большую часть провинций. Таким образом, власть в стране оказалась в руках религиозных фундаменталистов. При режиме талибов были запрещены телевидение, кино и музыка. Женщинам запретили работать, появляться в общественных местах с открытым лицом и без сопровождения мужа или родственника мужского пола. Практически прекратилось обучение девочек в школах.

Талибан пользовался определенной поддержкой со стороны Пакистана и Саудовской Аравии. Однако после событий 11 сентября 2001 года и военного вмешательства США в ход афганской гражданской войны талибы потеряли власть и вынуждены были перейти к партизанской войне.

Теперь, спустя 20 лет, приоритеты США поменялись. Американцы выводят свои войска, оставляя афганское правительство один на один с талибами. Неясно, сколько сможет продержаться власть президента-либерала Ашрафа Гани, но вполне вероятно, что он повторит судьбу режима коммуниста Наджибуллы, только в гораздо более сжатые временные сроки.

Судьба Афганистана теперь будет зависеть от того, какой дорогой пойдут талибы после победы в гражданской войне. Если они сосредоточатся на мирном развитии страны, то Афганистан получит шанс на восстановление после разрушительного конфликта, длящегося с конца 1970-х годов. И, возможно, в будущем Афганистан по мере развития своей экономики и производительных сил будет способен эволюционным путем перейти к более демократической и светской форме правления.

Если же талибы вступят в конфликты с соседними странами, то это не сулит ничего хорошего как Афганистану, так и всему региону в целом. При этом неясно, насколько внутренне едины талибы, насколько их лидеры в состоянии контролировать полевых командиров, которые не приучены ни к чему другому кроме войны. В любом случае победа Талибана будет способствовать росту активности радикальных исламистских организаций, которые могут и самостоятельно пытаться дестабилизировать обстановку в странах Центральной Азии. От того, какой ответ бывшие советские союзные республики дадут на этот вызов, будет зависеть последующая судьба их народов.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог