12 ноября в Стамбуле прошел очередной саммит глав тюркских государств, на котором было принято решение о переименовании Тюркского совета в Организацию тюркских государств. Следует отметить, что международная организация под названием Тюркский совет была основан в октябре 2009 года на встрече президентов Турции, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана в азербайджанском городе Нахичевань. Целями этой структуры были заявлены укрепление доверия и дружбы между тюркоязычными государствами, поощрение эффективного регионального и двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, военно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других сферах.
Вопрос о создании политической организации, объединяющей тюркские государства, возник еще в начале 1990-х годов, сразу после распада Советского Союза. Уже в 1993 году была создана Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). Однако во второй половине 1990-х годов интерес постсоветских республик к развитию отношений с Анкарой несколько охладел. Тому был ряд причин, в том числе ограниченные экономические возможности Турции и политическая нестабильность в последней на фоне прихода к власти в Анкаре умеренных исламистов во главе с Н.Эрбаканом, вскоре свергнутых в ходе бескровного военного переворота 1997 года.
Уже в 2000-х годах обретшая политическую стабильность и переживавшая быстрый рост экономики и населения Турция с новыми силами взялась за выстраивание сотрудничества с тюркскими государствами Центральной Азии и Азербайджаном. Первоначально Узбекистан и Туркменистан предпочли не присоединяться к работе Тюркского совета. Покойный узбекский лидер Ислам Каримов и его туркменский коллега Гурбангулы Бердымухаммедов явно отдавали предпочтение изоляции своих стран от внешнего мира и стремились к сохранению равноудаленности от каких-либо политических и военных блоков. Но постепенно Р.Эрдогану удалось переломить ситуацию.
После смерти И. Каримова и прихода на президентский пост Ш.Мирзиёева произошла перезагрузка турецко-узбекских отношений, и Ташкент дал согласие на присоединение к Тюркскому совету. Теперь же, 12 ноября к организации присоединился и Туркменистан, правда, на правах государства-наблюдателя. Статус наблюдателя в Организации тюркских государств имеет и Венгрия. Население последней принадлежит не к тюркской, а к угро-финской ветви народов. Впрочем, это не мешает венгерскому премьер-министру Виктору Орбану, столь не любимому руководством Евросоюза, выстраивать взаимовыгодные отношения с Анкарой, опираясь на память о евразийских корнях венгров и участии тюркских племен (гуннов, аваров) в этногенезе венгерского народа.
Вопрос о сфере влияния
Активизация сотрудничества тюркоязычных государств не может не привлекать к себе пристального внимания России. На протяжении нескольких веков Турция была одним из главных внешнеполитических противников России, в то время как земли современного Азербайджана и Центральной Азии были последовательно завоеваны Российской империей, а потом входили в состав Советского Союза. После распада последнего РФ рассматривает постсоветское пространство как эксклюзивную зону своих политических и экономических интересов.
В Москве болезненно воспринимают включение прибалтийских республик в состав НАТО и ЕС, укрепление западного влияния в Молдавии, Грузии и Украине, попытки распространить эти процессы на Белоруссию. Естественно, что перспективы теперь уже и турецкого влияния на Центральную Азию не могут не беспокоить многих в России.
Впрочем, Организация тюркских государств это не интеграционный экономический проект и не полноценный военный блок, по крайней мере пока. Сейчас это скорее площадка для двухстороннего экономического и культурного сотрудничества Азербайджана и стран Центральной Азии с Турцией. В мире есть примеры подобных организаций — Иберо-американский саммит, в рамках которого лидеры Испании и Португалии взаимодействуют с президентами латиноамериканских стран, или Франкофония, в рамках которой сотрудничают франкоязычные страны.
Членство в организации Тюркских государств не предполагает, чтобы Турция покинула ряды НАТО, а Казахстан и Кыргызстан вышли бы из возглавляемых Москвой Евразийского экономического союза и военного блока ОДКБ. Весьма примечательно, что вскоре после саммита в Стамбуле президент Узбекистана посетил с визитом столицу России и провел продолжительные переговоры с В.Путиным.
К тому же нынешнее руководство Турецкой республики находится в весьма сложных отношениях со своими западными союзниками. В этих условиях сотрудничество с Россией имеет большое значение для Р.Эрдогана и будет заставлять его тщательно выверять свои шаги на постсоветском пространстве. К тому же экономические проблемы, с которыми сталкивается Анкара, высокие темпы девальвации турецкой лиры показывают, что Турции на нынешнем этапе будет все сложнее изыскивать ресурсы для продолжения активной внешней экспансии.
Подарок Девлета Бахчели
Параллельно с обсуждением стамбульского саммита, большого внимания в российских СМИ удостоилась карта тюркского мира, которую лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели преподнес президенту Р.Эрдогану. На карте разными цветами изображены территории независимых тюркских государств, республики, входящие в состав РФ, где тюркские народы являются титульными нациями, а также ареалы расселения тюркских народов за их пределами. Фотография Р. Эрдогана и Д. Бахчели, держащих эту карту, облетела многие российские сайты. И на этот счет высказались даже в Кремле.
«Наши турецкие партнеры пестуют идею тюркского единства, и это нормально. Единственное, что могу сожалеть, что на карте все-таки не стоит большая красная звезда в центре тюркского мира. Он не в Турции, он на территории Российской Федерации, на Алтае. В том священном месте для любого тюрка, откуда они и пошли родом. Это я как тюрколог говорю», — заявил в эфире программы «Москва.Кремль.Путин» пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.
Говоря о себе как о тюркологе, Д. Песков был не совсем уж далек от истины. Следует отметить, что Д.Песков владеет не только английским, но и турецким и арабским языками. В 1989 году он окончил институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности историк-востоковед, референт-переводчик. По собственному признанию, уже с третьего курса университета работал в качестве переводчика на турецкие компании. В 1990—1994 годах Д.Песков работал дежурным референтом, атташе, третьим секретарем посольства СССР, а потом РФ в Турции. В 1996 году вернулся в российское посольство в Анкаре, занимал посты второго и первого секретаря, пока в 2000 году не был назначен начальником отдела по связям со СМИ управления пресс-службы администрации президента РФ. По сообщениям некоторых СМИ, Д.Песков выполнял также функции переводчика Путина во время встреч последнего с турецкими руководителями.
Весьма интересна и реакция многих российских провластных изданий. Так, РИА Новости публикуют статью Петра Акопова, в которой автор высказывает мысль о том, что Турция может использовать пантюркистский фактор для укрепления своего политического влияния в разных частях света, но только не в России. «Россия уважает тюркские интересы и понимает мотивы Турции. Мы не против сближения тюркских народов — но при этом будем очень жестко отстаивать свои интересы. А они понятны — живущие в России тюрки являются не просто гражданами России, но и частью российского народа. Их политическая, экономическая, культурная и религиозная жизнь должна быть русскоцентричной — то есть связанной с их малой родиной и Россией как таковой».
В целом обозреватель РИА Новости настроен весьма оптимистично насчет возможности России держать под контролем турецкие внешнеполитические устремления. «Усиление Турции не является прямой угрозой России — и даже планы укрепления тюркского мира можно сопрячь с российскими интересами. При двух условиях: жестком и последовательном отстаивании Россией своего цивилизационного суверенитета (в том числе и тюркскими элитами в наших национальных республиках) и своих интересов в тюркской части постсоветского пространства… Если турки готовы идти вместе с Россией в будущее, нужно приглашать нашу страну присоединиться к Организации тюркских государств в качестве наблюдателя. И готовиться к тому, чтобы самим подать заявку в Евразийский союз, — тем более что в свое время Эрдоган говорил о таком желании Назарбаеву».
В отличие от самоуверенного тона П.Акопова, деловая газета «Взгляд» в своей публикации «Центр тюркского мира — это Россия», напротив, констатирует, что России нужно было начинать конкурировать за умы и сердца жителей тюркоязычных народов еще вчера.
Издание приводит мнение старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН, доцента Дипломатической академии МИД России Владимира Аваткова: «Турция пытается продвигать ложную позицию о том, что она является центром тюркского мира, единственно правильными тюрками. И заставляет всех следовать этой логике. Однако на самом деле именно Россия являлась ядром и славянского, и тюркского миров. В России сосуществовали различные тюркские народы, и именно это сосуществование позволило им сохранить свои неповторимые традиции и обычаи, свойственные каждому из этих народов… Возможно, России стоит противопоставить турецкой политике пантюркизма ровно такую же симметричную политику? Мы сильны асимметричными ответами – но все-таки порою стоит не только отвечать, но и формировать. Формировать привлекательную повестку будущего для постсоветского пространства и тех регионов, которые Турция хотела бы включить в свою сферу влияния».
Но в чем именно должна состоять эта позитивная повестка, эксперт не поясняет. А пока Россия проигрывает борьбу за умы и сердца жителей Украины и Грузии, которые гораздо ближе в культурном отношении к русским, чем тюрко-мусульманские народы.
comments powered by HyperComments