Началась подписная кампания на 2016 год.
Мы поговорили о работе, о нашем народе, о планах на будущий год газеты «Голос Крыма new» с главным редактором издания Эльдаром СЕИТБЕКИРОВЫМ.
— Как вы с позиции главного редактора крымскотатарской газеты оцениваете события последних месяцев в Крыму?
— Подводя итоги последних полутора лет, хотелось бы подчеркнуть главное — мы избежали национальной катастрофы.
Мир поделен между супердержавами, складываются очень непростые отношения, и сторонами конфликта являются Россия, США и страны Евросоюза.
На протяжении многих веков такая ситуация возникала не раз, конфликты перерастали в войны, и даже в мировые, которые завершались мирными договорами. После войны страны подсчитывали жертвы, экономический ущерб, искали пути преодоления последствий разрухи. Итоги у победивших стран и стран побежденных были разными.
Но одно дело — страны, а другое дело — народы, особенно малочисленные.
В данном случае окинем взглядом прошлое крымских татар.
Очередная русско-турецкая война (1768— 1774 гг.) завершилась поражением турок и привела к потере в 1783 году независимости Крымского ханства, которое было включено в состав Российской империи. С изменением государственного политического строя народ раскололся. Те, кто выбрал Родину и остался в Крыму, были вынуждены принять все изменения и адаптироваться к жизни в рамках Российского государства. Часть народа, которая руководствовалась политическими и религиозными взглядами, исходя из интересов личной безопасности, была вынуждена эмигрировать на земли Османской империи.
Историки приводят разные цифры эмигрировавших в тот период крымских татар — от 300 тысяч до 1 миллиона человек.
Потеря Крымом такого числа своих детей есть национальная катастрофа.
У тех, кто остался в Крыму, жизнь, конечно, была нелегкой, впрочем, как у всего крепостного населения России. Более или менее комфортно жилось крымским мурзам, которых Россия наделила дворянским титулом.
Пережив удары судьбы в войну, народ постепенно входил в мирную жизнь.
В середине XIX века международная обстановка вновь накалилась. Сторонами конфликта вновь выступили — Россия, с другой стороны, страны западного мира.
В 1854 году на территории Крымского полуострова развернулись боевые действия между российской армией и армией союзных войск Турции, Англии и Франции.
Часть крымских татар, подданных Российской империи, принимала участие в войне на стороне России. Из эмигрантских кругов в Турции были сформированы крымскотатарские боевые части, во главе которых поставили калгу— султана (эта должность была восстановлена), и в составе турецкой армии эти части участвовали в боевых действиях.
Россия в этой войне потерпела поражение.
Согласно Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишалась права иметь флот на Черном море, возвращала османам Карс с крепостью, получая в обмен занятые Севастополь, Балаклаву и другие крымские города.
Турция вернула себе земли в Закавказье. С Крымского полуострова были выведены все войска союзников, а крымские татары остались в разоренном Крыму наедине со своими проблемами и субъективным мнением отдельных военачальников и чиновников. Тема предательства впервые была озвучена именно тогда. И как ни старались русские либералы защитить крымскотатарский народ от ярлыка «предатель», это не всегда удавалось. Можно себе представить, как соблюдались права человека в тот период.
Последствия Крымской войны привели к тому, что крымские татары вновь стали массово покидать Родину. Точной цифры нет, но некоторые исследователи доводят ее до 200 тысяч человек. В течение нескольких лет Крым обезлюдел. Выезжали семьями. Это снова была национальная катастрофа.
Следующая национальная катастрофа ждала народ в первой четверти XX века.
В 1914 году разгорелась Первая мировая. С одной стороны — Российская империя, с другой — Германия со своими союзниками. Последовавшие революции смели самодержавие и привели к власти большевиков. На территории империи бушевала гражданская война. Крым вновь оказался в котле боевых действий. В тот период власть на полуострове неоднократно менялась, лились реки крови. Крымские татары тоже несли жертвы, но, даже несмотря на убийство большевиками национального лидера Номана Челебиджихана, эти жертвы были не столь массовыми, в сравнении с тем, сколько жизней унес голод, разразившийся в Крыму в 1921— 1923 годах. Исследователи называют цифры — 70— 80 тысяч крымских татар.
Согласно переписи 1897 года, крымских татар насчитывалось приблизительно 197 тысяч человек. Согласно переписи 1926— го, 179 тысяч человек. Отнимите отсюда 80 тысяч погибших от голода. Сколько это процентов?
Мы видим вновь национальную катастрофу.
Рассматривая, если можно так выразиться в данном случае, динамику, мы обнаруживаем некую цикличность национальных мегапотрясений. Вырисовывается роковая цифра 70 (плюс— минус до 5— ти лет). Через каждые 70 лет — национальная катастрофа. Следующая национальная катастрофа при нарушении цикла настигла крымских татар в 1944 году — народ был полностью депортирован, а в местах ссылки, как свидетельствуют данные национального движения, погибло до 46% народа.
После последней национальной катастрофы народ нашел силы возродиться, нарастить свою численность и вернуться на свою Родину.
Прошло ровно 70 лет.
В мире вновь противостояние — между Россией и США с их союзниками.
В ходе произошедших в Крыму за последние полтора года событий крымские татары понесли единичные жертвы. Мы избежали национальной катастрофы. Пока.
Сегодня крымские татары перед всем миром сохранили свое лицо. Они с миром живут в мире.
Крымскотатарское национальное движение прошло различные этапы в своей истории, в конце концов выбрав ненасильственный метод борьбы, который обеспечивал народу в течение многих десятилетий относительную безопасность.
В этой связи мы сегодня находим понимание у противоборствующих сторон, которые, рассматривая крымскую проблему, во главу угла ставят переговорные процессы.
— Какими должны быть и есть сегодняшние приоритеты крымскотатарского народа?
— Приоритеты эти заложены в Декларации ООН о правах коренных народов. В ней отражены все стороны нашей жизни.
Чтобы разъяснить суть Декларации, сделать ее доступной для крымских татар, мы обратились к кандидату философских наук Надиру Бекирову, специалисту по международному праву, который постатейно разъясняет содержание Декларации, и эта работа газетой «ГК» будет продолжена.
Все, кто общается с крымскими татарами, наблюдают, что основополагающим для них является участок земли, который отождествляется у них с Родиной.
Потребность в куске земли у крымских татар никогда не исчезнет — это заложено в их ментальности, в традициях народа. Кусок земли для них это не роскошь, а дом и средства производства.
Много ли мы имеем фактов продажи крымскими татарами четверти или половины своего дома? У соседних народов это в порядке вещей, у крымских татар отчий дом не продается.
По традиции, он остается младшему сыну, по жизни бывает, что — тому из детей, с кем живут родители. Остальным детям семья помогает свить семейное гнездо и обустроить его. Поэтому, когда вырастают дети, нужен новый участок земли, и этот процесс бесконечен.
При этом, следует заметить, в Крыму земли хватало всегда и всем. Наряду с землей многие исследователи отмечают, что приоритетным для крымских татар является семья. Что побуждение создать семью в свое время — это один из пунктов в воспитательном процессе крымскотатарских детей.
Молодость, проведенная в семейных заботах, — один из залогов спокойной, счастливой старости. Плодом семейной любви должны быть дети. Поэтому каждый должен понять — без семьи нет возрождения нации.
Третий приоритет: образование и работа.
В последнее время в СМИ участились призывы к соотечественникам не покидать Крым. Ставка делается на патриотизм. По нашему мнению, этого недостаточно. Например, газета «Голос Крыма» эти призывы использовала только в марте— апреле 2014 года, когда люди, опасаясь этнических чисток, начали покидать Крым. Сегодня же миграция происходит в основном в целях поиска хорошо оплачиваемой работы. Поэтому реализация права на труд в Крыму — приоритетная задача нации. Чтобы получить квалифицированную работу, необходимы соответствующие знания. Отсюда — право на образование и право на труд — двуединая задача.
Уже несколько лет наша газета практикует анализ числа поступивших в вузы Крыма. Мы представляем статистику студентов— крымских татар. Мы видим, как народ безо всяких призывов оперативно ориентируется на специальности, которые реально приносят доход в семью.
Вот пример: КФУ, специальность «стоматология» — крымских татар — 33,3% от числа поступивших, «педиатрия» — 29%, «фармация» — 22,22%, «землеустройство и кадастры» — 25%, «геодезия» — 25%.
В то же время на специальность «история» крымских татар поступило 5,7% от числа поступивших, «философия» — 5%, «политология» — 4%.
Прагматизм — это, конечно, хорошо, но когда отсутствует баланс развития, здесь следует призадуматься.
Такие основополагающие специальности гуманитарного цикла, как «история», «философия», «политология», в среде крымских татар должны получать достойное развитие, потому что идеи рождаются в головах.
Производя только самсу и занимаясь мелкой торговлей, государственность не построишь.
В Крыму практически нет крупных промышленных предприятий, где могла бы развиваться инженерная мысль, отсутствуют научно— промышленные центры. Много ли у нас защитилось за последние 20 лет кандидатов и докторов технических наук?
Защита национальных интересов — это прерогатива не только дипломатии, но и техники. А крымскотатарский народ больше занят в сфере обслуживания и строительства.
— Как развивать уровень мышления и образованности?
— Чтобы человек мог адекватно мыслить, он должен читать. У нечитающей нации конец печален.
Информацию, конечно, можно получать и посредством телевидения, и посредством радио, но это — больше информирование, а не осмысление. Без чтения не развивается мышление.
Появление интернета — революция в сфере СМИ. Это мощный инструмент информирования и демократизации общества, мешающий установлению железного занавеса. Интернет делает практически невозможным присутствие цензуры. Подавляющее большинство цивилизованного мира имеет доступ к интернету. Но наряду с этим часто там нет и никакой ответственности. Интернет позволяет свободно оклеветать, обругать человека, запустить ложную информацию и много другого негатива. Другое дело — официально зарегистрированные газеты, законодательство стран, дающее права и обязанности печатным СМИ. В них за каждое слово журналист несет ответственность. В нашей многолетней практике за сказанное слово мы имели долгие разбирательства в судах, где защищали свои интересы. Ни одного судебного процесса газета не проиграла, потому что писала ПРАВДУ.
— Как вы оцениваете сегодняшнее положение крымскотатарских средств массовой информации?
— Каждое СМИ имеет свою концепцию и редакционную политику. Помимо этого присутствует доля субъективного подхода к теме каждого журналиста.
Вследствие последних событий крымскотатарская журналистика разделилась. Говорить о корпоративной солидарности изданий уже невозможно. СМИ становятся инструментом государственной политики.
Многие журналисты, которые начинали вместе работать, стоят теперь по разные стороны баррикад.
В Крыму те, кто работает на телеканале «Миллет» и будет работать на радио «Ватан седасы», в национальных изданиях, получающих государственную дотацию, они в той или иной мере будут инструментом российской государственной информационной политики.
Те журналисты, которые выехали на материковую Украину и работают на телеканале АТR, в информагентстве QHA, на сайте «Крым.Реалии» и др., — они отражают позицию Украины.
Есть и другие категории СМИ, но в данном случае я буду говорить о газете «Голос Крыма new».
Зарегистрировавшись по российскому законодательству и распространяясь по Крыму, до сегодняшнего дня газета не получила ни одного бюджетного рубля. Газета существует исключительно на средства подписчиков. Поэтому стремится служить только их интересам.
Газета идет в том коридоре, который отведен российским законодательством, но в то же время «Голос» совершенно свободен от влияния чиновников и различных общественно— политических сил. Это позволяет нам излагать определенные факты и давать некоторые комментарии. При этом соблюдать баланс мнений. Это и есть отличительная черта газеты «Голос Крыма new».
Каждый год осенью для любого печатного издания начинаются испытания. Мы ждем отклика от своих подписчиков и оцениваем свою востребованность среди народа.
Последние полтора года мы работали в ином режиме, далеком от обычного, а население жило не совсем обычной жизнью. Поэтому местами наша связь с народом прервалась.
Нам приходилось слышать даже удивленные вопросы— возгласы из уст соотечественников: «Вы все еще издаетесь?!».
В связи с этим как главный редактор я обращаюсь к крымскотатарским тележурналистам с просьбой довести до крымскотатарской аудитории о начале подписной кампании на 2016 год и с просьбой о всенародной поддержке газеты «Голос Крыма new».
comments powered by HyperComments