Курс валют USD 0 EUR 0

Скандинавия, Турция и НАТО

Комментариев: 0
Просмотров: 263

18 мая правительства Швеции и Финляндии направили генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу официальные заявки на вступление их государств в число стран-членов НАТО. Как передает ТАСС, генсек НАТО заявил о том, что обе страны будут приняты в блок по максимально ускоренной процедуре.

Ожидается, что на будущем саммите лидеров стран НАТО, который пройдет в конце июня в Мадриде, Финляндия и Швеция будут приглашены в альянс. Затем начнется ратификация соглашения в парламентах всех 30 государств-членов блока. В обычных условиях эта процедура могла тянуться в течение целого года. Так, например, Северная Македония — последнее по времени государство, присоединившееся к блоку, была приглашена в НАТО в начале февраля 2019 года, а вступила в альянс в конце марта 2020 года после завершения всех формальных процедур.

Чтобы поддержать намерение финнов и шведов присоединиться к НАТО, правительства США и Великобритании предоставили Хельсинки и Стокгольму официальные гарантии того, что выступят в защиту обеих скандинавских государств, если для тех возникнет какая-либо опасность до того, как они успеют присоединиться к системе коллективной безопасности альянса.

Позиция России

Реакция российского руководства на отказ Швеции и Финляндии от многолетней политики нейтралитета была достаточно сдержанной. В телефонном разговоре с президентом Финляндии глава российского государства Владимир Путин назвал решение о присоединении соседней страны к НАТО ошибочным.

Позднее, выступая на проходившем в Кремле саммите глав-государств ОДКБ (этот военно-политический блок объединяет Россию и часть бывших республик СССР — Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Армению и Таджикистан), президент России заявил по этому поводу следующее: «Непосредственной угрозы для нас – расширения за счет этих стран, – для России не создается. Но расширение военной инфраструктуры на эту территорию, безусловно, вызовет нашу ответную реакцию, и какой она будет, мы будем смотреть исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться. То есть, вообще-то, проблемы создаются на голом месте. Ну будем соответствующим образом на это и реагировать».

Не так давно российские официальные лица требовали от НАТО отступить к границам 1997 года (то есть ко времени, когда членами альянса еще не были Польша, Чехия и другие восточноевропейские государства). Опасностью присоединения к НАТО Украины российские власти, в частности, обосновывают решение о проведении специальной военной операции.

Однако блок продолжает свое расширение. После присоединения Швеции и Финляндии НАТО займет господствующее положение на Балтийском море и окажется в непосредственной близости от Санкт-Петербурга не только на южном (эстонском), но и на северном побережье Финского залива.

От воинственной империи — к нейтральному государству

Вступление Швеции и Финляндии в НАТО переворачивает целую страницу истории. Если Финляндия придерживалась политики нейтралитета с момента окончания Второй мировой войны, то шведский нейтралитет продлился более двухсот лет.

В далеком XVII веке набирающее силу воинственное Шведское королевство ожесточено боролось за господство на севере Европы. Шведские короли активно участвовали в крупнейшем европейском военном конфликте того времени — Тридцатилетней войне (1618—1648), вели войны с Польшей, Данией и Московским государством. Вторжение шведов в Польшу в 1655—1660 годах поставило польское государство на грань существования. Полякам было бы трудно устоять, если бы не помощь союзников, в частности, Крымского ханства.

Под властью шведской короны находились Финляндия, Эстония, значительная часть Латвии, вместе с Ригой, части современной российской Карелии и Ленинградской области, некоторые территории на севере современной Германии. Однако, несмотря на все военные успехи, Швеция оставалась довольно бедной аграрной страной.

В начале XVIII столетия вызов шведскому господству на Балтике бросил молодой русский царь Петр I. Хотя первая битва, произошедшая под Нарвой, принесла триумфальную победу королю шведов Карлу XII, в последующем многолетнем противостоянии успех был на стороне перестроенной на европейский лад московской армии.

После известной Полтавской битвы 1709 года Карл XII со своим союзником украинским гетманом Иваном Мазепой и остатками своей разбитой армии бежал во владения Османской империи в Северном Причерноморье. Пребывание шведского короля в Бендерах способствовало началу одной из первых русско-турецких войн, завершившейся поражением войск Петра I на Пруте. Однако, в конечном итоге, султанское правительство, устав от интриг Карла, дало указание турецким властям в Бендерах и крымскому хану Девлет-Гераю II просить короля отправиться в свою страну, в противном же случае арестовать его. Однако Карл не просто отказался подчиняться воле султана, но и оказал отчаянное сопротивление. В ожесточенной стычке многие его сподвижники были убиты, а сам он под арестом был отправлен в Эдирне. Эти события известны в истории под названием «калабалык». Султан, не ожидавший такого развития событий, отправил Девлет-Герая и великого визиря в отставку.

Вернувшись на родину, Карл XII продолжал войну, пока не был убит шальной пулей во время осады небольшой крепости в Норвегии.

Поражение в Северной войне, в ходе которой шведские владения в Прибалтике перешли России, подвело черту под эпохой шведской экспансии. Во внутриполитической жизни королевства выросла роль парламента. Страна стала уделять больше внимания своему внутреннему развитию. Жажда реванша за поражение в Северной войне еще дважды в течение XVIII века ввергала шведов в войны с Россией. Однако добиться военного успеха им не удавалось.

В начале XIX века Швеция, находившаяся в союзе с Англией, была вовлечена в антинаполеоновскую коалицию вместе с Пруссией, Австрией и Россией. Однако победы французских войск вынудили российского императора Александра I заключить в Тильзите мир с Наполеоном и на время присоединиться к его антианглийской политике. Швеция, ставшая общим противником для Франции и России, была атакована российскими войсками. Потерпев поражение в войне 1808—1809 гг., Швеция была вынуждена уступить Финляндию Российской империи. На королевский трон в Стокгольме был возведен наполеоновский маршал Бернадот (его потомки занимают шведский престол до сих пор).

Став шведским монархом, Бернадот стал неожиданно для многих проводить прорусскую политику. Он отказался от желания любой ценой вернуть Финляндию, сосредоточившись на том, чтобы получить в качестве компенсации контроль над Норвегией, в то время принадлежавшей союзнику наполеоновской Франции — Дании. После поражения Наполеона Норвегия была передана Швеции. Однако норвежцы, стремившиеся к самостоятельности, сумели добиться от шведской короны сохранения собственного парламента и полного внутреннего самоуправления. В течение последующего столетия между шведским и норвежским парламентами шли постоянные споры по поводу прав сторон в союзе. Дело могло закончиться военным конфликтом, однако в начале ХХ века политики предпочли решить противоречия мирным путем. Желание Норвегии осуществилось, и она стала самостоятельным государством.

После окончания наполеоновских войн Швеция больше не ввязывалась в военные конфликты. Хотя иногда искушение отбросить политику нейтралитета было весьма велико. Когда в середине XIX века Англия и Франция решили сообща поддержать ослабевшую Османскую империю в войне с Россией, новый шведский король Оскар отказался от прежней  прорусской политики своего отца. Он тайно выразил готовность предоставить порты своей страны в качестве баз для союзного флота. К большому разочарованию короля союзники решили нанести главный удар в Черном море, в Крыму, и дело до участия шведов в войне так и не дошло. По этому поводу король с горечью говорил, что вместо того, чтобы атаковать столицу Российской империи — Петербург и «схватить великана за горло, западные державы предпочли лишь наступить ему на мизинец».

Двести лет мирного развития сделали Швецию одной из самых экономически развитых стран Европы. В решении многих социальных вопросов, таких как введение всеобщего обязательного образования, всеобщего пенсионного обеспечения, Швеция шла впереди многих стран мира.

Швеция сохраняла свой нейтралитет и в Первой и во Второй мировых войнах. Когда в 1917 году вследствие революционных событий в России Финляндия обрела самостоятельность, это было с энтузиазмом встречено шведским обществом, оказавшим поддержку молодому финскому государству. Спустя двадцать лет, окрепший Советский Союз начал военную кампанию против Финляндии, стремясь вернуть ее под власть Москвы, сделав ее шестнадцатой союзной республикой. В этой обстановке шведское общество оказалось перед тяжелым выбором. В итоге Швеция не решилась вступить в войну, но оказала Финляндии значительную экономическую и военную помощь, а также отправила в ряды финской армии своих добровольцев. В конечном итоге, видя ожесточенное сопротивление финнов и опасаясь вмешательства Англии и Франции в войну, Сталин пошел на заключение мирного договора с Финляндией, по которому та теряла в пользу СССР ряд своих южных территорий. Хотя после прорыва линии Маннергейма советские войска могли продолжать свое наступление.

Желание вернуть утраченные территории, а в перспективе расширить свои границы еще дальше на восток, привело Финляндию к участию в войне против СССР на стороне нацистской Германии. Однако в 1944 году, когда грядущее поражение стало совершенно очевидным, новое финское правительство предусмотрительно разорвало союз с Берлином и вышло из войны. Основной задачей финских властей в условиях того времени стало сохранение самостоятельности своей страны.

Нейтральный статус стал тем компромиссным решением, которое устроило и саму Финляндию и СССР. Нейтралитет Швеции и Финляндии был гарантией безопасности балтийских рубежей советского государства. В свою очередь, шведы и финны сохраняли самостоятельность в выборе своего внутреннего пути развития и не были стеснены в развитии связей с другими западными капиталистическими странами.

С распадом СССР начался постепенный пересмотр нейтрального статуса Финляндии и Швеции. В 1995 году обе страны были приняты в Европейский союз, однако от вступления в НАТО и Хельсинки и Стокгольм продолжали воздерживаться. До событий последнего времени общественное мнение в обоих государствах было привержено нейтральному статусу, считая его более выгодным для своих стран.

Условия Эрдогана

Пока единственным крупным препятствием на пути Швеции и Финляндии в НАТО является  позиция Турции. Пользуясь представившейся возможностью, Реджеп Тайип Эрдоган требует от Хельсинки и Стокгольма отказаться от поддержки курдских сепаратистских организаций, многие представители которых нашли себе прибежище в Европе.

Очевидно и то, что турецкий президент преследует и более масштабные цели. В последние годы, столкнувшись со все более активной и самостоятельной внешней политикой Турции, ряд западных стран ввели ограничения на поставки Анкаре некоторых товаров военного назначения. Наиболее болезненным для Турции стало исключение ее американцами из программы производства новейших военных самолетов Ф-35.

Надо полагать, что в течение ближайших недель станет понятно, какую цену готова заплатить администрация Байдена за изменение турецкой позиции в вопросе расширения НАТО. Ведь Турция слишком важный член альянса, чтобы американцы решились разрывать с ней отношения в текущей ситуации.

Тем временем в Анкаре уже объявили о намерении провести новую военную операцию против курдских формирований на севере Сирии…

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог