Курс валют USD 0 EUR 0

Танец — поэма, в нем каждое движение — слово

Комментариев: 0
Просмотров: 263

Зульфира Асанова

Лейля АЛЯДИНОВА

16 августа исполнилось 75 лет Заслуженной артистке Таджикистана Зульфире Асановой. Она блистала на сцене, ей рукоплескал зал. Находясь далеко от Крыма, она продолжает пропагандировать культуру его коренного народа, активно работая на общественном поприще среди крымскотатарской диаспоры.

В беседе Зульфира-ханум поделилась историей своей семьи и некоторыми фактами личной биографии.

С родителями

 

— Я родилась 16 августа 1947 года в Таджикистане, в г. Ленинабаде (Худжанд),  куда были сосланы мои родители, как и весь наш народ. Мои родители родились в Крыму: папа Меджит Асанов — в с. Ак-Кая (Карасубазар), мама Айше Диттанова — в Дерекое (Ялта). Они были профессиональными актерами. В 1936 году окончили Крымскотатарский театральный техникум в г.Симферополе. После трагических послевоенных событий, в результате депортации большая часть актеров театра оказалась в Таджикистане. Жизнь в те годы была очень тяжелая, и чтобы окончательно не пасть духом, поддержать друг друга, артисты часто собирались вместе. Я росла в этой замечательной артистической среде очень музыкальным ребенком. В 6 лет мама привела меня в музыкальную школу, где я обучалась игре на скрипке. Но была равнодушна к ней. Я любила танцевать. Родители замечали, что я много кручусь перед зеркалом, подражая танцовщицам из индийских фильмов, но особого значения этому не придавали. Только моя старшая сестра Ревмира, которая была на 10 лет старше меня и тоже училась в музыкальной школе, обратила внимание на мою пластику рук и мимику, когда я пела индийские мелодии и танцевала. В те годы индийские фильмы были очень популярны, индийская музыка звучала повсюду.

Однажды сестра узнала, что на одном новогоднем вечере будет проводиться конкурс талантов в любом жанре. Был объявлен городской, а затем областной и республиканский конкурс. Мне было 9 лет. Сестра организовала репетиции с несколькими музыкантами училища. Мы подготовили сюжетный танец, причем под мое пение на индийском языке. Я успешно прошла все конкурсы. В 1957 году я стала лауреатом 1 степени Республиканского фестиваля в Москве. Он проходил в июле-августе. Мои 10-летие и первую победу мы отметили в поезде. В августе того же года меня наградили путевкой в международный лагерь «Артек». Я выступала там вместе с московским ансамблем им. Лаптева, который тоже отдыхал там. Мне были вручены золотая медаль и диплом 1 степени.

 

— И все же, кто повлиял на выбор профессии?

— Когда встал вопрос об учебе в профессиональной школе танца, поддержала меня только моя старшая сестра Ревмира. Надо было ехать в Ташкент. Но прием в хореографическое училище уже закончился. Сестра договорилась о просмотре с руководителем училища через нашу соотечественницу — солистку ансамбля «Бахор» Диляру Бейбуганову (Керимову). Зинаида Афанасьева согласилась принять меня в училище.

В 1959 году я представляла училище в составе творческой делегации – оперного театра им. Навои, ансамбля «Бахор», детских коллективов музыкальных школ — на декаде Узбекистана в Москве.

После окончания училища, несмотря на перспективу оказаться в составе ансамбля «Бахор», я решила вернуться в Ленинабад, где в 1964 году и начался мой профессиональный творческий путь в Республиканском музыкально-драматическом театре имени Пушкина, где я проработала 27 лет. Конечно, было не всегда все гладко. Не раз стоял вопрос о моем участии перед выездом за рубеж. Эта проблема возникала еще в училище, в связи с 5 графой. Но так как мое участие в концертной программе было всегда необходимо, руководство меня отстаивало. Как солистка балета я также всегда выступала на правительственных и юбилейных концертах.

 

 

— Круг вашего творчества широк: вы снимались в фильмах, были руководителем танцевального коллектива.

— Да, было дело. Меня приглашали на главные роли известные режиссеры «Таджикфильма»: «Джура Саркор», «Смерть ростовщика», «Измена», «Как велит сердце». Были случаи, когда таджикские драматурги специально для меня писали роли. Я в совершенстве владею таджикским языком, это очень помогало играть главные роли и в спектаклях. В 1975 году я получила звание Заслуженной артистки Таджикской ССР.

Как балетмейстер я неоднократно готовила концертную программу коллективам художественной самодеятельности. В качестве руководителя возила своих воспитанников в Югославию, Корею, Швейцарию. Была выдвинута на лауреата премии Ленинского комсомола, но интриги завистников — это считается обычным явлением в театральной среде — не позволили получить эту награду (смеется). Это обратная сторона славы.

Но это меня несильно расстроило. К тому времени я имела своих учеников при областном отделе культуры. Мне дали возможность, помимо работы в театре, организовать свой танцевальный коллектив «Луноликая» (Махасти). Я работала с большим энтузиазмом. В театре уже было меньше работы, так как время шло к пенсии. У танцоров очень короткая жизнь на сцене, всего 20 лет, а я уже танцевала 27 лет. Мама в это время (в 1988 году) уже уехала в Крым и всю свою кипучую деятельность направила на возрождение национального театра. Я оставалась с семьей в Таджикистане.

С мужем

 

— Как сложился крымский период вашей жизни?

— В 1990 году мне пришло письмо из облисполкома Крыма, в котором меня как специалиста, как члена Союза театральных деятелей, официально пригласили на работу в национальный театр, с предоставлением жилплощади. Муж, Улькер, к этому времени тоже уже был в Крыму с детьми, жил с родителями. Довольно долго я не решалась начать разговор об отъезде. Два года вложила в свой коллектив как балетмейстер-постановщик, предстояли гастроли ансамбля в США. Меня не хотели слушать. 27 лет я отдала служению таджикскому искусству, но теперь я должна быть в Крыму и помочь возрождению национального театра.

В депортации у нас были только ансамбли. Приехав в родной Крым в 1991 году, я с энтузиазмом влилась в новый коллектив. С большим трудом нашим старейшим работникам искусства — Айше Диттановой, Сейтхалилу Османову, Ильясу Бахшишу, Акиму Джемилеву, Сулейману Умерову — удалось поставить первый спектакль — «Арзы къыз». А следом пошли другие спектакли. Но… вскоре меняется руководство театра. И с лета 1991 года до лета 1992-го я просидела в зрительном зале, глядя на сцену. Не хочется говорить о несправедливостях, которые пришлось пережить. Было тяжело и обидно. Артист для развития нуждается в похвалах и успехе.

Позже мне пришло приглашение на гастроли в Америку. Я предложила мужу поехать со мной, но он не смог, и я уговорила маму. Мы подготовили программу, получили билеты и приглашение и в октябре 1993 года улетели в Нью-Йорк. Гастроли прошли отлично. Я встретила знакомых артистов из Узбекистана и Таджикистана. В декабре пришло время возвращаться. Я решила остаться.

С первого дня я включилась в общественную жизнь «Джемиета». Все культурные мероприятия проходят под моим руководством. Работаю с детьми и взрослыми. Готовлю программы на разные сюжеты, естественно связанные с нашим фольклором. Поставили небольшие спектакли с участием наших артистов-ветеранов — Айше Диттановой и Мерьем Ибрагимовой. К сожалению, сегодня их уже нет с нами.

Но Крым – в моем сердце, и при каждой возможности я прилетаю в Крым.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог