Мустафа АБДИЕВ, г. Саки
В один из субботних дней я взял билет по пенсионной книжке и отправился в одно из красивейших крымских сел, куда был приглашен на дуа к родственнику. В старом автобусе немного трясло, но компания оказалась свойская: половина пассажиров – крымские татары. Из разговора впереди сидящих мужчин понял, что они озенбашские. А они, как вы знаете, за словом в карман не полезут, и с юмором у них все сложилось.
— Откуда вы, степной человек, и зачем едете в горное селение? – поинтересовались они у меня.
— Еду с важным заданием — разузнать, кто же во времена налога на сельских жителей повесил бедную курицу за невыполнение плана яйценоскости, — парировал им в ответ.
Они, конечно же, знали этот анекдот, и рассмеялись. Я им рассказал, что еду на дуа к имаму Абдурешиту, и завязалась дальше непринужденная беседа о жизни, молодежи и будущем. На дуа я приехал даже заблаговременно, так как моих попутчиков встретил внук, который по просьбе своего деда подвез меня прямо к дому имама Абдурешита.
— Бар экенсин де (Жив-здоров, оказывается), — с широкой улыбкой и распахнутыми объятиями встретил меня во дворе дома радушный хозяин.
После окончания козьайдын дуасы, гости отведали блюда, пообщались между собой и разошлись, пожелав друг другу здравия и благополучия.
Когда мы остались вдвоем, имам Абдурешит потер свои жилистые руки и, как человек, повидавший на своем веку и умевший привлечь внимание слушателей, начал рассказ об истории, свидетелем которой был сам.
— Так случилось, что в один из августовских дней, в 1990-е годы, в нашем селе сыграли две свадьбы. Первая — Айдера, сына ныне покойного Иззета-ага, рано умершего от ранения, полученного в годы службы в Афганистане. Мальчишка рос без отца, но был, как отец, мастером на все руки. Мать Зулейха в нем души не чаяла, ведь он был единственным ребенком в семье. Айдер окончил автодорожный техникум в Симферополе, познакомился там с девушкой Зерой. Скромной, воспитанной, она училась в медколледже, родители ее жили где-то под Керчью. Много раз Айдер приглашал ее в гости, чтобы познакомить с матерью, но Зера, смущаясь, отказывалась. Но однажды он добился ее согласия и привел в гости. Зулейха, увидев девушку, сразу переменилась в лице. Зера, заметив это, скромно поцеловала руку. Зулейха сдержанно расспросила гостью: где учится, кто родители, где живут. Выпив кофе, девушка заторопилась, сославшись, что может опоздать на автобус, Айдер проводил ее. Зера, попрощавшись, сказала парню:
— Нам лучше больше не встречаться.
Айдер, расстроенный, вернулся домой, а тут мать:
— Сынок, она степнячка, а я всю жизнь мечтала, что моей невесткой будет «ялыбойлю къыз» (южнобережная девушка). Парень месяц убеждал, уговаривал мать, звонил Зере – та не отвечает. В конце концов, он пришел ко мне, рассказал все как есть. В один из воскресных дней его родственники попросили меня поехать с ними к родителям девушки в Керчь. Конечно, они нас ждали, хотя сделали вид, что наш приезд был неожиданным. По телефону молодые все решили, дело осталось за родителями. После традиционного кофе, мы перешли в наступление. Выслушав нас, отец позвал свою дочь Зеру и спросил, согласна ли она. Та скромно кивнула головой. Затем мы поехали домой к Айдеру, поговорить с его матерью. Зулейха встретила нас настороженно, но, согласно обычаю, радушно угостила кофе. Не торопясь, приводя хадисы, я объяснил ей, что молодые подходят друг другу, и стоит довериться их выбору и не противиться созданию новой семьи. Мои доводы возымели свое действие. Вскоре состоялся сёз кесим (помолвка), и молодые поженились. Свадьба прошла весело, помогли родственники и соседи. У Зулейхи теперь трое внуков, невестка — уважаемая в селе медсестра, сын заведует ремонтной мастерской.
В селе Сарыбаш завязалось знакомство еще одной пары – героев моего рассказа Айше и Асана. На шумной вечеринке Гульсум Халиловой, отмечавшей свой день рождения и получение диплома об окончании пединститута. У нее во дворе собрались друзья, родственники, соседи. Асан и Айше оказались за столом рядом, познакомились, шутили, танцевали. Утром отец подруги после завтрака подвез гостей до трассы. Асан с Айше вместе ехали до Симферополя и болтали без умолку, вызывая недовольство пассажиров. Месяц они встречались и решили познакомиться с родителями. Так получилось, что день свадьбы Айдера и Зеры совпал с днем свадьбы Айше и Асана. В одном селе в тот вечер играли две свадьбы. Обе прошли весело и пышно за несколько часов, но обсуждались после несколько недель.
Семейная жизнь у молодых шла своим чередом, родилась у Асана и Айше вскоре дочь Севиля. Все бы ничего, но вот подруга Айше – Хатидже съездила в Турцию на заработки, купила автомобиль в кредит, и снова в Турцию. После долгих споров и уговоров Айше убедила мужа тоже взять в кредит машину, но вскоре их маленький бизнес заглох. Стало сложно выплачивать кредит. На семейном совете было решено, что Айше тоже поедет в Турцию, к Хатидже, и с заработанных денег им удастся расплатиться с кредитом.
В Стамбуле предприниматели брали на свои мелкие предприятия в качестве наемной силы приезжих работников, желающих подзаработать. Айше нанял на работу мужчина лет 35, на форелевое хозяйство в горах. Он оказался вдовцом, жена умерла год назад, и ему срочно требовалась работница. Поначалу Айше было трудно, скучала по дому, мужу и дочери, часто звонила. Потом звонки были реже и реже. На звонки Асана никто уже не отвечал. Когда в отпуск приехала Хатидже, встревоженный Асан приехал к ней с расспросами.
— Крепись, Асан, — призналась подруга. – У Айше теперь новая семья.
Спустя полгода Айше приехала за разводом. Дочь Севиля не простила мать, отказалась ехать с ней.
Вот так вот, две свадьбы – две судьбы, и одни из страниц жизни нашего народа, вернувшегося с чужбины в родной Крым.
comments powered by HyperComments