Курс валют USD 0 EUR 0

Энвер МЕДЖИДОВ: Мое увлечение – Крым

Комментариев: 0
Просмотров: 242

Завораживающие пейзажи с высоты птичьего полета, восхищающие взоры ландшафты родной земли, старые исконные названия гор, скал, ручьев и селений, сохранившиеся архитектурные строения, улочки городов и домики с черепичной крышей, карты крымскотатарских маалле (кварталов), зарисованные старожилами (или с их слов), – все это фото- и видеоотчет о кропотливой работе, результат увлекательных походов с интересными географическими описаниями молодых и увлеченных Крымом энтузиастов. Созданный ими канал QIRIM_TOPONIMIKASI в Телеграм отметил недавно свое двухлетие, и поделиться с читателями своими наработками мы попросили его основателя — учителя географии, истории и обществознания в школе села Партизаны (Шейх-Эли) Кировского района Энвера Меджидова.

 

— Энвер-бей, расскажите немного о себе, почему выбрали преподавательскую деятельность и именно географию?

— Я окончил в 2013 году Таврический национальный университет им. В.Вернадского по специальности «География» и получил квалификацию специалиста по географии, географа, преподавателя средних образовательных учреждений. Почему выбрал именно географию? В школе мне нравился этот предмет, я хорошо знал географию. Конечно, поступая в вуз, я не думал, что стану преподавателем, были несколько иные планы – заниматься туризмом, путешествовать. На факультете меня привлекала возможность ходить в походы. В педагогической деятельности я оказался случайно, или нет, не знаю, но после педпрактики понял, что у меня получается, я могу, в принципе, себе такую профессию иметь в виду. Хоть и не планировал, но начал работать с 2015 года в сельской школе, и преподаю в ней по сей день.

— И что же вас привлекает в этой работе?

— Что может привлекать в преподавании? (Улыбается). Все, что обычно привлекает людей в той или иной деятельности, отсутствует здесь. Если вы спросите, почему я работаю в школе, вряд ли я вам честно отвечу, потому что я уже и сам не знаю. Когда я начинал свою деятельность, был заражен, что называется, вот этим юношеским максимализмом, когда хочется всех научить, правильно воспитать и направлять на созидание несозревшие умы. Все это разбивается о множество факторов, реальность системы образования, сложность внутренней организации детей, взаимодействие с родителями. Не знаю, что может привлекать в работе учителя. Знаю, что нам нужны национальные школы, детские сады и учителя, которые с удовольствием в них будут работать.

— Вы увлекаетесь краеведением, топонимикой, ведете в сетях блог, привлекая к этой теме молодежь, организовываете и участвуете в походах по Крыму, собираете информацию у старожилов. Что лично вам это дает? Цель подобных встреч и походов?

— Мое увлечение Крымом лично мне приносит удовольствие, мне просто нравится этим заниматься. Замечательно, когда есть рядом люди, готовые пойти с тобой в очередной поход и разделить эту радость от созерцания и познания своего родного края.

— Расскажите о канале «Bilgi Qavesi» на YouTube.

— Если QIRIM_TOPONIMIKASI — это мой личный блог, то «Bilgi Qavesi» мы делаем совместно с моим другом Рефатом Иззетовым. Очень талантливый и не по годам мыслящий молодой человек, который занимается этнографией, а конкретно — музыкальной этнографией, и в рамках этого проекта я скорее выступаю в роли его помощника. В рамках «Bilgi Qavesi» мы ездим по Крыму и посещаем наших стариков. Изначально YouTube-канал не планировался. Я тут должен упомянуть нашего идейного вдохновителя, который и предложил нам собранный материал выкладывать на YouTube-канале. Это Гирей Баиров, который и сам уже много лет собирает и записывает информацию из уст стариков.

Мы же огромные пласты нашей культуры потеряли, традиции, музыка, танцы, диалекты — это все исчезает. Десятилетиями практически никто не занимался изучением. Наши старики являются ценнейшим источником. По большому счету, старики уходят, и мы — последнее поколение, которое застанет настоящих носителей крымскотатарского языка. Вы включите любое видео на канале, послушайте, какой живой язык, пусть он с вкраплениями русского, но это не рафинированный язык тележурналистов и радиоведущих (не хочу никого обидеть). Потому что люди думают на языке, чувствуют его, живут им. И этих людей с каждым годом становится все меньше и меньше. Не берусь возлагать на кого-то ответственность за то, что не передали это наследие нынешним поколениям, но на сегодняшний день мы для себя поставили такую задачу — задокументировать как можно больше живого языка. Параллельно Рефат решает задачу сбора информации по музыкальной этнографии и свадебным обрядам. Я интересуюсь топонимикой, этимологией топонимов. Да и вообще услышать от носителя произношение того или иного названия уже дорогого стоит. У нас-то у большинства фонетика уже совсем иная. Так что всех, кого волнует судьба нашего языка, интересует культура и традиции, приглашаю на наш канал.

— Как планируете систематизировать полученные в ходе сбора информации знания?

— Этим вопросом занимается Рефат, его задача — описать диалекты по регионам, задокументировать ценную информацию по обрядам и традициям. Планируем небольшие статьи выкладывать в одноименный телеграм-канал и оповестить об этом подписчиков и всех заинтересованных. Также у Гирея Баирова накоплена огромная база, которая ждет своей систематизации. Но там, как я понимаю, такой объем работы, что без привлечения помощи неравнодушных не справиться. Хотелось бы, чтобы одним из итогов этой работы стал словарь наших диалектов. Диалекты — это такой богатый и ценнейший пласт, который и в топонимике отражается и может стать источником лексики для обозначения растений, явлений, предметов и т.д. Сегодня наши словари полны заимствований. Зачем они нужны, когда у нас есть свои слова?

— Вы учитель географии. Как обстоят дела с интересом учащихся к этому предмету?

— Я преподаю в школе уже семь лет. Интерес к географии такой же, как и к другим предметам. Тут нет ничего нового. Кому-то нравится, кому-то нет. Дети разные. В классе сидеть мало кому нравится, вот когда мы едем в поход изучать географию края, вот тогда практически стопроцентный интерес.

— Интересует ли краеведение школьников, молодежь?

— Как я уже сказал, детям нравится ходить в походы. А там всегда есть надежда, что кто-то влюбится в краеведение и будет этим заниматься профессионально.

— Вы уже второй год ведете канал QIRIM_TOPONIMIKASI в Телеграм. Каковы его задачи и отзывы подписчиков? На какую целевую аудиторию рассчитываете?

— Мой канал в Телеграм не претендуют на высокую научность и изначально нужен мне для систематизации, обработки информации в виде небольших постов с целью ее лучше усвоить. То есть у меня нет контент-плана, я публикую посты по мере их подготовки. Еще одна задача этого канала — рассказывать об известных и не очень природных объектах и селах Крыма. Прежде всего, меня интересуют названия и их этимология. Изучение топонимики — один из способов получать информацию о языке и диалектах. Топонимика Крыма настолько богата, интересна и сложна, что многие смыслы не всегда очевидны. А многие названия позабыты.

На какую аудиторию рассчитан канал? Как пишут в научно-популярных книгах, на широкий круг читателей, на всех, кто интересуется топонимикой Крыма. Есть люди, которые охотно читают, предлагают свои варианты трактовок, иногда в чате канала разгораются споры. И это хорошо.

— Как можно заинтересовать крымских татар краеведением?

— Краеведение — это вообще комплексная наука, которая включает в себя разные области знаний, изучающих край. Поэтому у нас многие крымские татары в той или иной степени интересуются Крымом. Кто-то историей, кто-то географией, этнографией. А если не всем Крымом, то историей села, откуда родом их предки. Многие стараются рассказать и показать своим детям и внукам место, где они родились и откуда их выселили. Со своей стороны, я на своем канале показываю и рассказываю о Крыме. Такая вот посильная пропагандистская работа пока на аудиторию в 370 человек. Чисто эмпирически, как будто бы среди крымских татар с каждым годом становится больше людей, которые путешествуют по Крыму, интересуются. Молодежь и подрастающее поколение активнее наших родителей, которые считают такое времяпрепровождение праздным.

— Почему нужно возрождать исконные названия сел и городов? Каковы пути решения этого вопроса в сложившихся реалиях?

— Я бы вопрос «почему?» не ставил. Уже так много говорили, разъясняли почему. Больше интересует вопрос «когда?». Безусловно, все исторические топонимы должны быть возвращены. На сегодняшний день не существует для этого условий. Несмотря на то, что есть закон о реабилитации репрессированных народов, один из пунктов которого — это возвращение исторической топонимии. Есть попытки выносить этот вопрос на общественное обсуждение и в политическую плоскость, но каких-то реальных действий не происходит.

— Ваши ближайшие планы в избранном вами направлении? Задачи на перспективу?

— Какие планы? Как говорится, если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. Будем продолжать двигаться в этом направлении: записывать интервью для YouTube-канала, ходить в походы по Крыму. Буквально, вот только на днях позвонил наш респондент Нури деде, хочет показать и рассказать нам о своем родном селе Отуз. Ценнейший человек, автор книги «Джандан севген Отуз коюм». Так что в ближайшее время планируем отправиться туда.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог