Курс валют USD 0 EUR 0

Между войной и миром

Комментариев: 0
Просмотров: 172

ТАРИХЧИ

 

С момента окончания Второй карабахской войны прошло уже почти два с половиной года. Но до сих пор Армения и Азербайджан не могут заключить между собой мирный договор, чтобы подвести черту под враждой, тянущейся между двумя соседними странами с самого 1988 года.
В минувший вторник глава армянского правительства Никол Пашинян выступил с весьма знаковым заявлением. Держа речь перед национальным парламентом, армянский лидер заявил о готовности признать территориальную целостность соседнего государства. «Мирный договор между Арменией и Азербайджаном станет реальным, если обе страны четко, без двусмысленностей и подводных камней признают территориальную целостность друг друга и договорятся о том, что в будущем не будут иметь территориальных претензий. Я подтверждаю, что Республика Армения полностью признает территориальную целостность Азербайджана, и мы ожидаем, что Азербайджан сделает то же самое, признав территорию Армянской ССР Республикой Армения», — сказал Н.Пашинян.
Казалось бы, перспектива мира между армянами и азербайджанцами после таких слов близка как никогда за все последние 35 лет. Однако реальность гораздо сложнее.

Реваншизм и его логика

Когда в декабре 1991 года Советский Союз прекратил свое существование, лидеры бывших союзных республик пришли между собой к соглашению о том, что границы новых независимых государств пройдут в соответствии с административными границами, существовавшими между республиками к концу советской эпохи.
Казалось бы, Азербайджан и Армения, войдя в число стран-членов СНГ, автоматически признали друг друга в тех пределах, в которых обе страны существовали во времена СССР. Однако в Ереване, не желавшем отказываться от своих претензий на Карабах, по-своему трактовали этот вопрос. В сентябре 1991 года власти Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) объявили о провозглашении независимой от Азербайджана Нагорно-Карабахской республики (НКР). Таким образом, армянская сторона заявляла о том, что к моменту распада СССР Карабах уже не был частью Азербайджана. И это несмотря на то, что независимость самопровозглашенной НКР не была признана никем в мире, даже, с формальной точки зрения, самой Арменией. Признанные международным сообществом границы Азербайджана включают в себя все территории, принадлежавшие республике в советский период…
Из всех трех республик Закавказья Армения была в наименьшей степени довольна своими границами, которые сложились в регионе в начале 1920-х годов после окончательного установления советской власти. Разгромное поражение в войне с турками в 1920 году похоронило надежды лидеров армянского национального движения на присоединение к Армении восточных регионов современной Турецкой республики. Более того, Турция добилась возвращения себе города Карса и прилегающей к нему области, потерянных после русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
Конфликты с Азербайджаном тогда также решились во многом не в пользу Армении. В составе Азербайджана оказалась большая часть Нахичевани и Карабах. Большевики, впрочем, передали Еревану территорию Зангезура — горной области, в то время со смешанным азербайджано-армянским населением, разделяющей Нахичевань и Карабах. В результате территория Нахичевани оказалась отрезана от основной части Азербайджана территорией армянской республики и Ирана. Нахичевань к тому же единственный регион Азербайджана, имеющий хоть и небольшую, но общую границу с Турцией.
Кроме того, в районах компактного проживания армян в горной части Карабаха была создана автономная область, давшая региону некоторую самостоятельность от республиканских властей. Вместе с тем автономия не имела общей границы с Арменией.
Поскольку с течением времени отношения между Советским Союзом и Турцией испортились, советское руководство всячески поддерживало в Армении антитурецкие настроения. Старые обиды и желание пересмотреть итоги событий первой половины ХХ века сформировали благоприятную почву для нового конфликта. В 1988 году в самой Армении и Карабахе начались митинги армянского населения с требованием передать автономную область под власть Еревана.
В итоге территориальный спор привел Армению и Азербайджан к Первой Карабахской войне, завершившейся в 1994 году.
Этот конфликт был неудачен для азербайджанской стороны, ведь азербайджанское общество в тот период было расколото и в стране шла ожесточенная борьба за власть между различными политическими силами. Ни одно государство в мире не может эффективно вести внешнюю войну на фоне внутреннего конфликта. Неблагоприятной для Азербайджана была в тот период и внешнеполитическая конъюнктура.
По итогам первой Карабахской войны Азербайджан потерял контроль не только над большей частью территории бывшей НКАО, но и над семью прилегающими к ней районами, населенными исключительно азербайджанцами. Сотни тысяч азербайджанцев бежали с территории Карабаха и Армении. Армянское население вынуждено было покинуть Баку, Сумгаит и другие города Азербайджана.
Первый президент независимой Армении Левон Тер-Петросян, однако, хорошо понимал, что со временем Азербайджан может преодолеть внутренние неурядицы, окрепнуть и, опираясь на свои превосходящие людские и экономические ресурсы, потребовать пересмотра итогов неудачной для себя войны. В связи с этим он хотел достигнуть некоего компромиссного мирного соглашения с Баку, вернув Азербайджану часть занятых армянскими войсками земель равнинного Карабаха.
Тер-Петросян, без сомнения, является самым выдающимся армянским политиком современности. Блестящий ученый-лингвист, владеющий несколькими мертвыми языками, в политической борьбе он проявил себя изощренным стратегом. Не будучи карабахцем, он возглавил карабахское движение, и на его волне пришел к власти в Армении, добившись бескровной передачи бразд правления от коммунистической номенклатуры своим сторонникам, одновременно переиграв и конкурентов из числа диссидентов советского времени. Тер-Петросян сумел выиграть Первую Карабахскую войну, но в конце концов выяснилось, что разжечь кровавый межнациональный конфликт легко. А вот управлять им и удерживать в определенных рамках очень трудно. Во второй половине 1990-х годов, когда популярность первого президента в Армении была уже далеко в прошлом, призыв к поиску компромисса с Азербайджаном стал для его политической карьеры фатальным.
После отставки Тер-Петросяна власть в Ереване перешла к первому президенту НКР Роберту Кочеряну. Новые армянские лидеры, конечно, не отказались от мирных переговоров, но не были склонны к уступкам. Полагая, что время работает на них, они использовали его для заселения равнинного Карабаха армянами из самой Армении, Сирии и Ливана.

Клубок противоречий

44-дневная война 2020 года сформировала новый баланс сил в регионе. Азербайджан вернул под свой контроль значительную часть территории бывшей НКАО, а также все семь прилегающих к ней районов. На оставшуюся под контролем НКР территорию был введен российский миротворческий контингент. Согласившись на это, Баку продемонстрировал, что не собирается добиваться изгнания армянского населения из региона и намерен работать над его постепенной реинтеграцией.
Тем не менее в Ереване сохраняются активные реваншистские настроения. Их носители склонны видеть истоки своего поражения в последней войне не в объективном соотношении военных сил, а в некоем предательстве со стороны действующей власти. Постоянные обвинения в сдаче национальных интересов существенно ограничивают для армянского правительства возможности для маневра.
Вместе с тем и в Баку не очень верят в искренность Никола Пашиняна и его команды. В свое время, после своего прихода к власти, он отказался от мирного возвращения Азербайджану его земель, заявив, что «Карабах — это Армения, и точка». Эта фраза стала символом неизбежности Второй карабахской войны.
В одном из своих недавних выступлений президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о том, что армянское правительство в новом мирном договоре должно прямым текстом без всяких двусмысленностей признать Карабах частью Азербайджана. «Мы неоднократно заявляли, что не будем обсуждать наши внутренние дела ни с одной страной. Карабах — это наше внутреннее дело. Армяне, проживающие в Карабахе, должны либо принять гражданство Азербайджана, либо искать себе другое место жительства», — заявил азербайджанский лидер.
Сейчас азербайджанские власти требуют, чтобы карабахские армяне направили в Баку своих представителей на переговоры о реинтеграции региона. Переговоры должны проходить без чьего-либо посредничества. В свою очередь, лидеры самопровозглашенной НКР заявляют о согласии на переговоры при посредничестве российских миротворцев, но при этом подчеркивают, что не будут даже обсуждать своего какого-либо подчинения властям Азербайджана. В этой связи нельзя исключать того, что азербайджанская сторона вновь прибегнет к силовым средствам.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог