Курс валют USD 0 EUR 0

Новые реалии Афганистана

Комментариев: 0
Просмотров: 146

ТАРИХЧИ

На фоне происходящих в мире бурных событий 15 августа как-то незаметно прошла вторая годовщина со времени ухода из Афганистана американских войск. А ведь всего два года назад внимание всего мира было приковано к аэропорту Кабула, где тысячи афганцев, по тем или иным причинам опасавшихся оказаться под властью радикальных исламистов, отчаянно пытались попасть хоть на какой-то из последних самолетов, покидавших город.
Падение Кабула подвело черту под осуществлявшимися на протяжении двух десятилетий попытками перестроить жизнь в отсталой аграрной стране на западный лад. Теперь, по прошествии двух лет, ясно, что американское руководство решило свернуть затянувшийся и переставший быть ему нужным эксперимент, чтобы сосредоточить свои ресурсы на более приоритетных направлениях — противостоянии с Россией в Восточной Европе и с Китаем в Азии. Даже сверхдержава не может позволить себе вести активные действия на трех фронтах сразу. Афганскими же союзниками просто пожертвовали. Так шахматист жертвует пешкой, стремясь достигнуть успеха в своей игре.
Но каким же стал Афганистан спустя два года? Одержав убедительную победу над своими противниками и без боя войдя в Кабул, движение Талибан (признано в России террористической организацией) получило всю полноту власти в стране, а вместе с тем и всю полноту ответственности за ее дальнейшее развитие.
Следует заметить, что это радикальное движение уже приходило к власти в Афганистане в 1990-е годы. Но тогда его политика, направленная на поддержку радикальных и террористических группировок в других странах мира, привела к изоляции Афганистана на международной арене. Исламистская власть в Кабуле тогда оказалась неприемлемой как для Вашингтона, так и для Москвы. Теперь новые афганские власти, как кажется, учли ошибки прошлого и пытаются уверить мировое сообщество, что не намерены переступать за пределы границ своей страны.
За два года новым властям так и не удалось разрешить вопрос своего признания в мире. С одной стороны — многие страны сохранили с Афганистаном дипломатические отношения и не стали закрывать свои посольства в Кабуле. Но с другой — никто официально новое правительство в мире не признал. Весьма показательно, что российские власти приняли в стране нового посла, назначенного из Кабула. Но при этом, как сообщило 15 августа РИА Новости, над посольством Афганистана в Москве продолжает развеваться черно-красно-зеленый флаг прежней афганской республики.
Во внутренней политике новые правители Афганистана столкнулись с весьма разношерстной оппозицией. С одной стороны — это еще более радикальные исламисты в лице ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России), которые развязали против новых кабульских властей настоящую волну террора. С другой стороны — это национальные меньшинства. Новое афганское правительство в основном состоит из этнических пуштунов, которые составляют большую часть населения страны. Это вызывает недовольство других народов, прежде всего таджиков и хазарейцев.
Пока новые афганские власти не демонстрируют никакого желания пересматривать идеологию своего режима. Ликвидация светского школьного и высшего образования для женщин, борьба с музыкальными инструментами (музыка, по мнению радикалов, отвлекает человека от молитв) ясно показывают, что провозглашенный эмиром Афганистана лидер талибов Хайбатулла Ахундзада намерен полностью воплотить в жизнь свои представления о правильном устройстве общества.
Какое будущее ждет Афганистан при новом политическом режиме? Либо власти в Кабуле будут ставить во главу угла интересы развития страны и станут более прагматичными в своей внутренней и внешней политике, отказавшись от буквального следования идеологическим догмам. В противном случае рано или поздно Афганистан окажется втянут в конфликт с кем-либо из своих соседей с непредсказуемыми последствиями. Стычки, время от времени вспыхивающие на ирано-афганской границе, показывают, что это вполне реально. При этом за десятилетия боевых действий, шедших на афганской территории, там появилось много людей, которые не знают никакого другого занятия, кроме войны.
Когда-то в похожей ситуации в 1920-е годы оказался основатель Саудовской Аравии король Абдул-Азиз аль Сауд. Государство, основанное им, опиралось на идеологию ваххабизма. В борьбе за объединение Аравии Абдул-Азиз опирался на религиозное братство ихванов. Это принесло ему успех в войнах. Но с течением времени ихваны стали неуправляемыми, критиковали короля за введение таких новшеств, как телефон, телеграф и автомобили, провоцировали конфликты с соседними странами. В конце концов верхушка ихванов была уничтожена, а королевство пошло по пути модернизации, хотя и очень медленной.
От того, обуздает ли своих современных ихванов Афганистан, будет во многом зависеть как его собственное благополучие, так и благополучие его соседей.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог