Курс валют USD 0 EUR 0

Путешествие в восточную сказку

Комментариев: 0
Просмотров: 80

В гостях у старшего сына Шарофиддина — Миршакара

(путевые заметки Симферополь – Самарканд – Бухара)

Хубедин КУРТБЕДИНОВ

(Начало в №7)

На следующий день, сразу после завтрака, Шарофиддин заехал за нами, и мы поехали.
Первым объектом посещения был мавзолей Мухаммада аль-Мотуридий — имама, ученого-богослова и философа, знатока фикха, духовным наставником которого был имам Мухаммад аль-Бухари. В IX–Х вв. стало появляться множество неверных толкований ислама, против этого и боролся ­имам аль-Мотуридий, главная­ книга его жизни «Китаб аль-Таухид» («Книга о единстве Бога») получила широкую известность во всем мире. В 2000 году на мес­те разрушенного мавзолея был сооружен архитектурный комплекс, в центре которого возвышается мавзолей ученого. На территории комплекса также находится невысокое­ купольное­ сооружение­ захоронения сейидов, привезенных Амиром Тимуром из Герата и Мешхеда, к северу от мавзолея располагается суфа (возвышение) с надмогильными камнями IX—XIII вв., а в саду располагается беседка над могилой знаменитого ученого-правоведа, автора книги по мусульманской юриспруденции «Аль-Хидоя» — Бурханеддина аль-Маргилони. В мавзолее, вокруг могильного камня, у стен расставлены сиденья для посетителей. К нашему приходу в мавзолее было около десяти человек, которые беседовали со смотрителем и тщательно протирали плиту и ограждение вокруг могильного камня.

Мавзолей Мухаммада аль-Мотуридий

Мы поздоровались и сели. Шарофиддин сообщил смотрителю, указывая­ на нас, что мы гости из Крыма. Смотритель прер­вал беседу, и все обратили внимание на нас и стали расспрашивать о Крыме, о крымских татарах, а узнав, что мы с Гульнарой родом из Ферганы, присутствующие радостно сообщили, что они тоже приехали из Ферганы для посещения святых мест.
После этого смотритель прочитал суры из Корана. В своих молитвах поминал и просил упокоения умершим, всем мусульманам (отдельно упомянул крымских татар) — процветания и благополучия­, а нам — награды за посещения святых мест и поклонения, а также безопасного путешествия.

У памятника Мирзо Улугбеку

Через минут пятнадцать мы оказались у другого уникального сооружения — средневековой обсерватории­, наследия одного из первых астрономов, величайшего ученого своего времени Улугбека, внука прославленного Амира Темура. Несмотря на то что он был гуманным правителем и выдающимся ученым, некоторым не нравился политичес­кий уклад в государстве, так как считали, что правитель слишком много времени уделяет науке. В результате коварного сговора Улугбек был убит. Несмотря на это построенная­ им обсерватория продолжала существовать в течение­ следующих 20 лет. В начале ХХ века с большим трудом ­удалось найти то, что осталось от обсерватории. На ­этом мес­те в 1964 году был построен музей, носящий ­имя Улугбека, в котором собраны фотографии с раскопок, фрес­ки, доносящие­ моменты из его жизни, также представлены некоторые инструменты обсерватории и отрывки из знаменитых «Астрономических таб­лиц». В 2010 году рядом с музеем был торжественно открыт памятник великому правителю и ученому.

Обсерватория Улугбека

Следующий объект посещения — мавзолей, где покоится прах ветхозаветного библейского пророка Даниила, потомка царя Соломона, останки которого были привезены в Самарканд Амиром Темуром из города Сузы (современная территория иранского Хузестана) во время его похода в Малую Азию. Мавзолей расположен в северо-восточной части древнего городища Афрасиаб, на небольшой возвышенности, вблизи берега небольшой реки Сиаб. На территории комплекса находится родник, считающийся целебным. Паломники пьют воду из родника, надеясь излечить болезни. По преданиям, родник забил от удара копыта лошади, перевозившей прах пророка. В христианстве и иудаизме пророк Даниил считается одним из «великих пророков», автором одной из ветхозаветных биб­лейских книг – «Книги Даниила». После посещения мавзолея и мы спустились к роднику, попили воды, также с трепетным желанием помолодеть.
Время было уже ­обеденное, и мы поехали домой к сыну Шарофиддина, на семейный обед. Нас встречали все члены большой семьи нашего друга и пригласили в дом, в зале был накрыт длинный, широкий стол примерно на 20 персон. Шарофиддина и меня пригласили сесть вдвоем с торца стола, Гульнара села по правую сторону от меня, а дальше, рядом с ней, расселась женская половина семьи, с другой стороны — мужская­ половина, и по старшинству. В конце за столом ­оказались самые меньшие по возрасту внуки. Шарофиддин молчал, но ­ощущалось, что, несмотря на это, он как-то руководил, особенно это чувствовалось по внукам, которые, в отличие­ от старших, не всегда могли скрыть свои эмоции и чувства. Внуки, отвечая или разговаривая, все время посматривали на деда, на последнего ориентировались и остальные: снохи и сыновья.
Когда все сели за стол, Шарофиддин представил нам всех членов своей большой семьи. Представление­ было с его комментариями о каждом из них. После этого он представил нас с Гульнарой, естественно, говорил про наши с ним взаимоотношения. Пос­ле этого Миршакар попросил меня рассказать об отце и о наших пожеланиях их большой семье. Не знаю, насколько был интересен мой рассказ и проникновенными мои пожелания, но по глазам сыновей видел: мои­ воспоминания из прошлого их впечатлили.
После, скажем, официальной части, подали горячий самаркандский плов, и за обедом ­уже могли говорить все. У меня были вопросы к мальчикам, ­они жили и работали за границей, и я поинтересовался их оценкой той жизни вдали от дома, но в большей степени меня тронул ответ на вопрос, почему они там не ­остались, почему все же вернулись в родной Узбекистан, домой. Ответ вроде был несложным: чтобы быть рядом с родителями, но если задуматься, ведь в ­этом ответе был глубокий смысл.
Пообедав, Мирсаид должен был поехать на работу. Мы с Гульнарой обратили внимание, как он прощался с братьями, к сожалению­, у нас порой так не прощаются, когда уезжают далеко и надолго.
Это мероприятие меня сильно впечатлило ­еще и тем, что воочию­ видел, как язык, национальные традиции, ­обычаи и вера сохраняются и передаются внутри семьи, в самом главном и надежном очаге культуры, образования и духовно-нравственного воспитания. И здесь никто не полагается на государство, школу, средства массовой информации и другие источники, ответственность берут на себя, если живы старшие родители, родители, братья и сестры по старшинству, одним словом, семья — основа любого общества.
После обеда, с нашим гидом поехали к северо-восточной части современного Самарканда, где располагается древнее городище Афрасиаб, на южной окраине которого среди огромного кладбища расположен один из лучших историко-архитектурных ансамблей, группа мавзолеев под названием «Шахи-Зинда». Название связано с символической могилой Кусама-ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда (с.а.в.), который пришел в Самарканд в VII веке вместе с арабами и распространял здесь ислам. По преданиям, Кусам-ибн-Аббас пострадал за веру, подвергшись нападению­ неверных при совершении намаза. Гробница Кусам-ибн-Аббаса с окружавшими ее постройками ­уже в те далекие времена считалась святыней. Возрождение, наиболее­ интенсивное строительство комплекса развернулось в период царствования­ Амира Темура и его внука ­Улугбека. В этот период близкие родственники правителей и военная знать возводили у могилы святого Кусам-ибн-Аббаса свои прекрасные мавзолеи, надеясь на его заступничество в потустороннем мире. В настоящее время комплекс состоит из 11 мавзолеев. У легендарной гробницы Кусама-ибн-Аббаса и сейчас смотритель читает Коран и произносит молитвы.
Подымаясь к мавзолею, Шарофиддин сказал Гульнаре, что если она сможет правильно сосчитать количество ступенек, по которым подымались, то по существующей примете сбудутся желания. Вроде бы она справилась с заданием, правда, не сообщила нам о своем желании.

(Продолжение следует)

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог