Курс валют USD 0 EUR 0

Путешествие в восточную сказку

Комментариев: 0
Просмотров: 65

С Гавхар по улочкам древней Бухары

 

(путевые заметки Симферополь – Самарканд – Бухара)

Хубедин КУРТБЕДИНОВ

(Окончание. Начало в №№7-8)

Через некоторое время мы уже сидели в салоне высокоскоростного поезда «Afrosiyab», в котором работала система климат-контроля и мягкие откидные спинки кресел позволяли с наслаждением проехать двухчасовое расстояние до другого древнего города-сказки, который во все века называли «священной и благородной Бухарой». Огромный пласт ­истории человечества связан с этим городом сказок, легенд и поэзии. Какие только завоеватели ни дрались за эту «удачную местность», а именно так переводится название­ города с согдийского языка. Ведь город занимал весьма удачную позицию­ в ­оазисе, через который проходил Великий шелковый путь. Здесь проживали многие мыслители, ученые, теологи, поэты, такие как Абу Али Ибн Сина, известный во всем мире своим величайшим творением «Канон врачебной науки».
В Бухаре на железнодорожном вокзале нас встречали моя однокурсница Гавхар вместе с дочерью Тахминой. Гавхар практически не изменилась, и не скажешь, что мы не виделись более сорока лет. Впервые видели Тахмину, которая преподнесла красивый букет цветов Гульнаре. Учитывая, что время было обеденное, поехали в один из ресторанов. По пути заехали домой к сыну Гавхар — Фирдовсу, который ночью специально приехал из Ташкента на несколько дней, чтобы встретиться с нами и быть нашим гидом.
В ресторане пообщались, вспоминали некоторые­ странички из жизни прошедших лет. После ­обеда все поехали в отель. Гавхар к нашему приезду забронировала место в новом, современном бизнес-отеле «Panоrama Bukhara». Уже примерно через час в отель за нами приехал Фирдовс, и мы начали свое­ знакомство с памятниками города.
С нашим гидом поехали в загородную резиденцию­ бухарских эмиров с поэтичным названием «Дворец, подобный звездам и луне». На архитектуру дворца повлияли европейские традиции, и поэтому здесь можно было увидеть и бухарский дворцовый интерьер, устройство и быт царского двора. Эмир заимствовал европейскую­ технику в отделке дворца и перенес сюда смешанный стиль пригородных европейских дворцов. Все ­это отражено в планировке здания, в содержании сада, в формах беседок и павильонов, гостевого домика. Дворцовый комплекс состоит из трех частей. Посередине находится двор с фонтаном. Наружные стены дворца украшены рельефным орнаментом ганчевой лепки. Обращает внимание великолепная отделка тронного зала и приемного покоя эмира, летней комнаты с разноцветными окнами, банкетного зала и куполообразного потолка, обеспечивающего циркуляцию свежего воздуха. Строительство дворца было закончено при последнем бухарском эмире Саиде Алимхане, в 1918 году, а через два года эмир бежал за границу.
Дальше мы переместились к одному из самых древних памятников — к крепости Арк, которая и была символом государственной власти, величия и неприступности. Огромная крепость всегда была защитой и опорой правителей. Арк был и главной резиденцией бухарского эмира вплоть до ­его свержения­. В Арке, кроме правителей, жили и творили великие ученые, поэты и философы: Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Фараби, ­Омар Хайям. Расположена крепость на насыпном холме, высота которого достигает двадцати метров, а примерная площадь более­ четырех гектаров. Парадный въезд в Арк ­оформлен в виде двух столбо­образных башен. Верхняя­ часть башни соединена галереей, над которой построено помещение с террасами. В пределах крепости сохранилась дворцовая мечеть, построенная для эмира и ­его знати, зал, где восседал правитель, двор премьер-министра, двор приветствий, уникальная библио­тека, монетный двор, баня и другие постройки. К началу ХХ века Арк представлял собой город в городе, с дворцом правителя, дворцовыми службами и домами высокопоставленных чиновников и военачальников. В 1920 году Арк был разрушен вой­сками Красной Армии при свержении последнего ­эмира.
Первый день пребывания­ в древнем городе подходил к концу, и мы поехали на званый ужин к Гавхар. Фирдовс заехал в ­один из районов в центре города, где расположены дома частного сектора. Вдоль ­улицы с обеих сторон стояли красивые элитные дома. К одному из таких домов с красивыми воротами мы подъехали. ­Это был дом, в котором жила моя однокурсница, в глаза невольно бросился ­ухоженный двор с палисадником. Гавхар с Тахминой нас встретили и проводили в дом. В зале был накрыт со вкусом стол. Познакомились с супругой Фирдовса — Нигиной, и с их прекрасными детьми, а также с сыном Тахмины — Абдулазизом, который заканчивал школу.
Вскоре подали горячее,­ — как я и хотел, бухарский плов, это блюдо напоминало мне наше далекое прошлое, студенческие годы. В тот год, когда мы поступали на юридический факультет, впервые принимали вчерашних школьников, без стажа работы или воинской службы. Конкурс для поступающих без стажа был самым высоким — двенадцать человек на место. Наша группа была дружной, всегда помогали друг другу, часто собирались, вместе готовились к экзаменам, поддерживали друг друга и после учебы. Помню, мама Гавхар угощала нас пловом, когда собирались у нее для подготовки к экзаменам. По распределению Гавхар была направлена на работу в МВД республики, а после переезда в Бухару продолжила работу в органах внутренних дел Бухарской области и в звании подполковника вышла на пенсию. Однако точку в трудовой деятельности так и не поставила, продолжая возглавлять юридические службы крупнейших банков. За это время вырастила успешных сына и дочь. Тахмина — состоявшийся врач-хирург, работает в больнице экстренной медицинской помощи и завершает строительство своей частной медицинской клиники. Фирдовс — экономист, имеет свой бизнес в Ташкенте. Мы с Гульнарой, пока были с ними, по поступающим им телефонным звонкам поняли, что они, каждый в своей сфере, востребованные специалисты.
На следующий день Гавхар посоветовала посетить мавзолеи и мечети семи святых, которые родились, творили и были похоронены в разных районах Бухарской области, и мы с нашим гидом выехали из города. Начали посещение­ с могилы шейха Абдулы Абд Ал-Халика Гиждувани, основателя школы суфизма хаджаган. Недалеко от его захоронения посетили медресе Улугбека и большую мечеть. Мухаммед ­Ариф Ар Ревгарий, достойный продолжатель шейха Гиждувани, ученый, преподавал философию, до наших дней дошла ­его рукопись «Арифнома». Дворик, где расположена его могила, обрамлен террасой, здесь построен благоустроенный архитектурный комплекс с мечетью.
Махмуд Анжир Фагнавий был известнейшим суфием своего времени. Он продолжатель духовной суфийской традиции. Недалеко от могилы святого возведен красивый мавзолей и рядом мечеть. Ходжа Азизона (Али Ромитани) считается четвертым святым из семи, как исполнитель желаний, один из известных духовных авторитетов, величайший мастер мудрости, обладавший высокими духовными качествами и ярко выраженной харизмой, в народе он известен как «почтенный шейх», автор знаменитого труда «Рисолаи­ Азизон». Считается, что ­именно благодаря ему монгольские ханы приняли ислам. Над его могилой воздвигнут мавзолей, а рядом возведена мечеть.
Далее дорога ведет к могиле великого суфия Бобо ас Самоси, предсказавшего появление на свет Бахауддина Накшбанди. Он сказал: «Пройдет совсем немного времени, и его благоухание распространится по всему миру, и станет он «раскрывающим трудности». Бахауддин Накшбанди, величайший из суфиев, говорил: «Вначале посетите моего учителя, затем могилу моей матери, а потом, если останется время, можете прийти ко мне…», и следуя этой воле, Фирдовс проехал мимо его мавзолея и свернул к селению Сухор, к мавзолею ­его великого учителя Сайида Амира Кулола, над могилой которого вырос красивый мемориальный комплекс, представляющий собой мечеть, мавзолей и сад с цветником. Слово «кулол» означает гончар, за великое мастерство в профессии его прозвали Амиром Кулолом.
И завершили посещение­ мавзолеем Бахауддина Накшбанди, который в суфизме был сторонником ­аскетизма, по его мнению­, суфий должен зарабатывать на жизнь исключительно трудом. Он владел несколькими профессиями, был ткачом, гончаром и резчиком по металлу. Здесь высится величественный мавзолей и комплекс Бахауддина Накшбанди, который является символом мудрости, смирения и поиска истины в ­этом бренном мире. По сей день сюда идут люди, чтобы очистить душу и разум, а также в надежде, что Всевышний услышит и примет их молитвы.
День был насыщенным, были в семи точках Бухарской области, проехали более двухсот километров, но в отличие от Самарканда, в Бухаре сильнее чувствовались глубина, величие, сила и смысл Веры, при каждой молитве во всех мечетях перед глазами проплывали золотистые строки аятов священного Корана, а в молитвах четче понимали свое земное предназначение, предопределенное изначально Создателем. Рядом и люди были как будто другие: доброжелательные, смиренные, мягкие. Атмосфера вокруг помогала процессу переосмысления ценностей и в целом жизни, пониманию незыблемости, величия и вечности лишь одного, Всевышнего. Понятнее­ становились услышанные в Самарканде слова: «Самарканд — красота земли, Бухара — сила ислама и религии», звучащие в ­оригинале еще красочнее­ и сочнее. С такими мыслями вернулись в отель.
В каждом городе есть свое самое красивое и популярное место, куда стекаются горожане и гости, чтобы отдохнуть и насладиться прекрасным видом. В Бухаре такое место называется Ляби-Хауз – эта самая известная площадь Бухары, архитектурный ансамбль, созданный в XVI–XVII вв., является исторической достопримечательностью. Ансамбль составляют здания медресе Кукельдаш, медресе и ханака Диван-Беги, памятник бронзового Ходжи Насреддина на ишаке, расположившиеся вокруг искусственного водоема. За последние 400 лет площадь Ляби-хауз не сильно изменилась, разве что одноименный ресторан, расположенный в центре старого города, у пруда с утками и с живой музыкой. В тени тутовых деревьев, насчитывающих несколько сотен лет, идеальное место отдохнуть и пообщаться с друзьями. В дружеской обстановке у пруда, с красивым видом на город, мы провели несколько часов, беседуя, слушая музыку и наблюдая за танцами туристов.

У летней резиденции эмира бухарского

В заключительный день нашего пребывания в компании с Гавхар и Тахминой мы вновь вернулись к площади Ляби-хауз, там, на берегу у пруда день начали в кафе, попили ­ароматный кофе, продолжили наше общение, потом прошлись по улицам древнего города. Осмотрели расположенные вокруг пруда здания медресе Кукельдаш, медресе и ханака Диван-Беги. Были у минарета Калян, которому скоро исполнится 900 лет. Слева от минарета красовалось медресе Мири-Араб, а справа — мечеть Калян. Медресе Мири-Араб до сих пор работает как учебное заведение. Здесь же недалеко Медресе Улугбека, одно из старейших медресе, с мощным входным порталом, на створке ворот вырезана надпись из Корана: «Стремление к знанию­ — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Мавзолей Саманидов — одна из древнейших мусульманских усыпальниц представителей этой династии, построенный на рубеже IX—X веков. Это самое древнее уцелевшее здание­ в Бухаре. Мавзолей удивительно красив. Его целиком сложили из обожженного кирпича. Все наружные и внутренние узоры тоже выполнили из кирпича обычного и специального, фигурного. Мастера клали его разными способами: под углом, на бок. В итоге получились симпатичные геометрические­ ­узоры, в основном квадраты и круги. Узоры гармонируют с внешним обликом здания — это куб, накрытый куполом. Строители медресе Чор-Минор в начале XIX века отошли от этого стандарта. У него неправильная непрямоугольная форма, а вход украшают четыре башенки. Их купола покрыты голубой плиткой и узоры на каждом свои.
Обойти пешком древний город оказалось делом нелегким, Тахмина остановила кару, и мы объездили все достопримечательности. В итоге вернулись к той же площади. Ужинали дома у Фирдовса. Нам понравился его двухуровневый большой дом. Нигина накрыла стол, чувствовалось, что она не только сильный педагог, но и хорошая хозяйка.
Это был последний вечер нашего пребывания в ­Узбекистане. На следующее утро Тахмина и Гавхар провожали нас в Бухарском аэропорту.
За три дня мы с Гульнарой прониклись красотой Бухары, прикоснулись к ее духовным ценностям, с однокурсницей в своих воспоминаниях побывали в далеких семидесятых годах прошлого века, познакомились с Тахминой и Фирдовсом, полюбили их как родных. Однако белоснежный аэробус авиакомпании «Oʻzbekiston havo yoʻllari», на борту которого мы продолжили путешествие в Турцию, оставил все это только в нашей памяти как самые приятные минуты пребывания в восточной сказке.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог