Курс валют USD 0 EUR 0

На грани статпогрешности

Комментариев: 0
Просмотров: 95

Э. СЕРАСКЕРОВ

В течение последних десятилетий в среде крымскотатарской интеллигенции то вспыхивают, то затухают споры, связанные с вопросом о самоназвании народа. Из года в год идеологические оппоненты посвящают десятки тысяч печатных знаков на газетных полосах изложению­ своих исторических, этнографических, политологических концепций. Ожесточенные споры затем продолжаются в студиях национальных ютуб-каналов, где оппоненты пускают в ход все свое красноречие.
Но жизнь многогранна. Есть публицистика, а есть и статистика. И что ведь интересно, сегодня, согласно действующему законодательству, во время переписи населения переписчик должен записывать ответ ­опрашиваемого им гражданина на вопрос о национальной принадлежности только строго со слов последнего. С одной стороны — это несомненное благо. Ведь было время, когда само существование крымских татар отрицалось. Народ с многовековой историей старались всячески представить не как крымских татар, а татар, ранее живших в Крыму (почувствуйте разницу).
Таким образом, нынешнее, закрепленное законом свободное определение гражданами своей национальной принадлежности направлено на предотвращение подобных ситуаций и должно исключать какое-либо давление на гражданина в вопросе его национальной идентичности. При этом гражданин может и вовсе не указывать в переписном листе своей национальности.
Но люди не были бы людьми, если бы не злоупотреб­ляли своими правами ­или просто не делились бы с переписчиками собственными мифами. По материалам последней переписи населения­, проходившей в 2021 году, в России наш­лось около трех сотен человек, называвших себя азиатами или среднеазиатами, обнаружились дагестанцы (более­ 54 тысяч человек) и славяне (18 тыс. чел.), хотя таких наций нет, а указанные­ понятия­ обозначают территориальные или языковые­ общности людей. Нашлись и люди, указавшие в качестве своей национальности свою религиозную идентичность. Так, перепись 2021 года обнаружила в РФ 11 тысяч христиан и 10 тысяч мусульман по национальности. Из числа мусульман 310 человек оказались жителями Республики Крым. Весьма вероятно, что многие из них по происхождению были крымские татары.
Если говорить уж о совсем курьезных вариантах, то из материалов переписи следует, что в РФ в 2021 году проживало 19 древлян, 1 древний русич, 11 жителей вселенной, 42 жителя земли, 148 интернационалистов и аж 302 космополита. Как видно, чувство юмора у многих россиян весьма развито, но только перепись сегодня — это единственный источник информации о национальном составе населения страны, и на ее проведение тратятся значительные бюджетные средства.

Новая жизнь старого этнонима

Обнаружились в ходе переписи 2021 года и граждане, считающие себя булгарами. В том или ином варианте такую идентичность ­указали по России 694 человека. Булгаризм среди казанских татар явление­ во многом ­идентичное нашим крымцам-кырымлы. Корни этого течения восходят к секте ваисовцев, существовавшей в Казани на рубеже XIX—ХХ веков. Отрицая­ татарскую­ ­идентичность, сторонники булгаризма ­отождествляют себя с Волжской Булгарией — тюркоязычным мусульманским государством, существовавшим в Поволжье до ­установления там власти Чингизидов в 30-х годах XIII века.
Следует заметить, что культура реальных булгар, живших когда-то в средние века, уже давно ­ушла в прошлое. Булгарский ­язык существенно отличался от современного татарского. Родственным булгарскому языку принято считать современный чувашский язык, который практически непонятен носителям других тюркских языков. Но столетия демонизации всего того, что было связано с ­историей татар и Золотой Ордой, не могли пройти совсем бесследно и болезненно отразились на сознании некоторых людей в наше время.
Сегодня в ходе переписей населения такие­ ­субэт­­нические и этнографические группы татарского населения­, как астраханские­ и сибирские татары, мишари, кряшены (крещеные татары) и другие, неизменно включаются наряду с казанскими татарами в состав ­единой большой татарской нации. Но люди, именующие­ себя булгарами, выпадают из этого числа. В материалах переписи булгары не включаются в число татар, а отнесены в раздел лиц, указавших другие ответы о национальной принадлежности. При этом, по сравнению с переписью населения 2010 года, когда булгарскую ­идентичность задекларировали 1794 человека, их число сократилось более чем в два с половиной раза. Таким образом, очевидно, что в масштабах почти пятимиллионного татарского народа булгаризм остается весьма маргинальным явлением.

99 %

Но вернемся к вопросу о национальной идентичности крымских татар. Примечательно, что в отличие от булгар, не включаемых в число татар, российская статистика в случае с крымцами не отделяет их от крымских татар.
Согласно материалам переписи 2010 года, в России­ (в основном в Краснодарском крае) насчитывалось 2449 человек крымскотатарской национальности. Из них 2434 человека (99,4% от общей численности) указали себя как крымских татар, и только 12 человек (0,5%) назвали себя крымцами. В оставшихся трех случаях самоназвание звучало как «нугай татар».
Казалось бы, в самом Крыму, где все эти годы шли активные дискуссии в прессе по поводу этнонима, крымцев должно было быть гораздо больше. Осенью 2014 года была проведена перепись населения новосозданного Крымского федерального ­округа, которая зафиксировала в Республике Крым и г.Севастополе 232340 крымских татар. Из них 230858 человек (99,4%) назвали себя крымскими татарами, 12 человек были записаны переписчиками как кърым татарлар, крымцами назвались всего 9 человек (0,004%). В число крымских татар статистиками было также включено 1461 человек, учтенных как татары, но указавших крымскотатарский язык в качестве родного. При этом в самом статистическом ведомстве признавали, что число крымских татар существенно занижено, из-за того что многие из них были записаны просто как татары. Если ­украинская перепись 2001 года учла в Крыму 13 тысяч татар, то в 2014 году таковых оказалось уже без малого 44 тысячи. То есть проблема заключалась в том, что многие­ люди, называя переписчикам этноним «татарин», забывали прибавить к нему слово крымский.
Прошедшая в 2021 году новая всероссийская перепись населения учла в пределах РФ 257592 крымских татар (из них 250,7 тыс. в Республике Крым). К сожалению, статистика по самоназванию переписываемых доступна в полном ­объеме только в общероссийском разрезе. Согласно переписи, этноним «крымские татары» при заполнении переписного листа использовали 254903 человека (98,96%), для почти всех из них это был единственный вариант идентичности. 27 человек в ходе переписи использовали вариант «крымтатар». Вариант «крымский ногай» был использован ­один раз, крымцами себя назвали 10 человек, кырымлы — 3. При ­этом, как и во время пре­дыдущей переписи, в число крымских татар были включены также татары и таты с родным крымскотатарским языком.
Следует иметь в виду, что споры по вопросу о национальной идентичности и самоназвании характерны не только для крымских татар, но для других народов, находящихся на схожей ступени развития. Так, черкесские­ активисты агитируют родственных адыгов и кабардинцев записываться во время переписи черкесами, упирая на общие корни и необходимость единства черкесского мира. С другой стороны, ногайские активисты пропагандируют среди части астраханских татар ногайскую идентичность. Последнее может при определенных обстоятельствах стать актуальным и для Крыма.
В свою очередь, казахи, бывает, высказывают ногайцам, что те зря считают себя отдельным народом, а не частью казахского.

Национальная, религиозная и территориальная идентичность

Итак, если во всей России­ в 2010 году насчитывалось 12 крымцев, то к 2021 году, с учетом уже и Крымского полуострова, их число выросло аж до 13. Даже людей, заявивших о том, что ­они крымчане по национальности, в 2021 году в России­ оказалось больше — целых 37 человек. Таким образом, можно констатировать, что активность некоторых представителей крымскотатарской интеллигенции, не ­устающих агитировать своих читателей и слушателей за непременное превращение крымских татар в крымцев, не нашла никакого отражения в зеркале статистики. Можно сказать, что крымские татары проявляют здоровый консерватизм в таком важном вопросе, как сохранение своей национальной идентичности.
Памятуя при этом про три сотни крымчан, назвавших себя мусульманами по национальности, можно полагать, что среди крымских татар гораздо больше людей, ставящих во главу угла свою­ религиозную исламскую ­идентичность, чем тех, кому важен обозначающий исключительно территориальную принадлежность термин «крымцы» и не имеющий какого-либо заметного исторического наполнения.
В конце концов, любому человеку ясно, чем крымский татарин отличается от крымчанина, это никому объяснять не надо. А вот разницу между крымчанином и крымцем еще надо найти и не перепутать их по пути с крымчаками (ортодоксальными крымскими иудеями, говорившими на диалекте крымскотатарского языка).
Сознание любого человека соткано из целого ряда ­идентичностей — национальной, религиозной, территориальной, профессиональной и т.д. Каждая из них по-своему важна для гармоничного развития личности и не должна противопоставляться и тем более­ подавлять или подменять собой другую. Мы не должны забывать о своих корнях, культуре, нравственных и моральных ориентирах. И вместе с тем находить общие интересы и поддерживать согласие с теми, с кем рядом живем и трудимся.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог