Курс валют USD 0 EUR 0

К 80-летию со дня нашего изгнания

Комментариев: 0
Просмотров: 87

На рабочем месте

Назим МЕМЕТУЛЛАЕВ, специально для «ГК»

Я родился 25 апреля 1939 года в деревне Золотая­ Балка Балаклавского района Крымской области. Мои корни происходят из рода Темиршаевых. Мой дед по отцу — Темирша-картбаба, 1875 года рождения, бабушка — 1877 года рождения. У них было шестеро детей: Меметулла (1900 г.р.) – мой отец, Бейтулла, Абдулла, Асибе, Назифе и Зарифе. Жили они в селе Узунджа в Байдарской долине. Село находилось в самом конце долины, вокруг горы, рядом протекала речка Суук-Су.
В 1925 году отец мой женился на моей маме Айше (1903 г.р.). Ее родители — Заретдин-картбаба и Ашиме-бита — были из деревни Скеля, что в трех километрах от д.Узунджа. В начале 1920-х годов семья деда успела построить дом в Балаклавском районе в деревне Золотая Балка. Нас в семье, рожденных в Золотой Балке, было пятеро: Сеитджелиль (1926), Гульзар (1928), Билял (1930), Гульнар (1935) и самым младшим был я.
К сожалению, я отца не помню, он умер от сердечного приступа в 1941 году, за 21 день до начала войны. Мне было всего два года. Мама осталась с пятью детьми, старшему из которых было 15 лет.
Когда гитлеровцы заняли Крым, партизаны укрылись в лесах. Старший брат со своими ровесниками пробирался в ночное время к ним, обеспечивая по возможности питанием и водой. Освобождение­ от захватчиков встретили с большой радостью. Однако радость сменилась слезами. В апреле 1944 года старшего брата забрали в трудармию на шахты Подмосковья. Но мы об этом узнали намного позже.

С сестрами и племянницей, 1949 г.

Никогда не забуду тот день – 18 мая­ 1944-го. Мне было пять лет. Я тогда был у Селиме-тизе, сестры моей бабушки Ашиме, в селе Скеля. Под ­утро военные с автоматами вор­вались домой. ­Обу­­ви у меня не было, и Селиме-тизе обмотала мои ноги тряпками. Нас затолкали в бортовые­ машины и отвезли на станцию­ Сюрень, где ­уже было ­много таких же машин со свезенными с окрестных сел и городов крымскими татарами. Мои­ средний брат и старшая­ сестра ходили от машины к машине, громко выкрикивая мое­ имя. Так им ­удалось меня отыскать. Вскоре нас всех затолкали в товарные вагоны. По дороге старики соорудили отхожее место, пробив отверстие в углу вагона и отгородив его тряпкой. Спали на голых досках. Голод, духота, неопределенность… Могли сутками ехать в вагоне рядом с умершими в пути, пока поезд не остановится на какой-нибудь станции. Хоронить их не успевали. Так и ­оставляли у железнодорожных путей.
Нас привезли в Садвинсовхоз №4 Калининского района Узбекистана. Каждой семье выделили по комнате в 10 кв. м в бараках. Выживали как могли в новых условиях. Стали сажать огороды, сеяли пшеницу. Наша семья 4 года ничего не знала о старшем брате Сеитджелиле. Как-то в сов­хоз приехал один из трудармейцев в поисках своих родных. Оказалось, что он работал на одной шахте с Сеитджелилем. Они жили сначала в спецлагерях, потом им выделили общежития, и они работали на шахте в Сталиногорске (ныне Новомосковск). Узнав адрес брата, сестра стала с ним переписываться.

Назим Меметуллаев с супругой Зоре

Для нас это было такой радостью! Оказалось, брат там женился в 1949 году на Антонине Егоровне Кузнецовой. В 1950 году у них родилась дочь, и в конце того же года ­они переехали к нам в Узбекистан. Из-за комендантского режима, запрещавшего крымским татарам покидать место спецпоселения, мы не могли выехать в Ташкент встретить их. Мама попросила знакомого узбека, передав ему семейную фотографию брата, чтобы он по ней мог узнать и встретить их. Руководство совхоза выделило бортовую машину.
Наконец все пятеро детей были с мамой. Семья брата поселилась в том же бараке рядом с нами. Сеитджелиль устроился на каскаде Нижне-Бозсуйских ГЭС. В 1952 году его пригласили на ГЭС-3 в Янгиюльском районе, и мы все переехали туда. В совхозе остались сестра Гульзар с семьей и тетя Бичи (сестра мамы) с сыном Ремзи. Шестой и седьмой классы я уже закончил в Янгиюле.
В 1954 году Сеитджелиль повез меня в Ташкент для поступления­ в Ташкентский электромеханический техникум. В нашей студенческой группе из 20 человек пятеро были крымские татары: ­Якуб Шабанов из Янгиюля, Длявер Усеинов из Сырдарьи, Ваит Кадыров, Шевкет ­Ибрагимов и я. Тогда даже шутили, что это не Ташкентский, а Татарский электромеханический техникум. Наш народ, несмотря на все трудности, стремился к знаниям, к ­освоению специальностей. Общежития­ в техникуме не было, жили на частных квартирах по 3-4 человека в комнате.
После окончания­ техникума в 1958 году, отработав год — вначале на заводе «­Электрощит» в Чирчике, затем на каскаде Нижне-Бозсуйских ГЭС, отслужил в армии­. В 1967 году окончил Ташкентский политехнический институт. Прошел трудовой путь от инженера предприятия­ «­Узэнергоналадка» до главного инженера предприятия «Таштеплоцентраль», обеспечивающего теплом и горячей водой двухмиллионное население­ Ташкента. Затем работал руководителем ТашТЭЦ. В Центре подготовки персонала Минэнерго Узбекистана прошел путь преподавателя, замдиректора и директора. В системе ­энергетики Узбекистана я проработал 45 лет. Мне при увольнении в связи с переездом в Крым было 72 года.
Мы росли в любви и уважении в нашей большой семье благодаря нашей маме. Всегда были рядом и готовы помочь друг другу.
Я благодарен своей супруге Зоре за двух прекрасных сыновей — Руслана и Ридвана, которые, в свою очередь, подарили нам внуков. К сожалению, в июле 2022 года супруга ­ушла в мир иной. Хотелось бы, чтобы мои сыновья в будущем поддерживали такие же теплые и близкие отношения со всеми нашими родными и составили вторую часть родового древа Меметуллаевых и Караевых. Кстати, рекордсменами по долголетию в родовом древе Темиршаевых являются двоюродная сестра Земине (старшая дочь Бейтуллы эмдже), которая давно живет в Америке, ей 97 лет, и двоюродный брат Эбазер (сын Асибе ала), которому исполнилось 95 лет, он живет в Чирчике. Да продлит Аллах их жизнь и дарует долголетие всем детям и внукам.
Подводя итог своим воспоминаниям, хочу сказать вот о чем: каждый из нас, находясь в изгнании, мечтал о возвращении на историческую родину. Для моей семьи путь этот был долгим. Я работал до конца 2011 года, и только в 2012 году вернулся в Крым. К сожалению, нашу деревню и малую родину отца — деревню Узунджа, разрушили и стерли с лица земли. Меня беспокоит, что часть нашего народа осталась в местах ссылки. В этом году исполняется 80 лет со дня нашего изгнания­, и я очень надеюсь, что те, кто находится на чужбине, смогут наконец вернуться на свои исторические­ земли. Пусть установится мир и благоденствие на благодатной земле наших предков и потомки живут, созидают и преумножают красу и богатство Крыма.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог