С, Нагаев (крайний справа), рядом Ибрагим Факидов, 1934 г.
К 115-летию со дня рождения Садыка Нагаева
Всякий раз говоря об архитектуре, вольно или невольно ее начинают сравнивать с застывшей музыкой, проводя аналогию с афоризмом, приписываемым то Гете, то Шеллингу. Правда, для кого-то такое сравнение спорно, и у них на то есть свои аргументы. Но вот рассуждения французского архитектора Ле Корбюзье способно, думаю, сгладить все противоречия: «Архитектура и музыка – сестры, и та и другая создают пропорции во времени и в пространстве… Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре – музыку». Неразрывной связью архитектуры и музыки пронизана жизнь талантливой личности, имя которой увековечено в градостроительных проектах Крыма и Узбекистана.
В этом году 13 мая крымская общественность отмечает 115-летие со дня рождения Садыка Нагаева.
Любовь к архитектуре Садык Нагаев воплощал в своих проектах, планах и эскизах, сумев передать эту любовь своим детям. В 1930-х он мечтал об архитектурном преображении родного южнобережья и Крыма, сохраняя природный и исторический колорит. Принял участие в конкурсном проекте Крымскотатарского музыкально-драматического театра, завершиться которому помешали сложившиеся в те годы обстоятельства. Но его дети — Зарема и Ибраим Нагаевы, реализуя мечту отца, уже в 2000-х разработали проект интерьеров и фасадов Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра.
Как ялыбойлю ногаем стал
У подножия горы, в маленьком селении Кучюк-Узень, в семье Ибраима Ногая росли пятеро детей. У Садыка были сестра Урхие, братья Аппаз и Бекир и младшая сестричка Айше. Мама Сание была из известного в Куру-Узене рода Факидовых.
По сути, в нашем роду ногаев-то и не было никогда. Один из наших прадедов тесно общался со степняками и часто навещал их. Поэтому сородичи-южнобержцы – мастера на придумывание прозвищ – прозвали его «ногаем». Позже это прозвище так и перешло в фамилию, – пишет в своей книге «Гъурбетте къалгъан эдждатларымызнынъ хатырасы» (Память предков, оставшихся на чужбине) известный писатель Сафтер Нагаев – племянник Садыка Нагаева.
На пути в архитектуру
В 1921 году родители Садыка Нагаева и сестра Урхие умерли от голода. Старший брат Аппаз имел уже свою семью и жил отдельно. 12-летнему Садыку с братом Бекиром пришлось батрачить, а сестренку Айше сдать в детский дом.
Окончив в 1925 году школу-семилетку в Алуште, Садык поступил в Бахчисарайский художественно-промышленный техникум.
Стремление к знаниям вело его к покорению новых вершин: в 1931 году Садык Нагаев окончил Московский индустриальный техникум, в 1936-м — Московский архитектурно-строительный институт. Сестренка Айше в эти годы уже училась в Московском пединституте под его братской опекой.
«Таланты часто не родятся…»
Ну а теперь о музыке, к которой архитектор Нагаев имеет самое что ни на есть прямое отношение. Помимо того, что Садык прекрасно играл на мандолине, он знал и неплохо исполнял народные песни, собирал их и записывал. Он знал более 200 песен. Впоследствии он помог известному композитору Ягъе Шерфединову переложить на ноты песни: «Акъшам олды», «Мен де бильмем, себеп недир», «Сенсиз анджа», «Багъым да вар, багъчам да вар», «Ачма да ярем пенджерейи», «Ёсмам», «Къадифеден кисеси», «Севдаи-мухаббет», «Севдим сени», которые позже, уже после смерти и композитора и архитектора, вошли в сборник «Янърай къайтарма».
Садык Нагаев. Автопортрет
Сам Шерфединов так отзывался о способностях Садыка Нагаева: «…ялы боюнда йырламагъан ве ойнамагъан адамны тапмакъ къыйын. Лякин озю чалып, озю йырлагъан ве керек олса оюн тёшеген Ногай Садыкъ киби истидатлар чокъ догъмай» («…среди южнобережцев сложно найти человека, который бы не танцевал и не пел. Но такие таланты, как Ногай Садык, который сам играет, сам поет и, если надо, то и сам станцует, часто не родятся»).
«Багъым да вар, багъчам да вар»
Этой и еще несколькими песнями Садык Нагаев скрасил памятную московскую встречу крымских студентов, собравшихся по его инициативе в Красном уголке общежития института. Первым на той встрече в 1934 году выступил его двоюродный брат Ибраим Факидов – 27-летний ученый-физик, участник нашумевшей арктической экспедиции на корабле «Челюскин», потерпевшем крушение. Затаив дыхание, слушали собравшиеся о героизме полярников и месяцах, проведенных на льдине. Умер Ипчи рассказал о прошедшем первом съезде советских писателей, Абдулла Дерменджи – о новых произведениях крымскотатарских писателей, Эшреф Шемьи-заде прочитал лирические стихи. Студенты стоя пели «Тур аркъадаш, танъ агъарды» и подарили мандолину поэту Ыргату Кадыру – делегату первого съезда писателей СССР, попросив исполнить несколько песен. Садык тогда тоже играл и пел, сестра Айше с девушками танцевали. Потом об этой встрече часто вспоминали в Ташкенте Абдулла Дерменджи, Эшреф Шемьи-заде и Садык Нагаев, в Свердловске – Ибраим Факидов. Писатель Сафтер Нагаев не раз слышал о ней из их уст. Поэтому в подробностях и описал ее в своей книге.
Наследие архитекторов
В 1937 году Садык Нагаев был призван в армию, служил во Владивостоке в оборонной промышленности. Спустя год, тяжело заболев, вернулся в Москву. Его жену, Зулейху Беглову, после окончания Московского мединститута направили в Ташкент. Семья перебралась в узбекскую столицу, где родился их первенец Эдигер. Садык Нагаев работал в «Узгоспроекте», позже стал главным архитектором Ташкентской области, а потом — города Янгиюль. Он разработал проекты жилых домов и водохранилища в Ташкенте, библиотеки и гидролизного завода в Янгиюле, генплан Алмалыка… Архитектор удостоен Премии Министерства коммунального хозяйства УзССР (1938–1939), Почетной грамоты Президиума Верховного совета УзССР» (1939–1940), медали «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной войны, Первой премии Союза архитекторов СССР (1961).
С супругой Эдие, детьми Заремой и Ибраимом, 1952 г., Ташкент
У Садыка Нагаева во втором браке с Эдие Аппазовой, учительницей немецкого языка, родом из Корбека (ее мама была из рода Баировых), родились в 1949 году дочь Зарема и спустя два года сын Ибраим-Герей. И все трое его детей пошли по стопам отца, став архитекторами.
Эдигер Нагаев (Фахрудинов) (1939–1968) прекрасно рисовал, играл на скрипке, работал в проектном институте «Ташгипрогор». За свою короткую жизнь (он умер в 29 лет) спроектировал ташкентский главпочтамт, отреставрировал ташкентскую консерваторию, построил ряд объектов.
Зарема Нагаева – доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор Крыма, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член Российского общества научных работников. Труд автора — около 50 архитектурных объектов, половина из которых в Крыму, более ста публикаций в специализированных сборниках, участницы научных конференций и конкурсов, — отмечен рядом правительственных наград и премий.
Архитектор Ибраим-Герей Нагаев – автор более 30 генпланов и проектов общественных центров, промышленных и жилых зданий в Узбекистане. После возвращения в Крым, в соавторстве с сестрой разработал проекты культурно-этнографического комплекса, микрорайонов Исмаил-бей в Евпатории и Каменка-Белое в Симферополе, комплексы: «Возрождение», памяти летчика-испытателя Амет-Хана Султана, «Жертвам депортации из Крыма» и еще десятки объектов. И.-Г.Нагаев получил известность и как дизайнер, разработчик товарных знаков и логотипов.
Глава первой среди наших соотечественников династии архитекторов Садык Нагаев прожил всего 62 года. Голод, сиротство, период борьбы Красной армии с отрядами Врангеля, работа по становлению градостроительства Узбекской ССР, а также во Владивостоке, в сфере оборонной промышленности, – отложили свой отпечаток на его здоровье. Архитектор, принимавший участие в разработке проекта реконструкции Южного берега Крыма, Большого Ферганского канала, павильона Узбекской ССР на ВДНХ, градостроительства Узбекистана, въездных ворот в Кабул обрел свое последнее пристанище на чужбине. Похоронен на ташкентском кладбище Актепе.
С особой теплотой и любовью Зарема Нагаева хранит эскизы, фотографии и документы отца, вспоминая его человеколюбие, жизнерадостность и музыкальность.
— Он прекрасно играл не только на мандолине, но и на фортепиано. У нас дома стоял рояль, и он часто на нем музицировал. Причем он нот не знал, играл на слух, а слух у него был абсолютный. Кстати, это у них было семейное, брат Бекир, по его рассказам, хорошо играл на флейте, он потом погиб на фронте. Отец очень любил фольклор, музыку, наших артистов, писателей. В доме часто собирались гости. Близко общался с Сабрие Эреджеповой, Эдие Топчи, Акимом Джемилевым, артистами из нашего ансамбля «Хайтарма». Они бывали у нас в гостях. Статьи моего отца публиковались в газете «Ленин байрагъы», он тесно общался с Аблязизом Велиевым, Урие Эдемовой, Мустафой Селимовым, Сервером Бекировым и многими другими. Хорошо владел южнобережным диалектом и ко всем обращался в уменьшительно-ласкательной форме: «къадечигим», «достючигим».
Гармония линий, пропорций во времени и в пространстве создает музыку, и мы можем ее не только слышать, но видеть и чувствовать, благодаря таланту архитекторов, умеющих это передать в облике строений, городов и комплексов. Главное в архитектуре — сохранить триединство: прочность, функциональность и красоту. Мы по сей день удивляемся строениям, созданным тысячелетия назад, величественным сооружениям античной эпохи. Древним архитекторам, не имея современных знаний и техники, удавалось реализовать грандиозные шедевры.
Имя мастера живет в его творениях.