Курс валют USD 0 EUR 0

Архитектоника нагаевской династии

Комментариев: 0
Просмотров: 121

С, Нагаев (крайний справа), рядом Ибрагим Факидов, 1934 г.

К 115-летию со дня рождения Садыка Нагаева

Всякий раз говоря об архитектуре, вольно или невольно ее начинают сравнивать с застывшей музыкой, проводя аналогию с афоризмом, приписываемым то Гете, то Шеллингу. Правда, для кого-то такое сравнение спорно, и у них на то есть свои аргументы. Но вот рассуж­дения французского архитектора Ле Корбюзье способно, думаю, сгладить все противоречия: «Архитектура и музыка – сестры, и та и другая создают пропорции во времени и в пространстве… Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре – музыку». Неразрывной связью архитектуры и музыки пронизана жизнь талантливой личности, имя которой увековечено в градостроительных проектах Крыма и Узбекистана.
В этом году 13 мая крымская общественность отмечает 115-летие со дня рождения Садыка Нагаева.
Любовь к архитектуре Садык Нагаев воплощал в своих проектах, планах и эскизах, сумев передать эту любовь своим детям. В 1930-х он мечтал об архитектурном преображении родного южнобережья и Крыма, сохраняя природный и исторический колорит. Принял участие в конкурсном проекте Крымскотатарского музыкально-драматического театра, завершиться которому помешали сложившиеся в те годы обстоятельства. Но его дети — Зарема и Ибраим Нагаевы, реализуя мечту отца, уже в 2000-х разработали проект интерьеров и фасадов Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра.

Как ялыбойлю ногаем стал

У подножия горы, в маленьком селении Кучюк-Узень, в семье Ибраима Ногая росли пятеро детей. У Садыка были сестра Урхие, братья Аппаз и Бекир и младшая сестричка Айше. Мама Сание была из известного в Куру-Узене рода Факидовых.
По сути, в нашем роду ногаев-то и не было никогда. Один из наших прадедов тесно общался со степняками и часто навещал их. Поэтому сородичи-южнобержцы – мастера на придумывание прозвищ – прозвали его «ногаем». Позже это прозвище так и перешло в фамилию, – пишет в своей книге «Гъурбетте къалгъан эдждатларымызнынъ хатырасы» (Память предков, ­оставшихся на чужбине) известный писатель Сафтер Нагаев – племянник Садыка Нагаева.

На пути в архитектуру

В 1921 году родители Садыка Нагаева и сестра Урхие умерли от голода. Старший брат Аппаз имел уже свою семью и жил отдельно. 12-летнему Садыку с братом Бекиром пришлось батрачить, а сестренку Айше сдать в детский дом.
­Окончив в 1925 году школу-семилетку в Алуште, Садык поступил в Бахчисарайский художественно-промышленный техникум.
Стремление к знаниям вело его к покорению новых вершин: в 1931 году Садык Нагаев окончил Мос­ковский индустриальный техникум, в 1936-м — Московский архитектурно-строительный институт. Сестренка Айше в эти годы ­уже училась в Московском пединституте под его братской опекой.

«Таланты часто не родятся…»

Ну а теперь о музыке, к которой архитектор Нагаев имеет самое что ни на есть прямое отношение. Помимо того, что Садык прекрасно играл на мандолине, он знал и неплохо исполнял народные песни, собирал их и записывал. Он знал более 200 песен. Впоследствии он помог известному композитору Ягъе­ Шерфединову переложить на ноты песни: «Акъшам олды», «Мен де бильмем, себеп недир», «Сенсиз анджа», «Багъым да вар, багъчам да вар», «Ачма да ярем пенджерейи», «Ёсмам», «Къадифеден кисеси», «Севдаи-мухаббет», «Севдим сени», которые­ позже, уже после смерти и композитора и архитектора, вошли в сборник «Янърай къайтарма».

Садык Нагаев. Автопортрет

Сам Шерфединов так отзывался о способностях Садыка Нагаева: ­«…ялы боюнда йырламагъан ве ой­намагъан адамны тапмакъ къыйын. Лякин ­озю чалып, озю йырлагъан ве керек олса оюн тёшеген Ногай Садыкъ киби истидатлар чокъ догъмай» («…среди южнобережцев сложно найти человека, который бы не танцевал и не пел. Но такие таланты, как Ногай Садык, который сам ­играет, сам поет и, если надо, то и сам станцует, часто не родятся»).

«Багъым да вар, багъчам да вар»

Этой и еще несколькими песнями Садык Нагаев скрасил памятную мос­ковскую встречу крымских студентов, собравшихся по его инициативе в Красном уголке общежития института. Первым на той встрече в 1934 году выступил ­его двоюродный брат ­Ибраим Факидов – 27-летний ученый-физик, участник нашумевшей арк­тической экспедиции на кораб­ле «Челюскин», потерпевшем крушение. Затаив дыхание, слушали собравшиеся о героизме полярников и месяцах, проведенных на льдине. ­Умер Ипчи рассказал о прошедшем первом съезде советских писателей, Абдулла Дерменджи – о новых произведениях крымскотатарских писателей, Эшреф Шемьи-заде прочитал лирические стихи. Студенты стоя пели «Тур аркъадаш, танъ ­агъарды» и подарили мандолину поэту Ыргату Кадыру – делегату первого съезда писателей СССР, попросив исполнить несколько песен. Садык тогда тоже играл и пел, сестра Айше с девушками танцевали. Потом об этой встрече часто вспоминали в Ташкенте Абдулла Дерменджи, Эшреф Шемьи-заде и Садык Нагаев, в Свердловске – ­Ибраим Факидов. Писатель Сафтер Нагаев не раз слышал о ней из их уст. Поэтому в подробностях и описал ее в своей книге.

Наследие архитекторов

В 1937 году Садык Нагаев был призван в армию­, служил во Владивостоке в оборонной промышленности. Спустя год, тяжело заболев, вернулся в Москву. Его жену, Зулейху Беглову, после окончания Московского мединститута направили в Ташкент. Семья перебралась в узбекскую столицу, где родился их первенец Эдигер. Садык Нагаев работал в «Узгоспроекте», позже стал главным архитектором Ташкентской облас­ти, а потом — города Янгиюль. Он разработал проекты жилых домов и водохранилища в Ташкенте, библиотеки и гидролизного завода в Янгиюле, генплан Алмалыка… Архитектор удостоен Премии Министерства коммунального хозяйства УзССР (1938–1939), Почетной грамоты Президиума Верховного совета УзССР» (1939–1940), медали «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной войны, Первой премии Союза архитекторов СССР (1961).

С супругой Эдие, детьми Заремой и Ибраимом, 1952 г., Ташкент

У Садыка Нагаева во втором браке с Эдие Аппазовой, учительницей немецкого языка, родом из Корбека (ее мама была из рода Баировых), родились в 1949 году дочь Зарема и спустя два года сын Ибраим-Герей. И все трое­ его детей пошли по стопам отца, став архитекторами.
Эдигер Нагаев (Фахрудинов) (1939–1968) прекрасно рисовал, играл на скрипке, работал в проектном институте «Ташгипрогор». За свою короткую жизнь (он умер в 29 лет) спроектировал ташкентский главпочтамт, отреставрировал ташкентскую­ консерваторию, построил ряд объектов.
Зарема Нагаева – доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор Крыма, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член Российского общества научных работников. Труд автора — около 50 архитектурных объектов, половина из которых в Крыму, более­ ста публикаций в специализированных сборниках, участницы научных конференций и конкурсов, — отмечен рядом правительственных наград и премий.
Архитектор Ибраим-Герей Нагаев – автор более 30 генпланов и проектов общественных центров, промышленных и жилых зданий в Узбекистане. После возвращения в Крым, в соавторстве с сестрой разработал проекты культурно-этнографического комплекса, микрорайонов Исмаил-бей в Евпатории­ и Каменка-Белое в Симферополе, комплексы: «Возрождение», памяти летчика-испытателя Амет-Хана Султана, «Жертвам депортации из Крыма» и еще десятки объектов. ­И.-Г.Нагаев получил известность и как дизайнер, разработчик товарных знаков и логотипов.
Глава первой среди наших соотечественников династии архитекторов Садык Нагаев прожил всего 62 года. Голод, сиротство, период борьбы Красной армии с отрядами Врангеля, работа по становлению­ градостроительства Узбекской ССР, а также во Владивостоке, в сфере оборонной промышленности, – отложили свой отпечаток на его здоровье. Архитектор, принимавший ­участие в разработке проекта реконструкции Южного берега Крыма, Большого Ферганского канала, павильона Узбекской ССР на ВДНХ, градостроительства Узбекистана, въездных ворот в Кабул обрел свое последнее пристанище на чужбине. Похоронен на ташкентском кладбище Актепе.
С особой теплотой и любовью Зарема Нагаева хранит эскизы, фотографии и документы отца, вспоминая­ его человеколюбие, жизнерадостность и музыкальность.
— Он прекрасно играл не только на мандолине, но и на фортепиано. У нас дома стоял рояль, и он часто на нем музицировал. Причем он нот не знал, ­играл на слух, а слух у него был абсолютный. Кстати, это у них было семейное, брат Бекир, по его рассказам, хорошо играл на флейте, он потом погиб на фронте. Отец ­очень любил фольк­лор, музыку, наших артистов, писателей. В доме часто собирались гости. Близко общался с Сабрие Эреджеповой, ­Эдие Топчи, ­Акимом Джемилевым, артистами из нашего ансамбля «Хайтарма». Они бывали у нас в гостях. ­Статьи моего отца публиковались в газете «Ленин байрагъы», он тесно общался с Аблязизом Велиевым, Урие Эдемовой, Мустафой Селимовым, Сервером Бекировым и многими другими. Хорошо владел южнобережным диалектом и ко всем обращался в уменьшительно-ласкательной форме: «къадечигим», «достючигим».
Гармония линий, пропорций во времени и в пространстве создает музыку, и мы можем ее не только слышать, но видеть и чувствовать, благодаря таланту архитекторов, умеющих это передать в облике строений, городов и комп­лексов. Главное в архитектуре — сохранить триединство: прочность, функциональность и красоту. Мы по сей день удивляемся строениям, созданным тысячелетия назад, величественным сооружениям античной эпохи. Древним архитекторам, не имея современных знаний и техники, удавалось реализовать грандиозные шедевры.
Имя мастера живет в его творениях.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог