В эти майские дни Крым проводил в последний путь известного общественного деятеля, кандидата филологических наук, сооснователя «Общества крымских татар в Москве» Севиле Изидинову. Общественность простилась с ней в мечети с. Заланкой (Холмовка) Бахчисарайского района, похоронили ее в селе Отаркой рядом с мужем – ученым-физиком Сабри Изидиновым (1934–1995), такова была воля усопшей.
В депортации Севиле с родителями оказалась в Беговатском (с 1963 года — Бекабадский) районе Узбекской ССР, на станции Сретенка. Семья с грудным младенцем жила сначала в курятнике, кишащем змеями, позже перебралась в Самарканд.
После окончания филологического факультета Самаркандского государственного университета, Севиле Изидинова преподавала французский и испанский языки на кафедре иностранных языков Президиума АН СССР в Институте международных отношений.
В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию «Фонетические и морфологические особенности крымскотатарского языка в ареальном освещении».
С 1983 по 1992 годы заведовала сектором тюркских языков во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. М.Рудомино.
Увлеченная созиданием и возрождением крымскотатарского искусства и культуры, безграничной любовью к Крыму, Севиле Изидинова провела исследования, которые в конце 1990-х годов легли в основу ее монографий: «Половцы: мифы и исторические реалии», «О национальной музыке крымских татар», «Об искусстве орнаментального тканья крымских татар».
В 1997 году в память о своем супруге она со своими сподвижниками учредила Севастопольский фонд возрождения крымскотатарской культуры имени профессора Сабри Изидинова.
Севиле Изидинова – яркая и незабываемая личность, как и ее жизнь, в которой было много всего – боль, невзгоды, успехи и значимые встречи. Она стойко прошла свой нелегкий путь, созидая, не опуская рук и не сбиваясь с избранного курса.
Выбрав несколько интересных эпизодов и фактов из жизни Севиле-ханум, с которыми она делилась почти десять лет назад в своем интервью журналисту Олегу Кудрину, предлагаю их вниманию читателей.
Факт №1: Омеровы – Алиевы
Дед Севиле-ханум по отцовской линии был имамом Бахчисарая и происходил из рода Омеровых. Но после того как советская власть жестоко расправилась в 1938 году с двоюродными братьями ее отца Рефата — Якубом и Февзи Мусанифами (первый был секретарем КрымЦИКа, публицистом, второй — наркомом земледелия Крым АССР), семья, опасаясь преследований, решила сменить фамилию на Алиевы.
Факт №2: Придворные учителя
В шестилетнем возрасте Севиле брала уроки музыки у Екатерины Аркадьевны Смирновой — бывшей фрейлины при императорском дворе, которая потом работала в Мариинском театре, во время революции при ней расстреляли дирижера Мариинки. А французскому языку ее обучал библиотекарь самаркандской библиотеки, когда-то служивший у Николая II.
Факт №3: Знак судьбы – ее муж тоже родился в пути
Супруг Севиле-ханум – Сабри Изидинов, родом из села Черкез-Кермен, что под Акъяром (Севастополем). По направлению известного просветителя Исмаила Гаспринского его отец отучился в Стамбульском университете. А в 1930-е годы в стране Советов его за это осудили как турецкого шпиона, и семью выслали в Таджикистан. И Сабри Изидинов тоже родился в поезде, в дороге на чужбину, только десятью годами ранее. И этот факт родители Севиле, отдавая ее замуж, считали знаком судьбы.
Факт №4: Руководитель Эрванд Севортян
Выйдя замуж и переехав к мужу в Москву, 23-летняя Севиле Изидинова в Ленинской библиотеке случайно познакомилась с Кенесбаем Мусаевым, автором учебника караимского языка. Узнав, что девушка интересуется филологией, Мусаев предложил поступать в аспирантуру — в сектор тюркских языков Института языкознания. Эрванд Владимирович Севортян — известнейший советский лингвист, заведовал этим сектором и стал руководителем молодой аспирантки Севиле Изидиновой. По ее словам, Севортян рассказывал, что подготовил диссертацию по крымскотатарскому языку, но после 1944-го ему запретили защищаться по этой теме.
Факт №5: Две встречи «злой женщины» с Эрдоганом
Первая встреча была, когда Эрдоган еще не был президентом Турции, а преподавал в вузе. Севиле Изидинову направили читать лекции в Стамбульском университете. Разместили почему-то не в отеле, а в одном историческом музее в азиатской части Стамбула, где был выход к внутреннему старинному кладбищу, на котором имелись и могилы крымских ханов. К ней пришли университетские преподаватели, среди них был и Реджеп Эрдоган. Когда ему представили Севиле Изидинову как преподавателя из Москвы, он пошутил: «А-а, Наташа?», на что получил с ее стороны довольно резкое замечание. «Очень злая женщина!», — тогда недовольно буркнул будущий президент.
Вторая встреча тоже была случайной. Только уже в Севастополе, где обычно летом жила Изидинова. Как-то, в очередное посещение мечети в центре города, она увидела, что все вокруг перегорожено. Оказалось, что президент Турции во время своего визита решил заехать на молебен. Но Севиле-ханум хорошо знала мечеть и сумела пройти в женскую часть, чтобы помолиться. После молебна она встретилась с Эрдоганом, выходящим из мужской половины. Поприветствовала его: «Здравствуйте, учитель!». — «А ты что здесь делаешь?», — узнав Изидинову, удивленно спросил президент. «То же, что и вы!» — «Ой, да… Я и забыл, что ты на родине…».
Севиле Изидинова скончалась в Москве накануне своего 80-летия. Девочке, рожденной 80 лет назад в вагоне товарного поезда на третий день пути в изгнание, суждено было прожить нелегкую судьбу и оставить свой след в научных трудах, общественной жизни и народной памяти.