Курс валют USD 0 EUR 0

Памятник скорби и надежды

Комментариев: 0
Просмотров: 110

Организатор Амет Кемалидинов и скульптор Айдер Алиев

ТАРИХЧИ

Осталась позади очередная годовщина трагического дня — 18 мая 1944 года. Стремительным и неудержимым потоком река времени бежит вперед. И детям, только, казалось бы, вчера родившимся в вагонах ­эшелонов, уносивших их родителей из родного Крыма к горам Урала и пустыням Центральной Азии, сегодня уже исполняется ровно 80 лет. Время одних поколений уходит, время других только начинается. И с каждым годом вопрос сохранения и передачи молодым поколениям крымских татар памяти о событиях того трудного в жизни народа времени будет вставать все более и более остро. Здесь нельзя недооценивать силы искусства, в том числе и монументального.
24 мая, когда для выпускников крымских школ гремел последний звонок, в поселке Гвардейское (Сарабуз) Симферопольского района в торжественной обстановке состоялось открытие памятника жертвам депортации­ крымских татар. Монумент представляет собой стелу из инкерманского камня, высотой в 3,7 м. Его автором выступил известный крымскотатарский скульптор и художник Айдер Алиев.

Трудный путь

Инициатива по установке монумента принадлежала местному жителю Амету Кемалидинову. Мы попросили рассказать его о том, как ­осуществлялся этот проект.
«Идея создать памятник жертвам депортации зрела давно. Еще в начале ­2010-х­­ годов на этом месте был ­установлен закладной камень. Еще раньше здесь стоял памятник Ленину. Но после того, как он развалился от времени, было решено ­установить там памятник депортированным. Рядом находится мечеть. В личных разговорах с близкими мы часто обсуждали эту идею. И летом прошлого года было решено сделать полноценный памятник. Тем более что нынешний — 2024 год — это год 80-летия депортации. Решили опираться на собственные силы и вести сбор необходимых средств с помощью социальных сетей. Сам я работаю в «Карадениз продакшн», и часто сталкиваюсь с благотворительными акциями, которые организовываются через соцсети.
Если говорить об Айдере-ага Алиеве, то он сразу же заинтересовался этой идеей и достаточно быстро сделал проект памятника. Но ­перей­­ти к осуществлению проекта было непросто. Поначалу сложно убеждать людей в необходимости нашей работы, и процесс шел очень медленно. Поскольку у нас не было никакого стартового капитала, нам пришлось с Эльдаром Яячиком приобрести камень для памятника на свои деньги, благодаря чему мы успели с работой в срок. Когда началась обработка камня, то дело со сборами пошло лучше. Мне помогли несколько человек — это Нариман Нуфтуллаев, Сеитвели Гафаров, Эльдар Мурадосилов, Айше Ниметуллаева из «Ачыкъ ­Юреклер», Арзы Меметова, Зера Бекирова, Эвелина Мамутова, и др. Навстречу нам пошел ­Игорь Чичкин — глава местной поселковой администрации.
Как говорится, с миру по нитке, нам удалось собрать необходимую­ для создания и установки памятника сумму. Участвовали в сборе не только местные­ жители, но и люди со всего Крыма, большую­ сумму — примерно седьмую­ часть от необходимого — внес соотечественник из Санкт-Петербурга. В списке, в который я записывал имена всех, кто внес свою­ лепту, — 36 страниц».

Сжатое, но не покоренное сердце

«Осенью прошлого года ­Амет Кемалидинов обратился ко мне от имени сарабузской общественности, у которой было желание увековечить память жертв депортации­. И я начал думать о проекте будущего памятника. Всегда ведь хочется сделать что-то запоминающееся, креативное­ и интересное­. Как с точки зрения истории, так и с точки зрения искусства», — рассказывает, в свою­ очередь, скульптор Айдер Алиев.
Поскольку заказчики попросили скульптора, чтобы на памятнике не было людских ­изображений, то мастер стал искать художественные решения, используя свой богатый опыт многолетних творческих исканий.
«Художник не может постоянно эксплуатировать однажды найденные приемы. И мне не хотелось использовать ставшие проходными решения­, как, например, силуэт полуострова или вагонов поезда. Эта работа стала попыткой показать изнутри, с точки зрения искусства, что испытал наш народ во время депортации, дать почувствовать его состояние. Это состояние, конечно же, было шоковым. И этот памятник может ассоциироваться со сжатым пространством, со сжатым человеческим сердцем. С тех дней прошло уже 80 лет, но память осталась. И ­эта стела должна напоминать о годах трагедии.
Но вместе с тем я попытался заложить в нее что-то ­оптимистичное. Ведь мечты тех, кому было суждено навсегда остаться на чужбине, были связаны с тем, что хотя бы их потомки все-таки вернутся в Крым. И мы вернулись, работаем и возрождаемся на родине. Такова ­основная идея памятника. Поэтому его можно было бы назвать стелой памяти и надежды», — рассказывает скульптор. А.Алиев ­уверен, что ­его творческий подход может ­иметь продолжение­ и реализацию в новых произведениях.
Завершая эту историю, отметим, что она показывает яркий и положительный пример самоорганизации общественных активистов и творческих людей. В том же Симферополе дело до сих пор ограничивается только закладным камнем на месте будущего памятника жертвам насильственного выселения 1944 года. И крымскотатарской общественности крымской столицы есть с кого брать пример.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог