Организатор Амет Кемалидинов и скульптор Айдер Алиев
ТАРИХЧИ
Осталась позади очередная годовщина трагического дня — 18 мая 1944 года. Стремительным и неудержимым потоком река времени бежит вперед. И детям, только, казалось бы, вчера родившимся в вагонах эшелонов, уносивших их родителей из родного Крыма к горам Урала и пустыням Центральной Азии, сегодня уже исполняется ровно 80 лет. Время одних поколений уходит, время других только начинается. И с каждым годом вопрос сохранения и передачи молодым поколениям крымских татар памяти о событиях того трудного в жизни народа времени будет вставать все более и более остро. Здесь нельзя недооценивать силы искусства, в том числе и монументального.
24 мая, когда для выпускников крымских школ гремел последний звонок, в поселке Гвардейское (Сарабуз) Симферопольского района в торжественной обстановке состоялось открытие памятника жертвам депортации крымских татар. Монумент представляет собой стелу из инкерманского камня, высотой в 3,7 м. Его автором выступил известный крымскотатарский скульптор и художник Айдер Алиев.
Трудный путь
Инициатива по установке монумента принадлежала местному жителю Амету Кемалидинову. Мы попросили рассказать его о том, как осуществлялся этот проект.
«Идея создать памятник жертвам депортации зрела давно. Еще в начале 2010-х годов на этом месте был установлен закладной камень. Еще раньше здесь стоял памятник Ленину. Но после того, как он развалился от времени, было решено установить там памятник депортированным. Рядом находится мечеть. В личных разговорах с близкими мы часто обсуждали эту идею. И летом прошлого года было решено сделать полноценный памятник. Тем более что нынешний — 2024 год — это год 80-летия депортации. Решили опираться на собственные силы и вести сбор необходимых средств с помощью социальных сетей. Сам я работаю в «Карадениз продакшн», и часто сталкиваюсь с благотворительными акциями, которые организовываются через соцсети.
Если говорить об Айдере-ага Алиеве, то он сразу же заинтересовался этой идеей и достаточно быстро сделал проект памятника. Но перейти к осуществлению проекта было непросто. Поначалу сложно убеждать людей в необходимости нашей работы, и процесс шел очень медленно. Поскольку у нас не было никакого стартового капитала, нам пришлось с Эльдаром Яячиком приобрести камень для памятника на свои деньги, благодаря чему мы успели с работой в срок. Когда началась обработка камня, то дело со сборами пошло лучше. Мне помогли несколько человек — это Нариман Нуфтуллаев, Сеитвели Гафаров, Эльдар Мурадосилов, Айше Ниметуллаева из «Ачыкъ Юреклер», Арзы Меметова, Зера Бекирова, Эвелина Мамутова, и др. Навстречу нам пошел Игорь Чичкин — глава местной поселковой администрации.
Как говорится, с миру по нитке, нам удалось собрать необходимую для создания и установки памятника сумму. Участвовали в сборе не только местные жители, но и люди со всего Крыма, большую сумму — примерно седьмую часть от необходимого — внес соотечественник из Санкт-Петербурга. В списке, в который я записывал имена всех, кто внес свою лепту, — 36 страниц».
Сжатое, но не покоренное сердце
«Осенью прошлого года Амет Кемалидинов обратился ко мне от имени сарабузской общественности, у которой было желание увековечить память жертв депортации. И я начал думать о проекте будущего памятника. Всегда ведь хочется сделать что-то запоминающееся, креативное и интересное. Как с точки зрения истории, так и с точки зрения искусства», — рассказывает, в свою очередь, скульптор Айдер Алиев.
Поскольку заказчики попросили скульптора, чтобы на памятнике не было людских изображений, то мастер стал искать художественные решения, используя свой богатый опыт многолетних творческих исканий.
«Художник не может постоянно эксплуатировать однажды найденные приемы. И мне не хотелось использовать ставшие проходными решения, как, например, силуэт полуострова или вагонов поезда. Эта работа стала попыткой показать изнутри, с точки зрения искусства, что испытал наш народ во время депортации, дать почувствовать его состояние. Это состояние, конечно же, было шоковым. И этот памятник может ассоциироваться со сжатым пространством, со сжатым человеческим сердцем. С тех дней прошло уже 80 лет, но память осталась. И эта стела должна напоминать о годах трагедии.
Но вместе с тем я попытался заложить в нее что-то оптимистичное. Ведь мечты тех, кому было суждено навсегда остаться на чужбине, были связаны с тем, что хотя бы их потомки все-таки вернутся в Крым. И мы вернулись, работаем и возрождаемся на родине. Такова основная идея памятника. Поэтому его можно было бы назвать стелой памяти и надежды», — рассказывает скульптор. А.Алиев уверен, что его творческий подход может иметь продолжение и реализацию в новых произведениях.
Завершая эту историю, отметим, что она показывает яркий и положительный пример самоорганизации общественных активистов и творческих людей. В том же Симферополе дело до сих пор ограничивается только закладным камнем на месте будущего памятника жертвам насильственного выселения 1944 года. И крымскотатарской общественности крымской столицы есть с кого брать пример.