Курс валют USD 0 EUR 0

Рустем ЭМИРОВ: Народные инициативы – это топливо, без которого не может двигаться в нужном направлении государственная машина

Комментариев: 0
Просмотров: 18

К 75-летию со дня рождения

Октябрь стал судьбоносным для известного общественного деятеля и активного участника крымскотатарского национального движения Рустема Эмирова. 24 октября  1949 года в узбекском поселке Булунгур Самаркандской области он явился на свет, а спустя 70 лет — 27 октября покинул этот мир, оставив светлую память о себе в благородных поступках,  значимых для истории и его народа делах и в десятках,  не теряющих своей актуальности, публикациях.

Пять лет назад 70-летие Рустема-ага мы отмечали в узком кругу в его небольшом офисе организации «Крым-юрт», куда он собрал своих близких соратников  и  небольшой коллектив газеты «Голос Крыма», с которым юбиляра связывали долгие годы дружбы и плодотворного сотрудничества. Тогда он был воодушевлен успешным завершением своего проекта по установке памятника Номану Челебиджихану и был полон новых идей и планов. Одна из которых – добиться установки в центре города Карасубазара памятника общественно-политическому  деятелю Решиду Медиеву – виделась ему в ближайшей перспективе.

Рустем Эмиров был деятельной личностью, именно деятельной, его дела были нацелены на  результат. Он был далек от заявленных громких  проектов, популистских речей и амбиций. Восхищал круг его взглядов и познаний: геология, шахматы, литература, история, филология, политика, экология…, и все это скреплялось любовью к родной земле – Крыму,  хотя родился и вырос он на чужбине. Его отец, Решат, родом из Тельмановского района Крыма, мама, Лютфие, из южнобережного села Корбек – впервые побывали на родине с детьми после депортации в 1975 году. Я понял тогда, что больше не смогу без Крыма жить, он снился мне каждую ночь, вспоминал Рустем-ага.

У могилы Шемьи-заде. Р. Эмиров крайний справа

Несколько лет назад,  организовав памятное чествование знаменитого крымскотатарского поэта Эшрефа Шемьи-заде, Рустем Эмиров  предоставил газете «Голос Крыма new» уникальную фотографию 40-летней давности. На ней запечатлены супруга поэта Сайде Боданинская, дети Айдын и Вильдан, лидеры крымскотатарского национального движения Мустафа Халилов и Джеббар Акимов, семья Эмировых. Снимок был сделан после похорон у могилы Шемьи-заде. В  марте 1978 года из дома Эмировых, с трудом обосновавшихся годом ранее  в  небольшом домике в Кировском районе Крыма, провожали в последний путь великого крымскотатарского поэта, проживавшего тогда в Москве и завещавшего похоронить его на родине. Похороны превратились в масштабную акцию и собрали несколько тысяч соотечественников из Кубани, Кавказа, Узбекистана. Кладбище в селе Долинное Кировского района было оцеплено милицией, внутренними вой­сками. До этого события Эмировы и без того были бельмом в глазу местных властей, не желавших видеть здесь крымских татар. Рустему-ага, добивавшемуся официальной прописки в купленном доме, и до этого чиновники советовали ехать обратно в Узбекистан и больше сюда не возвращаться. А тут такое «своеволие» — многотысячные похороны крымского татарина! Снова начали вручаться повестки в милицию, прокуратуру… Затем в  грузовиках под конвоем вооруженных милиционеров за нарушение паспортного режима  семью Эмировых выдворили за пределы Крымской области в станицу Тамань, на Кубань. Затем третьей депортацией обернулась еще одна попытка возвращения на родину, после которой Эмировы уже просто вынуждены были остановиться в городе Геническ Херсонской области.

Рустем-ага был из тех участников национального движения и общественных деятелей, кто стремился целенаправленно и пошагово добиваться конкретных решений. И делал то, что считал в своих силах и возможнос­тях реализовать во благо. Вернувшись на родину, стал успешным предпринимателем, организовав один из первых кооперативов по выпуску металлических торговых киосков, открыл кафе национальной кухни. И все эти годы занимался общественной работой и меценатством, будь то шахматный турнир, где на свои средства покупал призы и подарки, поддержка калорийным питанием спорт­сменов, одиноких, мало­обеспеченных сооте­чественников, оформление подписки на газеты, поездки к могиле поэтов или национальных лидеров, молебны и встречи в их память. Радея за сохранение родного языка, организовал обучающие курсы, привлекая специалистов-филологов. Поддерживая институт семьи, создал клуб знакомств «Алтын бешик», который сегодня возглавляет его сподвижница Ава-Шерфе Мамедова. Коллектив газеты «Голос Крыма» признателен ему не только за злободневные публикации, но и материальную и дружескую поддержку в  сложнейшие периоды издательской деятельности.

Возглавляемая Рустемом Эмировым Общественная организация «Крым-Юрт» совместно с экологичес­кой партией «Зеленые» организовывала посадку саженцев, субботник, во время которого расчистили  родник Бор-Чокрак и запустили белого амура и несколько сотен мальков карасей в небольшое озеро, образованное рядом.

Обеспокоенный возможностью проникновения на полуостров  недобросовестных сельхозпроизводителей, выступая на встрече с  заместителем министра сельского хозяйства Крыма Алиме Зарединовой, Рустем-ага обратил внимание представителей ведомства на то, что Крым издревле славился своими овощеводами и садоводами. И при определенной поддержке коренного населения все крымчане будут обеспечены экологически чистыми овощами и фруктами. Параллельно это решило бы проблему безработицы в сельских районах, убеждал он.

Рустем Эмиров окончил восьмилетку в ангренской школе, горно-геологичес­кий техникум, Ташкентский планово-экономичес­кий  институт. В юности включился в национальное движение. В 1987 году принимал участие в демонстрации крымских татар  на Красной площади в Москве.

Он прожил жизнь истинного патриота, который не кичится своими заслугами, не лезет на трибуны и экраны телевидения, страницы газет и в радиоэфиры, чтобы заявить о себе или вершить революции. Если он видел проблему, то писал и говорил о ней, предлагал пути решения, которые, на его взгляд, могли изменить ситуацию к лучшему.

Пустословие и позерство не его конек. Он был интересным собеседником, с которым можно было поговорить и о Чобан-заде и об Анне Ахматовой, о молодежных течениях  и судьбах почитаемых в народе ветеранов. Он не был велеречив и краснословен, но обладал объемным багажом знаний и мыслей, которые с легкостью излагал на бумаге грамотно, правда, неразборчивым почерком. Казалось, рука не всегда поспевала за стремительным ходом мыслей. Принеся очередную рукопись для публикации в газете, он, улыбаясь, протягивал мне со словами: «Ты разберешься!» Прочитав при нем текст, внеся некоторые правки и уточнения, чтобы у наборщицы не было сложностей, он оставался доволен, что это не вызвало у меня особых сложностей (пригодились восемь лет учительствования в школе, где приходилось разбирать не такие «письмена»).

О Рустеме Эмирове говорят его дела. Стоит памятник Номану Челебиджихану, работает созданная им организация «Алтын бешик», и по десяткам интересных и актуальнейших его статей в печати можно анализировать  события, мысли и взгляды современного общества. Приведу лишь небольшую подборку  цитат Рустема Эмирова из его публикаций и выступлений в ходе обсуждения на страницах газеты различных тем.

 

Рустем ЭМИРОВ:

«Может, целесообразнее уйти от гигантомании, а высвободившиеся средства направить на поддержку и развитие подлинной культуры и образования крымскотатарского народа, восстановление исторической топонимики Крыма».

«Крымские татары стали забывать, что возрождение народа возможно только с возрождением его духовной культуры, а периодическая печать занимает одно из важнейших мест в культуре цивилизованных народов».

«Но только сократив на 10% непомерные расходы и излишества, на сэкономленные таким образом 30 миллионов рублей народ смог бы решить практичес­ки все свои культурные пот­ребности: развить средства массовой информации, издать не увидевшие свет бесценные историчес­кие труды, поддержать молодых ученых, деятелей искусства, спортсменов и т. д. В результате, мы буквально через несколько лет имели бы народ, который в интеллектуальном, духовном плане не уступал бы самым современным и просвещенным народам».

«А ведь великий Номан Челебиджихан не мог бы смотреть без слез на свой народ сегодняшнего дня. Уныние и апатия. У народа, потерявшего нравственные силы, не может быть будущего».

«Сравнивая политическое, литературное наследие Номана Челебиджихана с другими деятелями, его современниками — А.Керенским, бароном Врангелем, адмиралом Колчаком, видно, насколько он был выше их по пониманию ситуации, решению кардинальных вопросов жизни народа».

«Что касается конкретных событий декабря 1917 — января 1918 гг., удивляет позиция членов нацио­нального правительства, которые вдруг преисполнились какой-то мудростью пескаря, склонившись к мысли, что надо затаиться и ждать. Они принялись саботировать приказы главы правительства, который своим политическим чутьем, прозорливостью, да и отвагой на голову превосходил их. Вспоминаются слова выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева: «Не власть виновата, виновата непокорность!».

«В любом обществе должен существовать оптимальный баланс между религиозным и светским образованием. При перекосе в какую-нибудь сторону общество развивается ­ущербно, деформируется. Поэтому Номан Челеби­джихан, видя вековую отсталость, невежество основной массы населения, все силы правительства бросил на развитие народного образования, создание ремесленных образовательных и культурных учреждений. Он прекрасно понимал, что только просвещение народа, развитие его культуры позволит преодолеть отставание крымских татар от других передовых наций».

«Если перевести взгляд от событий столетней давности на день сегодняшний, то есть опасность, что отмеченные перекосы в образовании и развитии народа и в дальнейшем будут удерживать значительную часть нашей молодежи на уровне мелкой торговли самсой и лепешками. Причем многие из них считают это высшим пилотажем, потолком своего социального статуса».

«Современное общество может поступательно развиваться не столько от воли высшего руководителя, сколько от гражданской активности населения этого государства.  А из чего складывается эта гражданская активность? Это вся сумма инициатив отдельных личностей, общественных объединений, составляющих гражданское общество. Иными словами, народные инициативы – это топливо, без которого не может двигаться, набрать скорость и позволить взлететь в нужном направлении государственная машина. Если этого топлива недостаточно или оно плохого качества, то такая машина не сумеет взлететь или, взлетев без топлива, неминуемо потерпит катастрофу.

Мало того, общество без широкой народной инициативы скорее напоминает безжизненный, затянутый тиной водоем. И наоборот, общество, где открыты возможности для самых широких инициатив, я бы сравнил с широкой бурной рекой, для которой нет преград на пути к своей цели».

 

Люди рождаются, живут, умирают… Каждый избирает свой путь. Кто-то цветет и дарит плоды, укрывает от зноя своей кроной, дает приют для птиц в своих ветвях. Кто-то питает это дерево живительной влагой, фонтанируя инициативами и идеями. И все это во благо народа, родного Крыма. А кто-то, как придорожная трава, или, еще хуже, сорняк, который мешает пробиться полезным народу росткам, подавляя их. Пять лет как нет среди нас Рустема Эмирова, но живы его дела и мысли. Это память в общекрымском масштабе. А в масштабе моей семьи есть еще памятная вещь – панно с чеканной работой крымского художника. Это Мавзолей Джанике-Ханым, дочери хана Тохтамыша, XV века в миниатюре из серии «Архитектурные памятники Крыма» – подарок Рустема-ага к моему дню рождения.

Светлая память о Рустеме Эмирове — в его делах и сердцах благодарных потомков.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог