Курс валют USD 0 EUR 0

Оба конца одной цепи

Комментариев: 0
Просмотров: 31

17 ноября — Международный день студентов

 

«Прошлое, — думал он, — связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

(Из рассказа А.Чехова «Студент»)

Этот день был учрежден в 1941 году в Лондоне на международной встрече студентов стран, боровшихся против фашизма. Дата установлена в память о погибших чешских студентах-патриотах и с 1946 года стала отмечаться ежегодно 17 ноября. Сегодня этот день приобрел иной эмоциональный окрас, но трагические события­, связанные с этой датой, не стоит забывать. И размышления чеховского студента, мне кажется, как нельзя лучше обосновывают философский подход к непрерывной цепи исторических событий.

В годы Второй мировой войны в оккупированной нацистами Чехословакии пражские студенты и их преподаватели вышли на демонстрацию, чтобы отметить годовщину образования Чехословацкого государства (28 октября 1918 года). Во время жестокого разгона демонстрантов был застрелен студент медицинского факультета Ян Оплетал. Его похороны 15 ноября 1939 года снова переросли в акцию протеста. 17 ноября более 1200 студентов были арестованы гестаповцами и заключены в концлагерь в Заксенхаузен. Девятерых студентов и активистов студенческого движения казнили без суда в застенках тюрьмы. По приказу Гитлера все чешские высшие учебные заведения были закрыты до конца войны. Такова предыстория учреждения этого дня.

Студенческая жизнь сегодня, конечно, видится иной: где-то романтичной, где-то бесшабашной. Многие вспоминают свое студенчество как беззаботную, веселую пору, преисполненную грандиозных планов и масштабных проектов. У кого-то этим планам суждено было реализоваться, а у кого-то они так и остались юношес­кой мечтой. В разные периоды журналистской деятельности мне довелось готовить статьи и интервью с интересными личностями, студенческая жизнь которых была наполнена не только созидательным учебным процессом, но и общественно-политическим.

К примеру, Музаир-­ага Решитов в годы студенчества в Ташкентском политехническом институте сблизился с Нариманом Хайрединовым, Исметом Реджеповым, Шевкетом Асановым, Вильданом Шемьи-заде, и влился в национальное движение крымских татар. Сегодня ему 84 года, и он по-прежнему инициирует ряд полезных для общества дел: присвоение улицам имен крымскотатарских деятелей, благоустройство мест компактного проживания крымских татар.

В местах депортации­, на примере своих отцов и матерей с юности впитав дух национальной борьбы, подрастающее поколение крымских татар старалось тоже как-то проявить себя в отстаивании интересов народа. Участники национального движения: Нариман Джемилев, Решат ­Аблаев, Эмир Меджитов, в студенчестве втайне от взрослых задумали провести свою молодежную акцию протеста в Москве во время Олимпиады-80.

— Нам было еще далеко до опыта ведения борьбы и выдержки наших отцов, — делился в своем интервью несколько лет назад Нариман Джемилев. – Это был 1979 год, начался очередной процесс над отцом (Решатом Джемилевым – Г.Ч.). Нас на заседание не пустили, но нам удалось прорваться сквозь охрану, суд был отложен на неопределенное время. А на следующий день, несмотря на отсрочку от армии ввиду учебы в техникуме, меня срочно доставили в военкомат, и за два дня в сопровождении капитана милиции я прошел медкомиссию, и меня привезли на призывной пункт, где одного парня отправили домой, а вместо него включили в списки меня. Уже с поезда в пути меня сняли, и все дни, пока шла Олимпиада, я провел на гауптвахте. Так мы поняли, что все свои действия нужно координировать взвешенно и ответственно. Еще в студенческие годы спецслужбы пытались из моих сокурсников сделать своих осведомителей. Их вызывали прямо с пар и предлагали интересоваться моими взглядами, настроениями и периодически информировать их. Когда меня задержали за изготовление фотолистовок и расклеивание их ночью перед 18 мая по всему городу, и даже на воротах Комитета госбезопасности, почерковедческая экспертиза подтвердила, что это мой почерк (для этого им пришлось изъять мои курсовые из техникума и сличить надписи, сделанные мной на листе бумаги, а потом размноженные с помощью фотокопий), отец предъявил органам фотографию, тайком снятую моими товарищами и подтверждающую слежку, давление и сбор информации в отношении его сына-студента. Тогда полковник спецслужб заявил, что двоих из одной семьи сажать в тюрьму не будут, достаточно одного отца.

Еще один мой респондент, ныне уважаемый врач-стоматолог Энвер Аблаев, в студенческие годы вместе с молодежным крылом национального движения выезжал в 1966 году в Москву для участия в акциях, направленных на решение вопроса возвращения крымских татар на родину.

Ну а чем примечательно современное студенчество? Как проходит их золотая пора? Что интересует? Чему посвящают свободное от учебы время? — с этими вопросами обратилась к молодежи ряда крымских вузов.

Алим К. – Учеба, если честно, напрягает немного. Мне кажется, много ненужных предметов и информации. Хожу на пары по возможности, а в общественной работе не особо участвую… Стараюсь в свободное время подрабатывать официантом. Деньги, как говорится, никогда лишними не бывают.

Зера М. – Я староста в группе, поэтому в гуще институтских дел. Привлекаю своих одногруппников к участию в разных мероприятиях: круглые столы, конференции, тематические встречи. Это плодотворно сказывается и на учебном процессе.

Эмир А. – Стараемся ежегодно организовывать памятные мероприятия, привлекая внимание не только крымской, но и мировой общественности к трагедии коренных народов, изгнанных с родной земли. Распространяем всем желающим буклеты-памятки с информацией и фактами о преступной насильственной депортации крымскотатарского народа и черно-голубые ленточки. В фойе здания организовывали инсталляцию, посвященную этой трагической дате. Разбитая черепица символизирует уничтоженную вследствие депортации архитектуру, обгоревшие страницы книги – уничтоженную литературу, культуру, осколки посуды, утвари – это свидетельство разоренных очагов. Черные узелки напоминают о том ничтожном скарбе, который мог взять с собой за 15 минут в страшный путь изгнанник. Железнодорожные рельсы – это дорога, уносящая не только на чужбину, но уносящая и жизни невинных людей, чьими телами был устлан путь.

Тимур Х. — Я участвую в спортивных состязаниях в универе. Выступаю в городских и республиканских соревнованиях и турнирах, посвященных памяти Амет-Хана Султана. Это мне нравится.

Алиме В. – Поскольку я давно занимаюсь в школе танцев и имею хорошую дикцию, то все вузовские концерты и конкурсы чтецов, посвященные юбилейным датам известных крымскотатарских деятелей, для меня прекрасная возможность проявить себя и свою национальную идентичность.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог