Курс валют USD 0 EUR 0

Образование крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 1 520

 

Согласно легенде, в 1871 году, после триумфального завершения Франко-прусской войны, главным итогом которой стало объединение немцев в рамках единого германского государства, канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк произнес знаменитую фразу о том, что свою победу в войне страна одержала благодаря прусскому школьному учителю.

 

Война, которую выиграл учитель

На самом же деле автором афоризма был профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель, который за пять лет до этого, в 1866 году, писал по поводу победы Пруссии в войне с Австрийской империей: «Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Немецкая школа, ориентированная на подготовку больших масс людей к получению высшего образования, действительно была чуть ли не самой лучшей в мире, и после сокрушительной победы над Францией очень многие страны стали внедрять у себя германскую гимназическую систему. В их числе были Англия, Россия, Япония. Модель прусской гимназии позднее легла в основу советской образовательной системы.

Японские образовательные стандарты, которые копировали прусскую гимназию, во многом оказали влияние на развитие школы в Корее, которая в начале ХХ века была превращена в колонию Страны восходящего солнца. Вместе с тем японские колонизаторы высшее образование в Корее стремились не развивать. Однако после обретения независимости в результате Второй мировой войны руководство Южной Кореи уделяло большое внимание развитию в своей стране науки и образования. Результаты этой политики сегодня налицо —  Корейская республика является одним из самых развитых и богатых государств мира. Для корейского общества характерен настоящий культ образования, порядка 70% выпускников корейских средних школ поступают в вузы.

 

Прозябание Крыма…

В то время как в 70-е годы ХIХ века на мировой арене восходила звезда Германии, положение мусульманских стран и народов было весьма критическим. Преимущество мусульманского мира, который в первые века существенно опережал по своему развитию европейские страны, осталось в далеком прошлом. Промышленная революция вывела западные страны далеко вперед, как в военной, так и в экономической сфере, закономерным итогом чего стало превращение ряда восточных государств в колонии и полуколонии европейских держав.

Современник тех событий великий просветитель Исмаил Гаспринский в своей работе «Русское мусульманство», написанной в 1881 году, так характеризовал состояние, в котором пребывали мусульманские народы Российской империи: «Общественная и умственная изолированность мусульман, глубочайшее невежество, мертвая неподвижность во всех сферах их деятельности, постепенное обеднение населения и края и по окраинам, гибельная эмиграция!».

«Русское мусульманство прозябает в тесной, душной сфере своих старых понятий и предрассудков, как бы оторванное от всего остального человечества, и не имеет иной заботы, кроме заботы о ежедневном куске хлеба, иного идеала, кроме указаний желудка…

Только полуразрушенные, развалившиеся памятники старины с их надписями, кое-какие засаленные, запыленные книги свидетельствуют, что когда-то и татары могли писать и говорить красиво, умели задумываться над вещами, требующими мысли, понимали красоты Гафиза, человечность Шейх-Саади и смелый полет мысли Ибн-Сины и других арабских и персидских писателей и философов», — писал великий просветитель, призывая образованную мусульманскую молодежь серьезно взяться за дело народного образования.

И. Гаспринский и его единомышленники приложили немало усилий для развития образования среди крымских татар. Но, несмотря на это, к началу ХХ века ситуация в Крыму оставалась весьма сложной. Доля грамотных среди крымских татар, по официальным данным, составляла 20,23%. К 1917 году, как писал профессор Рефик Музафаров, в Крыму насчитывалось 360 мектебов, в которых обучалось 11 тысяч детей.

 

Эпоха КАССР

После революции и гражданской войны, с образованием Крымской АССР, со стороны государства стали предприниматься значительные усилия для развития крымскотатарского образования. Этот процесс начинался в сложных условиях. Известный исследователь культуры крымских татар Д.Урсу обращал внимание на тот факт, что к концу 1926 года «из всего крымского учительства высшее образование имело 340 русских и только 15 татар».

Тем не менее постепенно наметилось существенное улучшение положения по сравнению с дореволюционными временами. В 1936 году на полуострове насчитывалось 386 крымскотатарских национальных школ. Шла активная борьба с неграмотностью. Тысячи крымских татар за годы существования республики смогли получить высшее и среднее специальное образование на родном языке. По данным Р. Музафарова, на 15 сентября 1935 года в вузах Крымской АССР обучалось 3007 человек, из них 827 крымских татар (27,5% всех студентов); в техникумах — 5367, в том числе 1089 крымских татар (20,29%); на рабфаках — 3175, из них 427 крымских татар (13,45%).

 

После депортации

Депортация привела к уничтожению всех довоенных позитивных начинаний. Была ликвидирована крымскотатарская школа и высшее образование на крымскотатарском языке. Весь народ оказался  в черезвычайно тяжелых условиях. Реалии Средней Азии существенно изменили жизнь народа.

«Лишенным политических прав переселенцам не было оставлено иной возможности личного социально-политического самоутверждения и социально-экономической вертикальной мобильности, кроме совершенствования в области технических специальностей и производственного профессионального роста. Индивидуальное самоутверждение и профессиональный рост были как никогда и нигде почти напрямую связаны с необходимостью получения образования, прежде всего общего среднего – предпосылки среднего технического. Первое поколение депортантов, выросшее в Центральной Азии, в отличие от родителей заканчивало уже не только начальную, но обязательно среднюю школу, затем получало техническую подготовку, а впоследствии ориентировало своих детей (второе поколение переселенцев) на получение высшего специального образования», — писал в одной из своих работ покойный ученый Э.Кульпин-Губайдуллин.

Таким образом, в жизни народа происходили существенные перемены, повышался его общий образовательный уровень. По оценкам начала 1990-х годов, около 20% крымских татар, занятых в народном хозяйстве, имели высшее образование.

По результатам украинской переписи населения 2001 года 10% крымскотатарского населения в возрасте от 10 лет и выше имели высшее образование (см. табл 1).

 

Табл.1. Крымские татары, 2001 год (Украина от 10 лет и выше)

табл1

Перепись 2014 года

Проведенная осенью 2014 года новая перепись населения полуострова дала новые сведения об образовательном уровне жителей Крыма. Она проводилась по несколько иной методологии, нежели украинская. Если в 2001 году сведения об образовании публиковались для населения старше 10 лет, то результаты 2014 года касаются жителей в возрасте от 15 лет и старше.

В целом по результатам переписи, 26,7% населения Крыма имело высшее образование. Еще 0,45% крымчан были выделены в отдельную графу — «имеющие послевузовское образование (аспирантура, ординатура)». Среднее профессиональное образование (техникумы) имеет 30% жителей полуострова, выпускниками ПТУ являются 6,3%. По окончании средней школы (10 классов) нигде больше не училось 19,65% крымчан, девятиклассным образованием ограничились 7,7%, а начальным — 3,1%.

В таблице (см. табл 2) мы приводим данные в % по всему населению Крыма и четырем основным национальностям (при этом нужно понимать, что подавляющее большинство татар относится к крымским татарам).

 

Табл.2. 2014 г. Население Крыма (включая г. Севастополь) старше 15 лет по уровню образования

табл2

Кроме того, представляем данные о проценте лиц с высшим образованием среди всего населения и четырех основных народов в возрастных группах (см. табл 3).

Табл.3. Доля лиц с высшим образованием по возрастам

табл3

Если внимательно рассмотреть эти данные, то нетрудно заметить, что высшее образование наиболее распространено среди молодежи. Своего максимума этот показатель достигает в возрастных группах 25-29 лет и 30-34 лет. В возрасте 20-24 лет он несколько ниже. Но это закономерно, поскольку в этой категории еще не все студенты могли успеть окончить вуз. После 34 лет, с увеличением возраста, наблюдается постепенное снижение доли лиц с высшим образованием.

Это иллюстрирует то, как с течением времени росла доступность высшего образования. С другой стороны, распространение высшего образование среди молодежи не должно чрезмерно обольщать, поскольку это отчасти последствие 1990-х и 2000-х годов, когда появилось множество небольших и малоизвестных университетов, что, к сожалению, существенно девальвировало ценность вузовского диплома.

Говоря о национальных особенностях, нельзя не констатировать, что доля лиц с высшим образованием среди крымских татар, а также татар ниже, чем у славянского населения. В целом это заставляет задуматься, насколько эффективно используют крымские татары свой демографический потенциал. В целом крымским татарам есть куда расти.

При этом если у славян снижение доли лиц с высшим образованием идет от более младших возрастов к старшим, то у крымских татар процент сначала снижается от максимума в категории 25-29 лет (36,7%), а затем у лиц от 40 до 59 лет колеблется на уровне 16-17%. Затем видны первые послевоенные поколения. Уровень образования среди родившихся в 1945-1954 годах несколько выше, чем среди тех, кто рождался в последующие 25 лет. В то же время нельзя не обратить внимания на то, что у тех, кто был записан при переписи татарами, доля лиц с высшим образованием ниже, чем у крымских татар.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог