Курс валют USD 0 EUR 0

Мустафа Муратов: Образование — это не просто диплом. Это возможность для человека что-то сделать в будущем…

Комментариев: 0
Просмотров: 1 082

 

Кто-то из выдающихся мыслителей-математиков сказал о любимой науке: «Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка».

В преддверии объявленного газетой «Голос Крыма new» Года интеллекта мы обратились с некоторыми вопросами относительно интеллектуальных реалий в крымскотатарской среде к доктору физико-математических наук, профессору, заместителю заведующего кафедры математического анализа КФУ имени В. Вернадского  Мустафе Абдурешитовичу МУРАТОВУ.

Мустафа Муратов

Как и следовало ожидать, наша беседа выбилась за рамки заранее заготовленных мною вопросов, и получилась на редкость интересной:

 

— Что для вас значит математика?

— Фактически математика — это моя жизнь, занимаюсь математикой с 1966 года. В юности мне пришлось выбирать между музыкой и математикой, в свое время даже хотел поступать в консерваторию по классу фортепиано.  Была такая детская мечта…

 

— Математика победила…

— Вы знаете, иногда трудно сказать, почему выбор пал именно на математику… Она стала нравиться больше. Хотя музыка мне продолжает нравиться. Я думаю, что занятия математикой более подходят к моему характеру. Все же для музыканта — руки, пальцы беречь нужно всегда. А я занялся скалолазанием, альпинизмом и уже руки были не для фортепиано…

 

— По вашим наблюдениям, насколько высока была популярность математических специальностей в среде крымских татар — тогда, в годы депортации, и теперь — после возвращения народа в Крым?

— Я могу сравнивать с Ташкентским госуниверситетом, где я  учился и проработал 18 лет. Там среди студентов в 1970-1990-е годы процент крымских татар на математическом факультете был небольшой. Больше их было в педагогическом институте.

Здесь, в Крыму, — иная ситуация. У меня на каждом курсе постоянно много студентов-крымских татар. Среди них много способных, талантливых. Отмечу, например, Эльдара Алядинова,   Эльзару Абселямову,  Эмине  Ашурову,  Азизе Белялову … Как видите, среди них много девушек… Кто-то занимается программированием, кто-то преподает в школе. Некоторые продолжают серьезно заниматься математикой.  Например, Эмине  Ашурова сейчас в аспирантуре в Институте математики НАНУ.

 

— С чем, по-вашему, связано повышение интереса к  математическим специальностям?

— Давайте посмотрим на школу, на учительский состав. Какие учителя считаются ведущими в учебном процессе? Раньше я думал — филологи. Сейчас у меня представление немножко изменилось. Это те учителя, которые имеют отношение к физике, математике, информатике.

Кроме того — есть еще практический момент: у меня были студенты, которые, решая задачи по программированию, зарабатывали иногда в течение месяца гораздо больше профессора.

 

— Так вы считаете, вернувшись в Крым,  крымскотатарские дети попали к более сильным преподавателям, чем в Средней Азии?

— Не в этом дело. Просто больше свободы у людей стало. Кроме того, раньше крымские татары были рассредоточены по всему Узбекистану, дети — по многим вузам. А сейчас — они сконцентрированы в Крыму, в Симферополе.  В крымскотатарских семьях считают естественным, когда их ребенок учится в вузе.

 

— В Азии люди тоже старались отдать детей учиться в вузы…

— Да, но не все талантливые дети туда попадали…

Образование — это не просто диплом. Это возможность что-то сделать в будущем. В конце концов — дать возможность собственным детям развиваться. Ведь крымские татары в депортации, в Узбекистане, сами были лишены этого, часть из них занималась сельским хозяйством, имела рабочие профессии… Хотя была прослойка высокообразованных, блестящих специалистов. Например, доцент Ташкентского пединститута Максуд Меджитов и его сыновья – Артур и Руслан. Они живут сейчас в США…Артур —— кандидат физико-математических наук, работает в банковской системе. Руслан – иммунобиолог, академик Национальной академии наук США, профессор Йельского университета, почетный профессор МГУ.

В свое время на меня большое впечатление произвела семья моего дяди Джафара Омаровича Сейфуллы. Жили они  в Москве. Дядя многие годы, до самой смерти, работал в Московском энергетическом институте.  Его жена Хайрие  Измайловна, доктор медицинских наук, преподавала во 2-м медицинском институте. Их сын  Рушен Джафарович Сейфулла — доктор медицинских наук, профессор, второй сын Имран — кандидат технических наук, дочь Диляра – сама с высшим образованием, воспитала сына-дипломата, ее муж — преподаватель Московской консерватории по классу скрипки. Такая вот семья … Когда мы с отцом к ним ездили, тетя Хайрие всегда говорила мне: «Мустафа, занимайся наукой!».  Во время учебы в аспирантуре (в МГУ) я иногда жил у них.  Общение с этой семьей  тоже сыграло свою роль в моей жизни.

 

— В каких сферах востребованы специалисты-математики, ваши выпускники?

— Это, конечно,  школа, институт, университет. Много моих учеников-крымских татар, успешно работающих в школах, готовящих детей к математическим олимпиадам.

Крымские татары представлены и в нашем вузе. Отмечу, например, доцентов нашего факультета – Айдера Сератовича  Анафиева  и  Эльзару Энверовну Решетову.

 

— Как менялся процент образованности крымских татар за прошедшие годы?

— Я знал много крымских татар с научными степенями в Узбекистане… К большому сожалению, не все из них устроились соответственно их образованию по возвращении на Родину, в Крым. Часть из них при переезде не смогла найти  работу по специальности… Часть ушла из науки.

В цифрах это просчитать невозможно. Когда очень хороший специалист уходит из науки, это больше, чем уходит сотня специалистов не очень высокого уровня… В численном выражении это оценивать неправильно.

 

— Как воспитывать в детях интерес к математическим наукам?

— Помните лицей в Танковом? Там училось много талантливых ребят. Часть из них поступала к нам.  Им прививали интерес к различным наукам.

Несколько лет я был председателем жюри республиканского тура математической олимпиады, и наблюдал, что много хороших ребят-крымских татар из года в год принимают участие в этих олимпиадах. Они не всегда выходят победителями, но это тоже не главное. Главное — чтобы интерес к математике у детей был. И он есть. То есть математикой дети занимаются.

 

— Математика — наука абстрактная…

— Вы знаете, абстрактной она была раньше. А сейчас математика напрямую связана с популярнейшей отраслью науки — информатикой. Трудно быть хорошим программистом, не зная математики… Во-первых, нужно знать математику, чтобы писать хорошие программы, во-вторых — физику, чтобы знать устройство компьютера…

Мы с моей супругой ведем математические семинары на факультете. На этих семинарах достаточно большой  процент крымских татар. Например, из наших дипломников, магистрантов 6 курса крымских татар  —  четверо из пяти. Это отнюдь не потому, что я поблажки делаю. Как раз наоборот — я вообще считаю, что студентам-крымским татарам поблажек делать нельзя — зачем нам слабые специалисты? Как раз наоборот — я могу поблажку сделать кому-то другому. А студента-крымского татарина я буду заставлять работать так, чтобы он сам почувствовал, что нужно делать, чтобы стать хорошим специалистом.

 

— В чем вам помогла математика?

— Хотя бы в том, что все мои близкие друзья – математики.  Сейчас они разбросаны по всему миру.  Мы постоянно ведем совместную работу. Тут нам помогают интернет и скайп. С Владимиром Ивановичем Чилиным, профессором из Ташкента, — у нас совместная монография издана. С профессором Бенционом Абрамовичем Рубштейном из Израиля — уже второй учебник. Два учебника изданы в соавторстве с моими друзьями из Киева — академиком Юрием Стефановичем Самойленко и профессором Василием Львовичем Островским. Конечно, есть у меня друзья и в США, Австралии и других странах.. Много друзей…

 

— Ваш основной педагогический принцип?

— Справедливость. Я всегда студентам говорю, что не люблю «любимчиков». Я с уважением отношусь к отличникам. Но иной раз мне импонирует человек, который слабо знает мой предмет, но как человек  — хороший. Ну если не нравится ему мой предмет, что делать?

Были студенты, которые блестяще учились и сдавали, но мне были неприятны чисто по-человечески. Бывает, характер у человека плохой…

 

— Но преподавателя же характер студента, по большому счету, мало касается…

— Если преподаватель просто пришел, прочитал лекцию и ушел — это неправильная позиция. Я работаю в вузах больше сорока лет. По крайней мере то, что считаешь правильным в жизни, стараешься вкладывать в студента…

Мне нравится преподавательская деятельность, это моя жизнь. Я часто сталкиваюсь со школьниками на олимпиадах, являюсь членом апелляционной комиссии…

Пытаюсь бороться за справедливость на олимпиадах… Что-то получается…

 

— Ваше жизненное кредо?

— О педагогике я уже сказал — справедливость. А в науке каждый хочет доказать что-то свое, получить красивый результат, которым можно гордиться, чтобы он был кому-то интересен и полезен.

Например, года два назад я получил письмо из Польши —  математик из Кракова Костецкий просил прислать мою раннюю  научную работу. Завязалась переписка. Мы обмениваемся результатами.

Мне приятно, что на результаты моих работ ссылаются, приятно, что люди двигаются вперед.

 

— Курьезные случаи бывают на лекциях?

— Я серьезно занимался скалолазанием, альпинизмом, у меня была очень сильная рука. Иногда в виде шутки я предлагал студенту: если он «положит» мою руку — получит пятерку! Это касалось тех, кто действительно знал на «пять».

Часть студентов стеснялись, тех, кто рискнул — побеждал я.

Это было, конечно, шуткой — я знал, что студент на «пятерку» не тянет.

Но однажды на экономическом факультете, где я читал курс высшей математики, выходит  молодой  человек, как оказалось — каратист, и мою руку «кладет». Я тогда посмеялся, и поставил ему «пять». Но это было в последний раз, когда я предлагал студентам такой вариант сдачи экзамена (смеется).

Недавно студенты вспомнили, не знаю, откуда, этот эпизод: один студент подходит ко мне и говорит: «Я отожмусь от пола сто раз. Поставите мне «пять»? Я засмеялся и отказал.

Спорт я люблю до сих пор, часто хожу в горы.. Правда, уже в виде прогулки….

 

— Ваши пожелания крымскотатарскому народу.

— Я пожелал бы соотечественникам в первую очередь мира и взаимопонимания.

Пожелал бы, чтобы крымские татары внушали своим детям, что только образованная нация способна развиваться и побеждать в мире конкуренции.

Если речь идет о крымскотатарской школе — хотелось бы, чтобы все предметы в этой школе вели хорошие, толковые специалисты.

 

— На крымскотатарском языке?

—  Что касается гуманитарных предметов, наверное, — да.  Однако математику и физику, наверное, — нет.

В свое время проректор университета по методической работе  предложил мне читать математический анализ на крымскотатарском языке – на физическом факультете училось много студентов-крымских татар. Но я сказал, что категорически против, так как знаю язык не настолько досконально, чтобы читать предмет на крымскотатарском языке. Да и не знаю таких специалистов… То есть такая идея когда-то была…

Еще мне бы хотелось, чтобы наши дети не уезжали, а учились бы в Крыму, и в Крыму бы, затем, работали.

 

Математика — ключ ко многим наукам и специальностям.

Пусть в Новом 2016 году для крымских татар с легкостью откроются двери в мир высокой науки!

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог