Руслан ЭМИНОВ, Севастополь
Проблемы нашего народа не иссякают. Снова «Эмиграция и реэмиграция крымских татар – актуальная проблема современности» («ГК», №2 2016), и в тему «Какое место займет мой народ в новых реалиях», все это напомнило мне одну из наших встреч с Мустафой Вейисовичем Селимовым.
В 1971 году мы с Сулейманом Гафаровичем Вели (страстный, неутомимый активист старшего поколения) пришли к Селимову согласовать очередное «Обращение» к властям от крымских татар. На всю жизнь запечатлелась эта встреча из многих остальных. Тогда я узнал о содержании работы Амета Озенбашлы «Трагедия Крыма» и роли наших беев и духовенства в этой трагедии.
И главное, что нам старался объяснить Мустафа Вейисович, в адресованных властям обращениях основной акцент необходимо делать на информирование не столько власти, которая хорошо осведомлена о наших проблемах, а на обучение истории, воспитанию патриотизма нашего народа. А адресат должен являться только поводом для работы среди народа по сбору подписей.
Селимов напомнил, что в исторической ретроспективе были многочисленные переселения народов, насильственные и вынужденные, и ни один народ не вернулся обратно. Я пытался возразить, приведя в пример вернувшихся чеченцев, ингушей, калмыков, на что Селимов возразил, раскрыл нашу неосведомленность. Репрессированные народы в период ВОВ были возвращены организованно, на две семьи давали один вагон. На местах были программы по расселению, обеспечению жильем и работой, этим занимались партийные и государственные органы. Были многочисленные Постановления и Решения, как местных республиканских, так и Союзных органов. (В настоящее время все эти документы опубликованы.) «Основным в работе активистов движения должно быть поддержание национального духа, единства нашего народа, уверенности в неминуемом решении партии о необходимости восстановления «ленинских принципов» в национальной политике. В свою очередь, основным обвинением в адрес инициативников «автономистов» являлось то, что «они будоражат крымских татар, побуждая к переезду в Крым».
Все мы свидетели противодействия в возращении на Родину.
«Будоражить народ», не дать ему «укорениться», постоянные поездки по регионам проживания наших соотечественников, попытки создать новые ячейки «инициативников», после выезда за пределы Узбекистана после 1968 года основной массы активистов, — стало основной целью нашей небольшой группы активистов Ташкента.
По официальным данным, в Узбекистане по состоянию на 1 января 1946 года значится: 34947 семей, что составляет 120129 человек, из них 21332 мужчин, 42071 женщин и 56726 детей до 16 лет.
Через 20 лет к изданию Указа от 5.09.1967 г. по Справке ЦК КП Уз в аппарат ЦК КПСС в Узбекистане было уже 240 тысяч (2847 депутатов), что указывает на прирост в два раза, в то время как за 20 лет на родине при ежегодном возвращении нескольких тысяч общая численность осталась на уровне 2000 года. Если через 20 лет высланные на чужбину, потерявшие чуть ли не половину своей численности, абсолютно все крымские татары были обеспечены жильем индивидуальным или государственным, то через 20 лет на родине все еще продолжают обустраиваться.
comments powered by HyperComments