ДЖИХАНГИР
Нет ничего вечного в мире. В обществе изменения происходят, или медленным, эволюционным путем, или быстрым — революционным. Процессы, протекающие сегодня в среде крымских татар, достойны внимания и осмысления, а при необходимости корректировки со стороны сил, работающих сегодня в крымском правовом пространстве.
Совсем еще недавно основные силы влияния в крымскотатарском обществе структурировались следующим образом: политические институты, общественные организации, религиозные общины.
Рассматривая сферу политики, заметим, что крымским татарам за весь постсоветский период не удалось создать и официально зарегистрировать свою политическую партию. Они провозглашались, как-то действовали, еще заявлялся статус политических организаций, но все они не имели государственной регистрации. Созданная и функционирующая с 1991 года система Курултай-Меджлис, до 2014 года не нашла в правовом поле законодательного закрепления. Все это значительно сужало возможности прямого политического влияния на происходящие процессы. Непосредственное отношение к политике имел также слой государственных чиновников из числа крымских татар, но какого-либо самостоятельного заметного влияния на общество они не оказывали, а были лишь тенью политических сил, обустроивших их в чиновничьих креслах.
За более 20-летний срок после массового возвращения в крымскотатарском обществе активно развился третий сектор или неправительственные общественные организации. Их количество резко возросло в связи с реализацией ряда международных программ и серьезными финансовыми вливаниями в их деятельность странами и фондами – донорами. Общественные организации, являясь объединениями граждан, оказывали прямое влияние на общественно-политическую жизнь крымских татар, являлись инструментом для самовыражения граждан, имеющих активную жизненную позицию, и нередко служили формой легализации чисто политических структур.
Еще одну серьезную общественно-политическую силу (я не оговорился) представляли религиозные структуры – мусульманские общины и их центры. Из года в год они наращивали силы, пополняя свои ряды в первую очередь за счет молодежи. Довольно либеральная политика позволила приходу и распространению в Крыму различных исламских течений, деятельность которых во многих странах мира была запрещена. Постсоветское опытное крымскотатарское поле засевалось доселе неведомыми семенами всевозможных идеологий противостоящих друг другу религиозных центров.
Несмотря на существование в автономии Духовного управления мусульман Крыма, объединявшего вокруг себя значительную часть мусульманских общин, также была легализована деятельность автономных мусульманских общин, действовавших нередко вразрез решениям ДУМКа.
Ведущей политической силой среди крымских татар являлась система Курултай-Меджлис, оказывающая значительное влияние на формирование кадровой политики государственных чиновников, распределение государственных средств и международной помощи, а также грантов. Под полным контролем этой системы находилась деятельность ДУМКа и муфтия, что позволяло использовать религиозный потенциал в своих политических целях.
События начала 2014 года изменили всю государственно-политическую, общественную и религиозную структуру крымского общества. Новое государство, в лице Российской Федерации, установило свои правила взаимоотношений, и общественно-политическая жизнь крымских татар претерпела значительные изменения.
Первоначально система Курултай-Меджлис находилась в постоянном диалоге с новой администрацией, и, несмотря на ряд базовых расхождений по статусу Крыма, находила точки соприкосновения для дальнейшей работы. Подтверждением тому является делегирование Курултаем своих представителей в органы власти Республики Крым. Но постепенно накапливаемые противоречия привели к полному разрыву отношений и конфронтации, а начало судебных заседаний по признанию Меджлиса экстремистской организацией рисует перспективу полного запрета деятельности этой структуры на территории России, а следовательно, и Крыма. Подобная ситуация уже происходила в Крыму 100 лет назад, когда деятельность органов национального самоуправления пресеклась политикой генерала Деникина, а затем Крымского Ревкома. Выходцы из этой системы широко привлекались к советскому строительству и олицетворяли собой уже новую власть.
Структура государственный власти на полуострове по своей форме претерпела значительные изменения. Установилась строгая вертикаль, безоговорочное подчинение нижестоящих вышестоящим. Крымские татары, состоящие на службе в органах государственной власти на разных уровнях, уже находятся в подчинении сугубо государства и в то же время их верхушка является членами самых крупных общероссийских партий, наделенных правом по результатам выборов формировать правительство и структуру власти.
Изменились условия для деятельности общественных организаций. В принципе сама деятельность, тем более профессиональная, без какого-либо финансирования практически невозможна. Согласно российскому законодательству, организациям, получающим финансирование извне, присваивается статус иностранных агентов, а там уже иные условия для работы. Отсутствие перспективы получения международных грантов, волокита и затраты, связанные с перерегистрацией, и другие факторы привели к значительному сокращению так называемого третьего сектора. Можно приводить множество плюсов и минусов в связи с этим, однако следует признать, что самовыражение населения через общественные организации означало поддержание его светскости.
На этом фоне наблюдается заметное усиление государственной религиозной политики и укрепление позиций Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополя, возглавляемого муфтием Эмирали Аблаевым. На протяжении прошлого года в своих публикациях мы пытались спрогнозировать ситуацию в религиозной деятельности, и многие выводы оказались жизнеспособными. Вот некоторые из них:
«Судя по действиям властей, укрепление религиозных институтов мусульман будет продолжаться при условии их полной лояльности, понимания и поддержки. Учитывая фактор расширения религиозной части населения, особенно молодежи, определившей для себя приоритетным руководствоваться канонами ислама, роль муфтия и ДУМКа уже в общественно-политической жизни будет возрастать».
«Практика показала, насколько опасно крымскотатарскому меньшинству, проживающему в окружении славяно-христианского большинства, отходить самим или позволять это кому-то от общечеловеческой идеологии и замыкаться на религиозном факторе».
«В новейшее время эпоха теократических государств окончательно уступила место светскости. Давно уже религия отделена от государства и папа римский не смещает европейских правителей. Но это совсем не означает, что религиозная политика не подчинена интересам государства и правящей элиты. Аналогичные процессы будут происходить и в Крыму. Чем сплоченнее умма, тем легче управляема. Вот вам и обратная сторона медали лозунга: «Къайда бирлик — анда тирлик». На этом фоне не исключено, что в крымскотатарской среде получит свое дальнейшее распространение практика воплощения в одном лице политико-религиозных деятелей».
Судя по итогам общественно-политической и религиозной жизни, мероприятиям по их оптимизации, получили значительное усиление религиозные институты в лице Духовного управления мусульман Крыма и г. Севастополя и подчиненные им мусульманские общины. Открыт широкий доступ к ним для молодежи, стремящейся к самовыражению. На этом фоне значительно сузились количество и роль общественных организаций, через которые также находили самовыражение широкие слои крымскотатарского населения, главным образом придерживающиеся светских взглядов. Нарушение здесь баланса ведет к самоизоляции в многонациональном и многоконфессиональном обществе. В связи с этим политической элите, от которой зависит проводимая государственная политика в Крыму, стоит серьезно задуматься о перспективах развития общественных организаций и гражданских институтов на полуострове.
comments powered by HyperComments