Известному в Крыму меценату Валерию (эзан ады Расим) Керимову 8 мая исполнилось 70 лет. Откликнувшись на нашу просьбу в преддверии этой знаменательной даты, Валерий Аблязович согласился поделиться своими некоторыми размышлениями и планами. Общение это вылилось в увлекательную беседу, перемежающуюся сведениями о прошлом, настоящем и будущем крымскотатарского народа, воспоминаниями определенного этапа национального движения и интересными фактами из жизни самого юбиляра. В рамках сегодняшней публикации мы постараемся осветить основные вехи деятельности Валерия Керимова – строителя-инженера по профессии, Созидателя по призванию.
Мой ежедневный вклад в копилку Созидания
Детство и юность Валеры, как, впрочем, каждого его крымскотатарского ровесника, прошли вдали от родной земли. Трое детей Керимовых — Валера, Рустем и Эльмира – выросли в ссылке, в узбекском городе Шахрисабзе.
— В школе дурака не валяли, хорошо учились, — вспоминает В. Керимов. – Все занимались спортом. Я играл в баскетбол за школу, участвовал в городских, областных и республиканских соревнованиях.
Дальнейшую учебу медалист Валерий Керимов продолжил в г.Казани – в авиационном институте, откуда, проучившись 4 года, переосмыслив свою будущую профессию, перевелся в инженерно-строительный. Вернувшись в Узбекистан в 1970 году с дипломом о высшем образовании, Валерий Аблязович за 15 лет трудовой деятельности прошел ступенями карьерной лестницы от монтажника спецработ на промышленных объектах южных регионов Узбекистана до управляющего трестом. Его карьера не была стремительной, скорее это признание профессиональных качеств дипломированного инженера.
— Ежедневным своим трудом, в должности монтажника, мастера, прораба, начальника и управляющего, я, на фоне оголтелой шовинистической пропаганды, доказывал, что крымские татары преуспевают в умении созидать, — рассказывает В. Керимов. – Во многих строительных организациях и трестах на руководящих должностях работали крымские татары, прекрасные специалисты и организаторы. Это и министр строительства Узбекистана Сервер Омеров, Азиз Керимов, Лентун Безазиев, Мусевер Аблязизов, Фикрет Дервишев и многие другие.
Каждый крымский татарин – строитель
— Особо не ошибусь, если скажу, что каждый крымский татарин – строитель. Кого не спроси — в ответ услышишь: построил свой дом в Средней Азии, строю (или уже построил) в родном Крыму.
Я тоже не исключение, а по количеству построенных собственных домов, возможно, буду в передовиках. Будучи школьником, на летних каникулах помогал отцу строить дом в Шахрисабзе – формовал кирпичи. В 1985 году, когда в Крыму наш народ еще не прописывали, решили с семьей перебраться в Анапу, куда ранее мой младший брат Рустем был направлен на работу. Здесь заново пришлось обживать новое место, строить дом. В Анапе мне было доверено руководство строительным управлением, которое занималось строительством курортов и санаториев.
В Краснодарском крае в эти годы сформировалось определенное ядро национального движения, поскольку крымским татарам путь на родину был перекрыт, многие останавливались здесь, все же поближе к Крыму. То было время очередного подъема национального движения, в котором активно участвовали мой отец и брат Рустем. Инициативная группа организовывала и проводила встречи и митинги. Отсюда ходоки направлялись в Москву.
В 1989 году, благодаря настойчивости нашего народа, форточка в родной Крым была для крымских татар, наконец, приоткрыта. Продав дом в Анапе, я два месяца безуспешно искал в Крыму жилье для семьи. Цены в Крыму были искусственно взвинчены, мне, на вырученные от продажи добротного дома в Анапе, удалось купить домик в 15 квадратных метров 1917 года постройки в селе Пионерском Симферопольского района. Часть вещей, не вместившуюся в дом, разместили во дворе, накрыв тентом, временно. Но, как оказалось, на долгих 5 лет, пока строил еще один дом, на участке, который позже удалось добиться полугодовым пикетом.
Москва дала добро на ссуду
— Валерий Аблязович, с чего началась ваша деятельность в Крыму?
— С 15 сентября 1989 года я вместе с единомышленниками стоял на пикете на площади Ленина в Симферополе, требуя выделения земельных участков для возвращающихся крымских татар. Нас было 5-7 человек, которые ежедневно с утра до вечера отмечали всех приходящих соотечественников, желающих получить участок. Мы выслушивали столько гадостей и оскорблений от негативно настроенного населения. Как только нас не обзывали, в ответ на наши плакаты «Крым – наша Родина!» нам кричали: «Ваша Родина — Монголия!».
Приходили примерно 100-150 крымских татар в день, через 5 месяцев нашего противостояния, 23 февраля 1990 года, мы добились выделения 600 участков в микрорайоне Акмечеть, 108 из которых мы предоставили крымскотатарским артистам.
В апреле 1990 года Решат Кенже, Рефат Чубаров, Сейран Салиев и я приняли участие в первом совещании созданной при Верховном Совете СССР Рабочей группы по проблеме обустройства возвращающихся на родину крымских татар.
— В чем заключалась лично ваша миссия как участника совещания? И каков был ответ Москвы?
— Если политический и правовой аспекты разрабатывали и освещали мои товарищи, то я представил и обосновал расчеты строительных материалов — шифера, ракушки, цемента, газовых плит и прочего, необходимых для обустройства поэтапно возвращающихся на родину крымских татар. И тогда нам дали добро на оформление кредитов (ссуд) на строительство.
— Каков был механизм выдачи и размер этих ссуд?
— Более 1000 семей крымских татар тогда получили ссуду по 20000 рублей на строительство индивидуального жилья. Но тут инфляция – цены полетели вверх, и к концу года на эту сумму можно было лишь шифер на дом купить.
Мучительное рождение 300 крымскотатарских поселков
— Расскажите, пожалуйста, о работе в Управлении капитального строительства (УКС) Рескомнаца.
— В 1992 году при УКСе Рескомнаца была создана Дирекция строящихся предприятий, которую возглавил я, курируя Симферопольский, Карасубазарский (Белогорский) и Бахчисарайский районы. Средства, выделяемые на обустройство депортированных через Верховный Совет Крыма, направлялись в УКС, где распределялись на проектные, инженерные и строительные работы. Период с 1992-го по 1995-й был напряженным, мы работали практически без выходных и отпусков. Люди с различными проблемами приходили тысячами, создавались дополнительные отделы. Тогда я стал проводить встречи с представителями национального самоуправления, выезжать в поселки, вместе планировать и обговаривать этапы строительства. В 300 поселках, где частично, где полностью, проводились инженерные коммуникации, прокладывались или отсыпались дороги. Строилось жилье для крымских татар – ветеранов войны и национального движения, заслуженных людей. Было начато строительство около 1000 домов, 20% — 30% из них были завершены, остальные застройщики достраивали собственными силами. Мы строго руководствовались необходимостью решения проблем трудоустройства соотечественников. В то время на Программу работали более 100 частных строительных предприятий крымских татар. Вскоре произошла смена руководства, пришла другая команда, с принципами работы которой я был не согласен. С 1996 года новое руководство не стало придерживаться этого принципа, объекты стали раздаваться по иным соображениям.
— И что вы предприняли?
— В 1995 году ушел в Фонд имущества Крыма, где 6 лет возглавлял отдел приватизации, полностью состоящий из сотрудников-крымских татар. Таково было мое условие при поступлении на работу. Мы оказывали содействие в создании акционерных обществ. Тогда шел активный процесс приватизации, и коллективы, желающие выкупить имущество предприятия, создавали акционерные общества.
В 2001 году я сам стал председателем такого общества. Мы строили объекты и получали прибыль. Через год открыл собственное предприятие — строительную фирму, которая успешно работает вот уже 15 лет.
«Артековский» период
— Был в моей жизни еще немаловажный и интересный период. В 2005 году меня пригласили на должность заместителя генерального директора Международного детского центра «Артек». Пришлось фирму оставить на сына Дилавера, уже работавшего со мной, а самому идти в «Артек», где количество подрядных строительных организаций составляло не менее 30-ти. «Артек» состоит из 10 самостоятельных лагерей, и летом здесь отдыхают более 6000 детей. Необходимо обеспечить бесперебойную подачу холодной и горячей воды, электричества, благоустроить и озеленить прилегающую территорию, привести в соответствие со всеми требованиями дороги и коммуникации. Около двух лет я с удовольствием занимался этой хозяйственной деятельностью, пока не вышел на пенсию.
Отец – отдельная глава в моей жизни
— Мой отец, Абляз Керимов, родился в 1919 году в селе Копюрликой Карасубазарского района, откуда родом широко известный в народе герой Алим Азамат-оглу. До войны отец год учился в художественном училище имени Айвазовского, хорошо писал маслом на холсте. В 1939 году он служил в Новочеркасске в казачьей дивизии, поскольку был отличным наездником, мастерски владел навыками джигитовки. Командарм Семен Буденный за отличную военную подготовку лично вручил ему именные часы. Но на фронте при ранении они пропали. Отец трижды был тяжело ранен. Даже был исключен из списков как без вести пропавший (информация из донесения о безвозвратных потерях 02.12.1942 г.), позже восстановлен. Имел много боевых наград.
В декабре 1944 года при форсировании реки Одер командир батальона Абляз Керимов обеспечил плацдарм на вражеском берегу для перехода частей Красной Армии. Бойцы самоотверженно, при угрозе окружения, удерживали плацдарм в течение 7 суток, и отбили атаки противника. За эту операцию Абляз Керимов был представлен к званию Героя Советского Союза, но на Наградном листе надпись «Достоин Высокой правительственной награды» была зачеркнута и приписано: орден Красного Знамени. Несколько лет назад ученый Рефик Куртсеитов обнародовал списки крымских татар, представленных к наградам разного статуса. В числе документов на сайте ОБД «Мемориал» еще два наградных дела моего отца, командира 3-го эскадрона 56-го гвардейского кавалерийского полка – награждение орденом Красной Звезды и «За бои 14 января по 14 февраля 1945 года представлен к званию Героя Советского Союза». Однако вновь, вопреки справедливости, награжден орденом Отечественной войны II степени. После войны А.Керимов около 30 лет проработал в школе учителем истории и военного дела. Писал письма в Москву, пытаясь восстановить справедливость, но обращения героя оставались без ответа.
В 1990 году при президенте М. Горбачеве была создана специальная комиссия для рассмотрения вопроса о награждении тех, кто по разным причинам не был представлен к награде. В списке из крымских татар были подполковник Фетислям Абилев и Абляз Керимов. Абилеву звание Героя Советского Союза было присвоено, а моего отца вновь обошли.
Абляз Керимов умер в 1998 году, так и не дождавшись своей заслуженной награды.
60-летие — в дедовском доме и 300-летней мечети – быть!
— Валерий Аблязович, многие знают вас как инициатора и спонсора установки на трассе у села Копюрликой (Черемисовка) Белогорского района памятника Алиму Айдамаку. Но немногим известно, что вы восстановили дедовский дом и вплотную занимаетесь восстановлением старой мечети в родном селе ваших предков. Расскажите, что вас сподвигло на это?
— В январе 2005 года состоялось торжественное открытие памятника Алиму Азамат-оглу. Я реализовал свою мечту увековечить память легендарного благородного Алима. Карасубазарская земля родила этого отважного героя, он родом из того же села, откуда берут начало и мои корни. Примерно в то же время я узнал, что теперешняя хозяйка дома моего деда Абхаира-картбаба серьезно заболела и дочь забрала ее к себе. Мой отчий дом пребывал в запустении и стремительно ветшал. Я понял: пришло мое время. Поехал к председателю сельсовета Назиму Юнусову, поведал ему о своем намерении, и мне помогли выкупить дом, из которого в 1935 году моего деда за антиколхозные высказывания сослали на рытье Ферганского канала. Через год от нечеловеческих условий и непосильного труда он там и умер. Мне удалось восстановить дом в его прежнем виде. Сохранилась балка, поддерживающая крышу – аркъалыкъ– она еще с 1906 года, а на ней нал – старинное кольцо, на которое подвешивался бешик (колыбель). Здесь, под крышей отчего дома, сладко засыпал под айнени (колыбельные) мой отец и мои тети (алалар). И здесь, во дворе отчего дома, десять лет назад я собрал родных и друзей на свое 60-летие.
Помню, после открытия памятника Алиму в одном из телеинтервью я обещал, что, даст Аллах, восстановлю мечеть в родном селе. Этому мусульманскому культовому сооружению более трех столетий. Единственная на четыре села мечеть стояла в плачевном, аварийном состоянии, абсолютно не пригодном для использования. Весной прошлого года я начал восстановительные работы. Была полностью снята крыша, укреплен фундамент, стены. Уже установлены новая кровля, окна, оштукатурены стены, работа выполнена почти на 70%. По моей просьбе во имя укрепления духа нации и объединения народа в богоугодном деле муфтият призвал желающих (а их оказалось немало) принять участие в этой акции, открыт банковский счет. Информация и реквизиты на официальном сайте ДУМКа.
Родное село воспеть в книге
— Когда планируете открытие мечети?
— Хотелось бы приурочить к празднику Курбан-Байрам. Но есть давняя задумка сначала выпустить книгу о родном селе, богатом историческими событиями. Книга будет основана на документальных сведениях, воспоминаниях старожилов. О нашем селе снято 2 довоенных художественных фильма: об Алиме Айдамаке и противостоянии местных жителей, отказавшихся в 1889 году платить налог мурзе Смаилу-ага Мемиш-оглу, нарушившему предсмертную просьбу своего отца переоформить земли на селян. Ему силой, с помощью солдат, удалось изгнать жителей, а чтобы они не вернулись в родные дома, солдатам приказал распилить опорные балки (аркъалыкъ), поддерживающие крышу.
Крымскотатарская общественность на открытии памятника Алиму Азамат-оглу (январь 2005 г.)
Копюрликой знаменит и известными людьми – выходцами из этого села. Один из них крымскотатарский писатель и художник Эннан Алимов, первый директор Крымского художественного училища им.Самокиша. Он писал изумительные рассказы о родном селе. Лейтенант Э.Алимов погиб в декабре 1941 года под Перекопом. Он незаслуженно забыт. Сегодня даже на стене художественного училища нет памятной доски с его именем.
Книгу надеюсь издать небольшим тиражом и раздать на открытии мечети уроженцам этого села и их потомкам.
Мне силы придает родной язык, земля отцов и прадедов
— Мой народ должен думать, как сохранить нацию, родной язык. Каждый из нас должен продумывать каждый свой шаг, каждое слово, гордиться своей историей и быть нацеленным только на созидание. Возмущаюсь, когда не читают родную литературу, не знают наших великих поэтов, когда в крымскотатарской среде говорят не на родном языке. Как может не увлекать творчество Ашика Умера, Мустафы Джефхерия?!
Как-то хорошую идею мне подал известный крымскотатарский композитор Февзи Алиев – организовать конкурс на лучшее произведение, пронизанное национальным духом. Даст Аллах, придет время эту задумку реализовать. Мне силы придает родной язык, родная поэзия, земля отцов и прадедов. Нужно крепко и уверенно стоять на родной земле и делать все во имя ее процветания.
***
Человеку, сумевшему реализовать столько идей, передать любовь к созиданию своему сыну Дилаверу и двум внукам Алиму и Лилии, всего лишь 70. Опираясь на опыт прошлого, Валерий Керимов строит будущее, будущее своих детей и внуков, будущее своего народа. Благодаря таким людям народ живет, нация процветает и оставляет свой неизгладимый след в памятниках истории, зодчества, в печати и памяти народной. У крымских татар есть поговорка: «Ниетинъ – елдашынъ», так пусть ваши благие намерения станут вашими попутчиками, а Всевышний и родная крымская земля подарят вам сил и здоровья на их реализацию.
Хайырлы яшлар олсун, Расим-ага!
comments powered by HyperComments