Курс валют USD 0 EUR 0

«Увлеченные люди душой не стареют»

Комментариев: 0
Просмотров: 457

Живой интерес вызвало интервью известного краеведа, доктора исторических наук Владимира Полякова в ГК №18 от 6 мая 2016 года. В редакцию поступило множество телефонных звонков, сообщений, писем, одно из которых мы публикуем в сегодняшней подборке.

 

 Февзи АСАНОВ, г. Симферополь (Акмесджид): «Интервью с Владимиром Поляковым имеет большое значение для крымских татар, крымчан. Оно затрагивает вопросы, которые беспокоят нас, коренной народ, вселяет надежду на будущее.

В. Поляков яркая, известная в Крыму личность. Я с ним знаком мимолетно – ездил в школу, чтобы подарить нужную ему книгу, читал его книгу о крымских партизанах, случайно встретил на улице Павленко, поздоровался, поговорили. Мне, старому человеку, не нужно с кем-то пуд соли съесть, чтобы понять, что в человеке главное.

При встрече он рассказал о перспективе с докторской диссертацией, возможности защитить ее. С молодой увлеченностью он говорил о предстоящих планах.

В. Поляков откровенный, коммуникабельный, располагающий к себе человек. Целеустремленный, волевой, о таких людях говорят в народе: пробивной в хорошем смысле.

У него свои принципы, к примеру, не принимает общепринятые среди ученых мужей версии на те или иные исторические события, угодные властям, если они расходятся с объективными явлениями в жизни.

Я более чем на 10 лет старше В. Полякова. Все, что он говорил, крымские татары моего поколения пережили, испытали на себе.

Владимиру Евгеньевичу желаю долгой, счастливой, творческой жизни во имя Крыма, всех крымчан. Увлеченные люди душой не стареют».

 

Казим СЕЙТАБЛАЕВ, с.Березовка Раздольненского района: «Родился я в селе Биюк-Озенбаш (Счастливое) Куйбышевского района Крымской АССР в 1936-м, а может и в 1935 году – метрики нет, а дата рождения записана со слов неграмотной матери. Мой отец, Чобан Асан-оглу Сейтабла, 1900 года рождения. В 1930 годах в нашем селе образовался колхоз Чора-Батыр. Мой отец работал на ферме чабаном. Колхозный скот с ранней весны до поздней осени находился на яйле Ай-Петри. Там у них была летняя ферма с времянками – хош с 4 – 5 работниками. Они по очереди уезжали домой, чтобы помыться и повидаться с семьей. Как-то отец забрал меня, 4-летнего, с собой. На яйле были и сыновья его напарников. Работники сами доили коров и перерабатывали молоко, в село отправляли топленое масло. Мы вдоволь наедались сметаны, масла, творога.

На Ай-Петри и летом шел холодный дождь с градом. Мой отец простыл, в 40 лет ушел из жизни, получив воспаление легких. Мать осталась с тремя детьми 6-ти, 8-ми и 10-ти лет.

Население села Озенбаш росло, а земли было мало. Потом стали на лето выезжать в степные районы, там было много пустующей земли. Озенбашцы выезжали в Биюк-Онлар (Октябрьское) Красногвардейского (Курман) района. Летом там выращивали, что могли, и даже разводили индюков, а на зиму возвращались домой, так как в степи не было дров и жилья.

Во время войны жизнь была тяжелая. Обвиняя население в сотрудничестве с партизанами, фашисты сожгли предгорные села, в том числе и наш Озенбаш. Нас фашисты вывезли в Бахчисарай, а оттуда развезли по селам. Наша семья: мать и трое несовершеннолетних детей, попали в с. Отарчик (Новоульяновка). Мы перезимовали там, потом переехали в с. Богатыр, где жила сестра моей бабушки по матери. Там мы прожили до депортации 18 мая 1944 года.

Накануне 18 мая в село въехало много машин ЗИС-5. О целях их визита мы узнали в 4 утра, когда в дома постучали прикладами автоматов солдаты и дали 15 минут на сборы. Нас повезли на станцию Сюрень. Состав товарного поезда стоял наготове. Нас отправили в неизвестность. Ехали долго, наспех захваченная с собой еда закончилась, а дети просили поесть. На станции Куйбышево встали рядом 2 поезда. В одном из них ехала семья моего дяди Мемедали-эмдже. Он предложил нам перейти в их вагон. Но мы отказались, сказав, что встретимся там, куда нас везут. Случилось так, что их поезд уехал в Узбекистан, а мы попали на Урал, в поселок Шушманка Юринского района Марийской АССР. С поезда мы пересели в громадную баржу и долго ехали вверх по реке Волге, потом по Ветлуге. С баржи нас высадили на берег, шел сильный ливень. Мы с сестренкой спрятались под тазик. На трактор с санями погрузили наши вещи, а мы сами пошли за ним следом 10 километров. Поселки были пронумерованы. Местные жители сказали, что до нас здесь жили евреи. Каждую семью разместили в бараках 3х3 метра.

На второй – третий день послали работать на лесоповал. Моя мать валила лес. В звене их было 3 женщины: Эдае Иззединова, Зульфие Куртумерова и моя мать Фазиле Сейтаблаева. Им троим надо было заготовить шесть кубометров леса: свалить, обрубить и раскряжевывать по 6 метров. За это они получали по 500 г хлеба. Детям выдавали по 200 г. Маруся, которая раздавала этот хлеб по карточкам,  не могла резать, пока  не намочит нож в ведре с водой. Мы, детвора, ходили по деревням, просили хлеб и картошку. Каждый день умирали по 2 – 3  человека. Хоронили в том, в чем умерли. Копать могилы было некому, нанимали подростков за 200 г хлеба за работу. Зимой земля промерзала до 50 см, копать такую землю не могли и хоронили в снегу. А весной, когда снег таял, на земле лежали трупы. Смертность сократилась, когда стали выдавать ржаную муку.

Мы, дети, тоже работали, но при начислении пенсии этот стаж не учли, несмотря на то, что в трудовой книжке есть запись. В Пенсионном Фонде разъяснили, что стаж учитывается с 18-ти лет.

Прожили мы на Урале 13 лет, до 1957 года. В конце 1940-х годов я  пошел учиться в школу. Зимой школу посещать не мог – не в чем было ходить. Окончив 4 класса, я пошел работать. Сначала работал маркировщиком, потом бракером и дошел до десятника. В то время все, кто умел писать, считать, считался грамотным. Постоянно работать я начал с 14-ти лет, — и это спасло семью от голода.

В Крым вернулись в 1971 году по вербовке, а тех, кто возвращался самостоятельно, не прописывали. Нам дали двухкомнатный переселенческий дом. Потом я еще пристроил кухню, веранду и комнату для мамы с сестрой. Сестра вышла замуж в Нижнюю Баканку, и мама переехала с ней. Через 3 года у сестры умер муж, и они с мамой в 1990 году переехали в Крым. Тогда уже прописывали. Вот так мы вернулись на Родину».

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог