Курс валют USD 0 EUR 0

Труд в формировании личности

Комментариев: 0
Просмотров: 759

События прожитых лет с годами накапливаются в памяти, спрессовываются. Их можно живо представить себе, прокрутив механизм времени в обратном направлении. Картины жизни мелькают, как события на киноленте. Но наше восприятие прошлого может значительно измениться. Оно изначально не было однообразным, а прожитые годы привносят новые краски и суждения.

Выселенные в 1944 году крымские татары в большинстве своем оказались в Узбекистане, где на них смотрели как на дармовую бесправную рабочую силу, и использовали ее как в городах, так и на просторах хлопковых полей. Труд этот окончательно изнурял человека. Тружеников городов в выходные дни вывозили осенью на сбор урожая, чтобы ускорить сдачу государственного плана, повышавшегося ежегодно и достигшего в середине 1980-х годов 6 миллионов тонн сырца.

Мне пришлось собирать хлопок уже с 6 класса в школе, а потом по 2 месяца ежегодно в течение четырех лет обучения в техникуме. Работая в школе, 20 лет подряд выезжал с ночевкой на поля в Голодную степь со старшеклассниками на 2 – 2,5 месяца. Родители учащихся, приехавшие на строительство мощной тепловой электростанции в городе Ширине, первоначально возмущались «ужасными условиями работы и жизни на хлопке». С годами мнение стало меняться. Работа в поле на свежем воздухе, своевременный прием пищи, «осенние солнечные ванны», физическая нагрузка закаляли организм, научили каждого уметь организовывать свой рабочий день и приносили дивиденды во время учебы. Среди этой части учащихся были развиты коллективизм, солидарность, чувство сопричастности к тому, что происходит в обществе. Организм обретал закалку, иммунитет, работоспособность. Потому в народе говорят: «Нет худа без добра». Те годы запомнились моим выпускникам и спустя 30 лет они с благоговением в соцсетях вспоминают Адиля Керимовича, который с высокого холма на краю хлопкового поля трехкратным продолжительным сигналом свистка давал знать, что рабочий день закончен и пора сдавать учетчику собранный хлопок. К месту своего расположения возвращались группами, распевая бравые песни.

Я обратился мыслями в прошлое не потому, что пытаюсь его идеализировать в политическом смысле, но трудовое воспитание – это важный рычаг в формировании личности. С этим связано бережное отношение к природе, забота об экологии – важного фактора в жизни человека. Иногда, расставив 120 старшеклассников на хлопковых рядах длиной 200 – 300 метров, оставив двух коллег на поле, чтобы наблюдали за порядком, сам уходил искать новые поля с хорошо раскрывшимися коробочками хлопка, чтобы назавтра отвести туда своих сборщиков. Нередко далеко от дороги посреди поля встречал площадку в 10 – 15 соток с оставшимися несобранными плодами бахчевых, которые без полива под осенним солнцем дозревали до медового вкуса. Я позволял старшеклассникам приносить в фартуках по 15 – 20 килограммов поспевших арбузов и дынь. Объявлялся перерыв на полчаса и все с удовольствием поедали дары природы. Подростки были научены беречь все трудом выращенное.

Чистую воду привозили во фляге на тракторах из кишлака. Чтобы ее не расплескивали, мне приходилось 40-литровую флягу брать на плечо и с литровой кружкой в руке обходить сборщиков, чтобы они могли утолить жажду. Помню, как некоторым мальчишкам трудно было просыпаться по утрам по команде «подъем!». Как-то, обходя полевой стан, заметил двух спящих. Разбудив их и отправив живо умыться, услышал в ответ обескураживающее: «Что, каждый день, что ли, надо умываться?» Был случай, когда 8-классник после обеда исчез с поля. Оказалось без спроса уехал домой. А это за 90 километров из степи надо было выбираться. Оценив ситуацию, я отправился вдогонку. Ехал на попутных машинах, тракторах. Через 2 часа я стучался в дверь их квартиры в г. Ширине. Надо было видеть лицо беглеца! Ничего ему выговаривать не стал, а лишь спросил, как он доехал. Оказывается, выбрался к железной дороге, ехал в товарняке, а около Фархадской ГЭС, где поезд замедлял ход, он прыгнул с моста в канал и выплыл на левый берег. На мой вопрос, зачем бежал, ответил наивно, что хотел взять из дома с собой на хлопок две банки сгущенного молока.

Выпускники школы по традиции до выпускного экзамена на два дня выезжали в горы в Таджикистан, где были красивейшие места, массивы хвойных деревьев, лежал снег и цвели подснежники в июне на высоте 3 с половиной километра. Все мы располагались на территории заповедника. Здесь было Лунное озеро (Ой-Куль), где останавливался когда-то со своим войском Александр Македонский, направляясь из Ходжента в Северную Индию. Восемь раз мне приходилось возить в те места свои выпускные классы и ни разу объездчик заповедника не сделал нам замечание о том, что где-то оставили бумагу или консервную банку. После себя все прибирали и в стороне под скалой закапывали, укладывая сверху снятый дерн. Остатки своих продуктов на обратном пути завозили к объездчику, дом которого стоял около шлагбаума. Хозяйка дома в знак благодарности выносила нам 10-литровое ведро кислого молока и лепешки.

Всякая работа требует внимания, ответственного отношения к делу. А преподавательский труд — это разве не доблесть?!

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог