На конституционном референдуме в Турции с небольшим перевесом верх взяли сторонники перехода к президентской форме правления. Эта победа президента Р.Эрдогана коренным образом меняет механизм государственного устройства Турецкой республики, вместе с тем оставляя немало вопросов относительно того, как в будущем будет развиваться крупнейшее тюркское государство в мире.
От республики Ататюрка — к республике Эрдогана
В ходе голосования, проходившего 16 апреля, граждане Турции должны были поддержать или отвергнуть пакет из 18 поправок к конституции страны.
Поправки предусматривают упразднение поста премьер-министра и превращение президента в единоличного главу исполнительной власти с правом назначать и увольнять министров и других должностных лиц. Вместе с тем, срок полномочий парламента будет увеличен с 4 до 5 лет, а число депутатов — с 550 до 600 человек.
До принятия поправок турецкий президент как глава государства выполнял скорее церемониальные функции, в то время как премьер-министр руководил исполнительной властью, сосредотачивая в своих руках основные властные полномочия.
Следует отметить, что изменения Конституции происходят в Турции довольно часто. При этом в турецкой политической жизни постоянно идет борьба между различными тенденциями. Первая турецкая конституция была принята в 1876 году, когда у власти еще находилась династия Османов. Ее судьба оказалась печальной. Начавшаяся вскоре очередная русско-турецкая война своим неудачным для турок ходом обострила отношения парламента и молодого султана Абдул-Хамида II. Уже в 1878 г. парламент был распущен, и конституция фактически перестала действовать. Младотурецкая революция 1908 года, положившая конец деспотическому правлению Абдул-Хамида, открыла начало новой конституционной эры в истории страны. Однако поражение в ходе Первой мировой войны привело к распаду империи.
Собравшийся в Анкаре новый турецкий парламент — Великое национальное собрание, под председательством Ататюрка в 1921 году принял новую конституцию, провозгласившую принципы новой турецкой государственности. Принятая в тяжелых условиях войны за независимость, она закрепляла власть в руках национального собрания, но формально еще не отменяла монархии. Спустя два года после победы кемалистов над иностранными интервентами Турция была провозглашена республикой. Принятый в апреле 1924 года новый основной закон страны закрепил республиканский строй и светский характер государства.
Конституция 1924 года просуществовала до 1961 года. Она закрепляла парламентскую форму правления, когда депутаты имели полномочия избирать президента страны. Вместе с тем, значительная часть этого периода прошла в условиях однопартийной политической системы. Народно-республиканская партия президента Ататюрка была единственной разрешенной в стране, а сам президент сосредоточил в своих руках огромную власть. Это было время всесторонних реформ, кардинально изменивших облик Турции.
После смерти Ататюрка в 1938 году новый президент Турции Исмет Инёню унаследовал практически неограниченную власть. Однако авторитет нового правителя был уже не настолько высок. Определенные слои населения требовали перемен, в рядах правящей партии случился раскол. К тому же обстановка, сложившаяся после Второй мировой войны, толкала Турцию к союзу с западными странами. В конечном итоге Инёню был вынужден ввести многопартийность и уступить на выборах 1950 года власть оппозиции.
Последующее течение турецкой политической жизни было чрезвычайно бурным. После военных переворотов 1961 и 1982 годов принимались новые конституции. Однако они не пересматривали парламентскую форму правления. При этом в нынешнюю турецкую конституцию, принятую в 1982 году, неоднократно вносились поправки сообразно политической конъюнктуре.
В 2002 году, после победы на парламентских выборах, к власти пришла умеренно-исламистская партия Справедливости и развития (ПСР) во главе с Р. Эрдоганом. Новое правительство осторожно реформировало светские устои страны. Памятуя о судьбе своего наставника и предыдущего лидера турецкого политического ислама Неджметтина Эрбакана, отстраненного от власти военными, Р. Эрдоган проводил политику, направленную на ослабление влияния армии на политику.
Проработав на посту премьер-министра три срока подряд, в 2014 году Р. Эрдоган был выдвинут ПСР кандидатом на первых в истории республики всенародных выборах президента.
Назначенный на 16 апреля референдум должен был фактически узаконить сложившееся положение вещей. После принятия поправок к конституции президентский срок Р. Эрдогана будет отсчитываться заново, позволив ему еще два раза баллотироваться на пост президента.
«Главное — победа»
Свыше 58 миллионов граждан было включено в списки избирателей для участия в референдуме. По предварительным данным правом голоса воспользовалось более 85% избирателей. В итоге сторонники президентской республики победили с небольшим перевесом — 51,4% против 48,6%.
Против усиления власти президента выступил целый ряд партий, начиная от кемалистской Народной республиканской партии и заканчивая прокурдской Демократической партией народов и коммунистами. За поправки ратовали лишь ПСР и руководство партии Национального движения.
Против усиления президентской власти голосовали европейская часть Турции и средиземноморское побережье – регионы, традиционно поддерживающие на выборах кемалистов. Выступили против поправок и населенные курдами регионы на востоке Турции.
В провинции Эскишехир, где проживает много крымских татар, 57% избирателей проголосовало против изменения конституции. Впервые за полтора десятилетия правления ПСР против ее инициатив проголосовали первый и второй по величине города Турции — Стамбул и Анкара. В то же время укрепление власти Р.Эрдогана поддержали провинции центральной части Анатолии и причерноморские регионы.
Оппозиция уже поставила под сомнение результаты референдума, заявив о намерении их оспорить. Вместе с тем противоречия в оппозиции между кемалистами и курдскими националистами крайне велики. Сам Р.Эрдоган в интервью CNN так оценил результаты референдума: «Главное – победа! Отрыв в один или пять мячей – второстепенен».
Дружба с США и Россией, конфронтации с ЕС
Результаты референдума вряд ли изменят внешнюю политику Турции. С победой на референдуме турецкого президента в телефонных разговорах поздравили лидеры США и РФ — Д.Трамп и В.Путин. Несмотря на противоречия по сирийскому вопросу (Анкару не устраивает поддержка Москвой правительства сирийского президента Б.Асада, в то время как США делают ставку в Сирии на курдские вооруженные формирования YPG, считающиеся в Турции террористическими), отношения между странами развиваются в конструктивном русле, в то время как отношения с Европейским союзом продолжают портиться.
Стоит напомнить, что проведению референдума предшествовал международный скандал, когда власти Голландии и Германии запретили членам турецкого правительства вести агитацию среди соотечественников, проживающих в этих странах. Тем не менее, 16 апреля на участках для голосования, образованных в Германии и Голландии, большинство турецких граждан поддержало расширение полномочий Р. Эрдогана. Тем самым турецкий лидер показал, что сохраняет влияние на значительную часть турецкой диаспоры в Западной Европе.
В связи с результатами референдума Президент Еврокомиссии Ж-К.Юнкер и верховный комиссар ЕС по внешней политике Федерика Могерини в совместном заявлении призвали турецкие власти к поиску широкого национального консенсуса при внедрении в жизнь принятых поправок в конституцию. В то же время эксперты ОБСЕ в своем отчете назвали проведенный референдум несоответствующим европейским стандартам. В ответ глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что представители ОБСЕ перешли границы дозволенного, начав делать политические заявления, в то время как Р.Эрдоган не исключил проведения нового референдума уже на тему дальнейшего развития отношений с ЕС, вступления в состав которого Анкара добивалась на протяжении 54 последних лет.
comments powered by HyperComments