Курс валют USD 0 EUR 0

Возвращение в молодые годы

Комментариев: 0
Просмотров: 834

Гульнара и Хубедин Куртбединовы с руководством FARGONAAZOT

 

Хубедин КУРТБЕДИНОВ, Симферополь – Ташкент – Фергана – Симферополь

 

(Продолжение. Начало в №26)

От тяжелых воспоминаний меня отвлекла Гульнара, сообщив, что подъезжаем к Фергане, скоро выходить. На вокзале нас тепло встречали бывшие коллеги по работе на Ферганском «Азоте» — Абдупатто (тогда работал заместителем генерального директора, а последние восемь лет возглавляет предприятие) и Лутфулло (руководитель структурного подразделения предприятия). Вот, наконец, наш микроавтобус въехал в город. Ехали, но практически ничего не узнавали. Только сразу бросилось в глаза отсутствие чинар — визитной карточки Ферганы. Мы ехали, но не по нашей Фергане, по новой, конечно, еще более красивой, но не родной. С трудом узнавали отдельные постройки, среди них еще и дореволюционные. Естественно, все здания выглядели как новые. Так доехали до ресторана, где пообедали с друзьями и договорились увидеться позже. Остановились в отеле «Азия». Отель оказался современным и достаточно высокого уровня, что было приятным сюрпризом для нас.  Буквально через час мы встретили первого гостя, им был Каримшер ака, близкий друг, вместе работали на «Азоте». Каримшер ака очень добрый и отзывчивый человек, надежный друг. Из всех знакомых и друзей он практически внешне не изменился. Рецепт молодости, безусловно, его доброта, оптимизм и желание во всем видеть лишь лучшее и всем в чем-то помочь. Он все дни, пока мы были в Фергане, был рядом с нами, сам же потом проводил нас до самолета в Ташкент. Конечно, несколько раз были в гостях у него дома, Диляра-опа, его супруга, такая же добродушная, всегда приветливо встречала нас и щедро угощала прекрасными местными блюдами.

На следующий день решили начать посещения с мазора (кладбища), расположенного на улице Кувасайской. Новое двустороннее широкое шоссе придавало современный колорит району текстильного комбината. Много новых построек. Вот микроавтобус подъехал к «Жаннат мазору». Нас встретил смотритель и пригласил на топчан, стоящий во дворе. Присели, почитали дуа, я объяснил цель визита. Недалеко сидевшие несколько почтенных стариков одобрительно восприняли наше посещение. До начала посещения присутствующие прочитали суры из Корана и помолились за упокой похороненных здесь. Потом, в сопровождении Каримшера ака и смотрителя, посетили могилы близких, родных, друзей и знакомых. Везде читали дуа. Так дошли до могилы отца, где я был немного дольше. Будучи еще в Крыму, я представлял это посещение. Одолевали воспоминания о тяжелой жизни отца, его рассказы о родном Коуше и несбывшейся его мечте умереть на родной земле, и только чтение дуа немного успокоило меня.

После посещения мазора Каримшер ака предложил посетить предприятие. Я попросил водителя поехать по улице Комсомольской (однозначно, прежних названий улиц нет), чтобы заехать домой на улицу Баумана, где раньше жили родители Гульнары. Улица изменилась, многие дома перестроены. Вот подъехали к дому №23, смотрю, Гульнара волнуется — дома нет…, стоит красивое двухэтажное строение с другой планировкой. Стучимся, приветливо встречает нас хозяйка дома Саида-опа. Когда мы сказали, что из Крыма, она нас пригласили в дом. Мы зашли в просторную террасу, где нас встретил хозяин дома Азамджон ака. Узнав, что мы остановились в отеле, удивились: «Как вы можете там останавливаться, вот это же ваш дом, живите здесь сколько надо, места у нас много…». Во время поездки были свидетелями того, что нет предела узбекской доброжелательности и гостеприимству, нигде так не примут посторонних людей, которых видят впервые. После интересного эмоционального общения, посмотрев дом и улицу, где выросла Гульнара, поехали дальше.

Много изменений заметили и на родном предприятии, начиная с парадного подъезда. У старого заводоуправления нас встретил начальник отдела кадров предприятия Рустем Неметуллаев, было приятно слышать приветствие на родном языке. Раньше мы не были знакомы. От Рустема узнали, что на предприятии еще работают крымские татары, в том числе и на ответственных должностях. Потом поехали в новое заводоуправление, где располагались кабинеты руководства. Там нас встретил Абдупатто. Вокруг здания со вкусом рассажены деревья, цветы. Старые деревья, росшие когда-то вдоль аллеи, стали мощными чинарами. Заходим в здание, в котором проработали около десяти лет. На первом этаже актовый зал переоборудовали под современный, технически оснащенный конференц-зал. Рядом оранжерея, зимний сад с различными экзотическими деревьями. Первый этаж впечатлил. Поднялись на второй, в приемную и кабинет руководителя. Абдупатто рассказал о работе предприятия, ответил на наши вопросы и подарил книгу, выпущенную к 50-летию предприятия. К сожалению, управленцев, с которыми работали мы с Гульнарой, сейчас осталось несколько человек, в основном все новые люди, молодые кадры, новый потенциал предприятия.

Мне, конечно, не терпелось поехать домой, я в Фергане — и не дома. Наконец, едем по родной «стаханке» (так, любя, называли нашу улицу Стаханова). Многие дома перестроены в новом национальном стиле, с мощными воротами из дерева. Подъехали к нашим воротам. Здесь будто время остановилось после нашего отъезда, даже Каримшер-ака заметил: «Кажется, ворота и не перекрасили». Дом, некогда мне казавшийся огромным, как корабль, словно постарел, сгорбился и уменьшился. Окна и двери наши, родные. Ком в горле, еле сдерживаю эмоции. Обнял орешину, «мудрого своего ровесника» (отец посадил его в год моего рождения), посмотрел плодовые деревья, посаженные нами, потрогал ручку входных дверей, но дольше оставаться не было сил и, чтобы не обидеть добродушных хозяев, пообещал до отъезда еще заехать. Не мог не заглянуть к своему соседу, еще одному ровеснику, с которым дружили с детства (это была единственная узбекская семья на нашей татарской улице), — к Махамаджону. Стою с Гульнарой у его роскошных ворот, волнуюсь, кто же откроет. Выбежал мальчишка, похожий на его сына, я попросил позвать кого-либо из взрослых. Смотрю, издали идет Махамаджон, смотрит на меня и не узнает. Через некоторое время спрашивает: «Это, ты…?» — и бросается меня обнимать. Долго мы обнимались… Потом его невестка пригласила сесть. Мальчишка, похожий на сына, конечно, был внуком. Вспоминали былое, спрашивали и отвечали. Однако надо было ехать дальше, обменялись телефонами и попрощались. Водителя попросил медленно проехать по «стаханке», по которой когда-то носился пацаном, хотелось еще раз мысленно повторить это.

Конечно, не могли не посетить места, где проходила наша юность. Были в школах, где учились. В моей седьмой школе меня радушно встречали учителя и директор, с которыми я не был знаком. Показывали классы, кабинеты, залы, практически все стояло на своих местах, как сорок лет назад. Как памятник ушедшим годам, в центре города стоит кафе нашего детства «Пингвин», напоминая время, когда мы, еще будучи школьниками, развлекались в городском парке, ходили есть мороженное и пить лимонад, потом, повзрослев, назначали там свидание, встречались… К числу таких же памятников детства относится кинотеатр им. А.Новои, или наша «алишерка». Отдельно и долго можно рассказывать о не поменявшем свое место базаре, но это уже не наш, а новый, современный, красивый восточный базар, очень шумное и зрелищное место для гостей города.  Особое место среди посещений занимали встречи с друзьями и родственниками. Вспоминали события прошлых лет, делились картинками из настоящего, размышляли о будущем. Конечно, все это всегда сопровождалось обедами и ужинами, которые состояли из прекрасных блюд.

Быстро промелькнули считанные дни. На железнодорожном вокзале нас тепло провожали родственники и друзья. По дороге в Ташкент было время подвести итоги поездки. В Узбекистане жить спокойно во всех отношениях, республика гигантскими шагами стремится к экономическому благополучию. Нынешний Президент лично контролирует ситуацию в стране, систематически посещает по очереди области республики, проверяет работу отдельных организаций и учреждений, особенно те, где имеются нарекания жителей. Активно работают повсюду общественные приемные, рядовые граждане приходят со своими вопросами. Все это однозначно положительно расценивается гражданами. Да, есть проблемы, особенно в части занятости населения, но эти и другие вопросы решаются. Не знаю, как получится, сможем ли мы еще посетить Узбекистан, но, конечно, хотелось бы еще и еще возвращаться и делить успехи и радости его добродушных и гостеприимных жителей.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог