Рефат Куртвелиев у чешме в своем дворе
Эльмира ЧЕРКЕЗОВА, искусствовед
Огромное количество изделий, предметов из металла в Крыму пользовались большой популярностью, начиная с XV века, на протяжении нескольких веков. Ремесленные мастерские по изготовлению предметов из металла сохранились до конца XIX – начала ХХ веков в Бахчисарае, Карасубазаре (Белогорске), Кезлеве (Евпатории), Эски Кырыме (Старом Крыму) и др.
По функциональному назначению художественные изделия из металла можно было разделить на три основных вида: оружие, посуда, ювелирные украшения.
В связи с тем, что по традициям и обычаям народа в приданое невесты предполагалось включить и комплект медной посуды, которую заказывали заранее бакъырджыларгъа (мастер по меди) и къалайджыларгъа (мастер по олову). Также из ювелирных украшений обязательным был подарок отца невесты – йипишли къушакъ (пояс из серебряной нити). Именно эти изделия были особенно востребованы и больше других сохранились до наших дней в частных коллекциях и музеях.
В 20-е годы ХХ века исследователь декоративно-прикладного искусства крымских татар искусствовед М. Гинзбург писал: «Производство чеканной посуды и других медных предметов полно разнообразия и в рисунке формы и в деталях орнаментировки, покрывающей их. Еще и теперь, проходя по главной улице Бахчисарая, можно остановиться у какой-нибудь лавочки-мастерской, поражаясь изящным изгибам какого-нибудь сосуда, тонкой прелестью рисунка чеканного орнамента, покрывающего его…».
Сотни мастеров (усталар), изготовлявшие высококлассное оружие (тюфекчилер), слесарей (чиленгирлер), медников (бакъырджылар) передавали из поколения в поколение свое мастерство, навыки своего ремесла, которое возникло и получило свое развитие на этой земле, в Крыму.
Это самобытное традиционное искусство, культура в целом оказались под угрозой исчезновения после депортации из Крыма крымских татар, но, благодаря стремлению прикоснуться к настоящему крымскому, потомки старых мастеров начали осваивать, осмысливать и возрождать многовековой опыт своих предков после возвращения в Крым.
Одним из первых таких мастеров, который с середины 1990-х годов занялся возрождением предметов традиционной утвари, является известный мастер, внук мастера-оружейника, орнаменталиста Амета Калафатова — Асан Галимов. Первые джезве на выставках декоративно-прикладного искусства, изготовленные по образцам старых мастеров, с накладными декоративными украшениями, были Асана Галимова.
В этом году на выставке декоративно-прикладного искусства «С любовью к Крыму» творческого объединения «Чатыр-Дагъ» в выставочном зале Дома художника впервые в экспозиции было представлено около 20 изделий, предметов, то есть комплект чеканной посуды бытового назначения мастера по художественной обработке металлов Рефата Куртвелиева. Это традиционные джезве разных объемов и форм, копии старых, выполненные на высоком художественном уровне, саан (блюдо с высокими бортами и выпуклой крышкой (обычно для чебуреков), сыны (большие подносы), сосуды для воды – гугюм (кувшин), табакъ (поднос), чыгъырыкъ (фигурный нож для обрезки краев чебурека), маша (щипцы для переворачивания чебуреков), къаве къашыкъ (ложка с длинной изогнутой ручкой для варки кофе), зарфлар (подставки под фильджан).
Впервые мастер орнаментировал свои изделия сдержанно, деликатно и со вкусом. Чеканка по листовому металлу – один из сложных видов художественной чеканки. Рефат-уста использовал на джезве традиционный орнамент фактурами, геометрический и растительный орнаменты.
Все предметы, необходимые для свадебного комплекта: дегирмен (кофемолка), къаве къутусы (сосуд для хранения кофейных зерен), шекер-макъас (ножницы для колки сахара) и др. Рефат Куртвелиев собирал материал, изучал, консультировался у специалистов и, конечно, делал реставрацию того или иного сосуда или предмета по заказу или просьбе коллекционеров и любителей старины, что позволило добиться большей выразительности. Такого мастера по праву можно признать настоящим медником (бакъырджы), освоившим и разгадавшим сложные секреты этого ремесла.
Часть свадебного комплекта крымских татар, выполненного из меди Р. Куртвелиевым, 2017 г.
Кто он, Рефат Куртвелиев? Простой, на первый взгляд, человек, воссоздавший своими руками предметы, изделия из меди, максимально приближенные к музейным образцам.
Родился 22 апреля 1961 года в г. Бекабаде Ташкентской области Узбекистана. В 1985 – 1987 гг. учился в ПТУ на сварщика. В 1988 году с семьей переехал в Крым. Работал сварщиком на различных предприятиях. Самостоятельно овладел художественной обработкой дерева, чеканкой по металлу. Художественной ковкой занимается с 12 лет, а в Крыму — с 2004 года. При поддержке ОО «Чатыр-Дагъ», Мамута Чурлу, Рустема Скибина и других мастеров начал воссоздавать традиционные предметы из меди. Разработал свое клеймо («тамгъа»). Проживает в селе Почтовое Бахчисарайского района, обучает детей и подростков своему ремеслу.
— Рефат, расскажите подробнее, как вы добились такого уровня в творческой работе и какую задачу вы ставите прежде всего?
— Прежде всего, для меня это очень интересно. Во-вторых, желание возродить, принять участие в процессе возрождения нашей культуры. Все это создавалось методом проб и ошибок. Например, чтобы овладеть техникой «ласточкин хвост», мне понадобилось 4 дня. Но чувство удовлетворения после того, как получилось, кейф, испытываемый после окончания работы, ни с чем не сравнить.
— Связан ли этот интерес, любовь к этой деятельности с укладом жизни вашей семьи, окружения, родственников, уроженцев с. Шума Алуштинского района?
— С детства жил в атмосфере доброжелательности и любви. Все вокруг были трудолюбивые, порядочные люди, держали пост (ораза). Мама научила меня читать молитвы. С детства слышал рассказы, воспоминания о Крыме, в частности, о родной деревне Шума. Основными занятиями раньше там было виноградарство и табаководство. Шума располагалась сравнительно недалеко от д. Демирджи, где шла добыча и подготовка материала для изготовления изделий из металла, видимо, было много кустарей-одиночек и среди моих предков.
Фантазия мастера: так выглядит обычный водопроводный кран
— Для шуминцев характерно, точнее, развито чувство организации пространства, т. е. дизайнерские способности обустройства двора перед домом – создание зоны благоденствия, красоты и гармонии.
— Видимо, я не исключение. После приобретения дома в с. Почтовое вывез несколько КамАЗов мусора, облагородил в первую очередь двор, он стал уютным и красивым, настоящим крымским, с чешме (фонтаном), и другую часть двора приспособил под свою мастерскую.
С юности больше всего меня привлекали, на первый взгляд, простые, лаконичные формы джезве и др. Позже стал расспрашивать родственников, овладел навыками разных объемов и форм – на одну чашечку и более, с крышечками, разнообразными ручками. При реставрации джезве 100-летней давности чувствовал и понимал многое интуитивно, как будто какая-то подсказка была, конечно, изучал фотографии старых предметов. Я пришел к выводу, что когда с чистыми помыслами (темиз ниетнен) начинаю что-то делать, то всевышний дает столько сил и вдохновения, что едва поспеваешь за полетом фантазии и мастерства, в результате достигаешь поставленной цели. Без гармонии, равновесия духа нельзя достичь успеха.
Р. Куртвелиев с дарами своего сада
— Но для этого, прежде всего, надо быть честным перед собой и Богом, постараться избавиться от эгоизма и гордыни.
— Здесь, в Крыму, я до конца прочувствовал, что главное богатство, которое обретает человек – это осознание того, что Аллах открыт, тогда ты начинаешь жить со смыслом, обретаешь самого себя, то есть начинаешь созидать. Моя жизнь изменилась в лучшую сторону, я приобщаюсь к качественно новому, самому главному. Я придерживаюсь основных постулатов нашей религии, и это должно быть основой нации. Я благодарю Аллаха за все, что чувствую, вижу и осознаю, также благодарен родителям, хорошим людям, друзьям. Это все позитивные чувства и мысли. Я богатый человек в том плане, что меня окружают хорошие люди.
— Как быть, если тебя судьба сталкивает с двуличными, злыми, самовлюбленными людьми?
— Нужны терпение (сабыр) и внутренняя культура. Когда несколько лет назад меня на работе оскорблял и унижал по национальному признаку человек другой национальности, я не озлобился, набрался терпения. Сейчас, когда он болеет, я его навещаю. Он изменился, у нас хорошие дружеские отношения. Но иногда, когда на реставрацию приносит джезве или другие предметы злой и самовлюбленный человек, я отказываюсь принимать этот заказ. Стараюсь отстраняться от таких людей, хотя знаю, что нельзя этого делать.
Раньше меня сильно раздражало многое – зависть, несправедливость, злость, наглость людей. Слава Аллаху, сейчас я более снисходительным стал к людям. У нас короткая жизнь, и мы должны стремиться зарабатывать хорошие бонусы, то есть савап (благодеяние).
Я удовлетворен тем, что мои дети и внуки видят все, что окружает меня.
— Какие у вас планы на будущее?
— Больше всего хочется совершенствоваться, продолжать начатое дело, реставрировать старинные изделия, заняться валянием или катанием шерсти, художественной обработкой дерева и помогать детям, внукам в осуществлении их хороших помыслов.
* * *
С самого начала общения с этим простым, но мудрым человеком мне на память пришли строки талантливого, известного поэта:
«…Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу».
Искренне желаю Рефату Куртвелиеву оставаться таким же простым и мудрым человеком, успехов ему в возрождении традиционных крымскотатарских ремесел.
comments powered by HyperComments