Внучатые племянницы Н. Челебиджихана — Динара и Гульнара с Р. Эмировым у будущего музея
Эдждатларымыз терд эди. Н.Челебиджихан
Буюклерин танымагъан миллет эксилир. И.Гаспринский
Рустем ЭМИРОВ
По инициативе общественной организации «Крым-Юрт», к 100-летию со дня гибели Номана Челебиджихана была организована поездка крымскотатарской общественности в село Сунак Джанкойского района, где родился лидер национального правительства. К тому же, в прежние годы в СМИ не раз звучали сообщения, что на родине Челибиджихана будет открыт его музей.
Руководитель местной мусульманской общины Ислям-ага рассказал, что село Сунак в прошлом делилось на две части — Биюк-Сунак и Кучук-Сунак, переименованные после депортации крымских татар в Чирки и Мелководное. В послевоенные годы Биюк-Сунак, где появился на свет Н.Челебиджихан, был разрушен, поскольку власти решили строить на этом месте предприятие по производству комбикорма. Сегодня на месте села голая степь.
Уже после возвращения крымских татар на родину, в конце 1990-х годов, возникла идея открыть в Мелководном (Кучук-Сунак) музей памяти Н.Челебиджихана. С этой целью в селе был выкуплен переселенческий домик, однако до открытия в нем музея дело так и не дошло. Ислям-ага сетовал, что за два десятилетия в селе побывало немало представительных делегаций, национальных политических и общественных организаций, в том числе и представителей крымскотатарской диаспоры, однако вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.
Сегодня российское законодательство в сфере музейного дела предъявляет высокие требования к организации работы музеев, которые сельчанам своими силами практически невозможно выполнить, тем более не решен вопрос, кто будет выделять средства на содержание учреждения. Поэтому предназначавшийся для музея дом пуст и закрыт. Местные жители периодически убирают территорию вокруг него.
Мы побывали в этом месте. Печальное зрелище. Это небольшой переселенческий домик из четырех комнат, с осыпавшейся местами штукатуркой, потрескавшимися стенами, доски полов прогнили, некоторые вообще сорваны. Ислям-ага пояснил, что в связи с отсутствием финансирования за двадцать лет не было проведено ни одного ремонта, имевшиеся некоторые экспонаты передали в джами…
Члены делегации прочитали дуа в память о первом всенародно избранном муфтии. Внучатые племянницы Н.Челебиджихана — Гульнара и Динара прикрепили к двери несостоявшегося музея букет желтых тюльпанов. Здесь не могу не привести строки его знаменитого стихотворения «Сары тюльпан»:
Сары тюльпан, багъчамызны шенълендирдинъ,
Пек аз заман къырыкъ гонълюми эглендирдинъ.
Ярын сен де къыраладжакъ, оледжексинъ,
Оледжексинъ, бу дюньягъа ничюн кельдинъ?
Общее настроение присутствовавших выразила Ава-Шерфе Мамедова: «По возвращении в Симферополь немедленно займемся музеем, чтобы он принял соответствующий вид. При необходимости будем подключать и муфтият и другие структуры. А то все наши чиновники прикрываются именем Номана Челебиджихана, на трибунах устанавливают его портреты, но в то же время предают саму память о национальном герое».
После посещения Сунака делегация приняла участие в молебне в память о Н.Челебиджихане, устроенном районным имамом в мечети села Завет-Ленинский (центр сельсовета, на территории которого располагался Сунак).
На обратном пути сидевший рядом в автомобиле Энвер Османов с удивлением заметил, что из этих степей, где практически нет дорог, непролазная грязь, появился такой выдающийся лидер народа. На память привел ему строки из стихотворения Шакира Селима «Авашерфе»:
Мен Сонакъта корьдим онынъ балчыкъларда баткъаныны
— Бу балчыкътан чыкъты Номан! — деп гъурурнен айткъанынъ.
comments powered by HyperComments