Курс валют USD 0 EUR 0

ЮНАЯ  ПАРТИЗАНКА  НЕФИЗЕ

Комментариев: 0
Просмотров: 374

Э. Гафаров с поисковиками в гостях у Нефизе Усеиновой

 

Экрем ГАФАРОВ

 

Несколько лет назад мы с ребятами активно занимались поиском участников боевых действий Великой Отечественной войны, и совершенно случайно узнали, что в нашем поселке проживает юная партизанка, и зовут ее Нефизе Усеинова. Мы с активистами нашего кружка поспешили найти ее. Когда мы постучались в калитку домика, к нам вышла пожилая женщина с тростью в руках. Узнав о цели нашего визита, она пригласила нас в дом. После ароматного кофе  мы попросили ее рассказать о тех грозных годах. Она нехотя согласилась. К счастью, у нее сохранились старые фотографии тех лет, показала нам и свой партизанский билет с  боевыми наградами. Мы слушали ее затаив дыхание.   Вот о чем она нам поведала.

Нефизе Усеинова родилась в Симферопольском районе, в селе Союн-Аджы (ныне с. Денисовка), в большой трудолюбивой семье. В семье к началу войны было девять детей. Трое старших братьев в самом начале войны ушли на фронт, двое погибли, один пропал без вести. Старшая сестра, Мусфире Асанова, была учительницей, она окончила Ялтинский педтехникум. Гитлеровцы угнали ее на работы в Германию. О ней тоже нет известий. Сестру Асибе в 1942 году расстреляли эсесовцы за связь с партизанами. В настоящее время из девятерых детей  в живых осталось только трое.

О войне Нефизе-бита рассказывает со слезами на глазах. В ноябре 1941 года в их село Союн-Аджы, которое располагалось в 10-12 километрах от Симферополя, пришли оккупанты. Жители с первого дня оккупации Крыма  поддерживали активную связь с партизанами: помогали продуктами, медикаментами. Партизанам доставлялись сведения о фашистах, полицаях.  Многие бойцы симферопольского партизанского  отряда были жителями этого села. Немецкий комендант села Союн-Аджы отличался жестокостью. В селе около комендатуры висели объявления с предупреждением об  ответственности за связь с партизанами. За одного убитого полицая грозились расстрелять: из числа жителей  — 30, за немецкого военнослужащего – 50 жителей села.

Однажды группа партизан пробралась в село, произошла короткая стычка с гитлеровцами, в результате которой фашистский комендант был убит. На следующий день в село пришли каратели. В заложники было взято 100 человек, в том числе и мой отец – Абдурахман Асанов. Была готова расстрельная команда, но тут на помощь жителям пришли партизаны. Бой был скоротечным, почти все каратели были уничтожены, заложники освобождены. Но в селе оставаться было нельзя, фашисты такое не прощали, поэтому все жители покинули свои дома и ушли с партизанами в лес. Через несколько часов село начали бомбить немецкие самолеты, затем в дело вступили каратели, забрали своих убитых, а село сожгли. Вот так мы оказались в партизанском отряде. Несмотря на то, что мне было тринадцать лет, меня определили в хозвзвод. Мы готовили партизанам еду, стирали одежду, ухаживали за раненными бойцами. Недалеко от лагеря находились гражданские, жители окрестных сел. Жили в пещерах, питались ягодами, грибами и  фруктами, собранными  в лесу. Иногда выбирались на пожарище своего села, искали несгоревшие съестные припасы, оставшиеся в подвалах. Наш лагерь часто бомбили, окружали, было много убитых и раненых, но каким-то чудом я осталась цела, если не считать ранения в ногу и руку. Раны давно зарубцевались,  но с годами все больше дают о себе знать. Вот так, скитаясь по лесам Крыма, мы приближали и ждали долгожданную победу. В апреле 1944 года Красная Армия освободила Симферополь и Симферопольский район. К счастью,  отец, мать и две сестрички остались живы. Нам выделили комнату в бывшем санатории, что располагался в с. Строгановка. Там мы  и прожили до самого дня депортации. А 18 мая нашу семью, как и весь крымскотатарский народ, выслали из Крыма. Наш эшелон шел на Урал…

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог