Три поколения Мустафаевых в родном селе
Встречи озенбашцев
Возвращающийся в 1990-е годы из мест высылки коренной народ Крыма, истосковавшийся по родной земле, ее бескрайним просторам, сказочной природе и, что не менее важно, общению с теми, в ком кровь и соль этой самой земли, нашел верный способ утолить эту жажду, унять эту боль по малой родине. Тридцать лет назад, наверное, самой судьбой или этой землей было определено место первой встречи односельчан (тогда там был проведен общекрымский праздник «Дервиза»), ставшее самой многочисленной встречей крымских татар на родной земле. И этим местом стало село Озенбаш, прославившееся не только удивительно живописными окрестностями, но и своенравными и жизнерадостными жителями. С тех пор, вот уже третий десяток лет, как озенбашцы каждую вторую субботу августа собираются вместе в родном селе. Накануне очередной такой встречи, выпавшей на эту субботу, 8 августа, мы пообщались с одним из ее организаторов Айдером Мустафаевым, и попросили рассказать его, что ждет гостей и ее участников на этот раз.
— Встречи односельчан в Крыму стали традиционными, и вы, как когда-то ваш отец Нури Мустафаев, принимаете вот уже несколько лет активное участие в их организации и проведении. Что это для вас значит? Что это вам дает?
— Первоначально, конечно, встречи озенбашцев ежегодно организовывали выходцы из этого села — филолог, краевед Энвер Озенбашлы (Абдуллаев), мой отец, которых, к сожалению, уже нет среди нас, и их единомышленники. И вот уже девятый год, по просьбе моих товарищей и соотечественников, я согласился продолжить их дело и взять на себя организацию этих встреч. У меня перед глазами всегда образ отца, его непередаваемое состояние души – он ощущал себя неделимой частичкой этой земли, и радость людей, чьи глаза светились от счастья и одновременно переполнялись слезами от нахлынувших чувств, когда они приезжали, хотя бы раз в год, в родное село. С годами я все больше стал осознавать, что такое ностальгия, и все больше проникаться теми чувствами, которые питают тех, кто непосредственно рожден этой землей. Казалось бы, горстка людей, родившихся в небольшом селении, но нет, озенбашцы – это одна большая родная семья. А семья и земля дают мощную силу.
— Чем, на ваш взгляд, отличаются встречи озенбашцев 30-ти, 20-ти, 10-тилетней давности от нынешних?
— В первые годы были сложности со своевременным оповещением, не у всех были мобильные телефоны, не было интернета, только национальные газеты, радио, телевидение. Поэтому не все желающие могли заранее знать и спланировать свою поездку. С годами, с появлением соцсетей, это стало намного проще, и число людей растет, но, как ни печально, убывают те, кто непосредственно родом из этого села, их с каждым разом становится меньше.
Специально на встречу стали приезжать из Узбекистана, Турции, Москвы. С удовольствием откликаются на наше приглашение крымскотатарские музыканты, артисты, они украшают наши встречи национальной музыкой, песнями и танцами. Мы организовываем шатер, угощения, подготавливаем культурную программу. И непременно молитвой (дуа) поминаем тех, кого уже нет с нами. В последние годы эти встречи сохраняет на фотопленку Якуб Джемилев, и благодаря ему у нас накопился довольно богатый фотоархив. И если по нему проследить нашу сравнительно небольшую историю, то те дети, которые были запечатлены на руках у своих родителей, сегодня уже со своими детьми на руках.
— Способна ли общественность, соорганизовавшись на встречах односельчан, поднимать и решать проблемы восстановления исконного названия села, установления памятного знака или обелиска в память о прославившихся в различных сферах уроженцах села или другие социальные и культурные вопросы?
— В свое время Энвер Озенбашлы выступил с инициативой отыскать и увековечить имена безвинных женщин, детей и стариков, погибших в годы войны после бомбежки с воздуха. Вернувшимся после почти полувекового изгнания озенбашцам не удалось отыскать места их захоронения. Эта инициатива была поддержана, и мой отец принимал в этом активное участие. Вскоре на старой мечети села Озенбаш была установлена мемориальная доска с именами погибших при бомбежке озенбашцев. Позже были выяснены еще несколько имен и фамилий, они также были вписаны на мемориальной доске. Благодаря встречам озенбашцев были выяснены микротопонимы, и с участием того же известного краеведа Энвера Озенбашлы изданы несколько книг с названиями речушек, источников, урочищ…
Такие встречи односельчан служат площадкой для обсуждения и реализации идей и инициатив микросообщества, что, безусловно, будет полезным для крымского социума в целом. К примеру, моя мама родом из села Янджу. Так вот, уроженцы этого села и их потомки два года назад приняли решение восстановить разрушенную старую мечеть. Причем были собраны все старые камни, некогда составлявшие ее стены и растасканные по округе, и в этом году впервые праздничный намаз в честь Курбан-байрама прошел в восстановленной мечети. Пусть эта сплоченность односельчан будет примером для всех. Есть идея организовать встречу организаторов таких встреч односельчан, с целью обмена опытом, координации общих усилий, возможно, проведения совместных встреч. На мой взгляд, встречи односельчан могут стать одной из форм общественной работы с молодежью, студентами.
Старожилы Озенбаша рассказывают, что в селе возле мечети был мостик через некогда протекавшую речку, и по обе стороны мостика стояли куманы. Есть идея восстановить его, но чтобы это было не силами одного или нескольких меценатов, а общенародная акция, с привлечением для исследования данной темы студентов КИПУ, краеведов, художников. Можно отыскать в архивах фотографию этого кумана-чешме. Это действительно станет общенациональным делом, которое будет объединять и сплачивать народ, а ведь такие достопримечательности есть в каждом селе. Нужно только собирать материал у старожилов, исследовать тему и находить пути реализации этих идей.
— Известно, что озенбашцы народ юморной, наверняка, на таких встречах не обходится без курьезных случаев, расскажите о каком-нибудь из них.
— Запомнившихся на встречах курьезов очень много, и каждый раз они обрастают новыми, не менее курьезными деталями и пересказываются с дополненными штрихами. Вот один из последних таких случаев. Закупали рис для плова на встречу, рассчитали на 20 килограммов. На рынке продавец взял мешок на 25 кг, распорол уголочек, отсыпал 5 кило и снова затянул мешок. А уже на встрече каждый озенбашец считает своим долгом помочь повару: кто советом, кто делом, и все тут же крутятся. Так повар все сделал, отмерил согласно пропорциям на 20 кг риса, не успел оглянуться, как кто-то из рядом стоящих увидел, что на опустевшем мешке написано 25 кг, ну и увеличил остальных ингредиентов уже согласно этому весу риса. Причем каждый озенбащец норовит добавить свою горсть соли в готовящееся блюдо.
— Чего ждать озенбашцам и гостям от встречи в этом году? Вами написана песня о родном селе, которую вы хотите представить односельчанам, как и почему она родилась?
— Встреча озенбашцев – всегда настоящий праздник односельчан, родных и друзей, новые знакомства. В прошлом году, например, моя сестра встретила одноклассницу, с которой училась в Узбекистане и не виделась 50 лет. Еще моим отцом, Нури Мустафаевым, несколько лет назад была написана поэма «Биз озенбашлымыз», она публиковалась в газете «Къырым». Я записал ее в исполнении отца и теперь уже своим маленьким внукам ставлю слушать перед сном, и они засыпают под нее. Там настолько удивительные и умиротворяющие слова, я ее сам слушал сотни раз, и всякий раз восхищаюсь ею: в ней упоминаются названия гор, ручьев, скал. В Узбекистане Энвером Камбуровым была написана песня об Озенбаше, Зоре Кадыевой — уже здесь, в Крыму. И вот, под впечатлением отцовской поэмы, навеявшей мне новые строки, и у меня как-то само собой родилась песня, которую я хочу подарить озенбашцам на предстоящей в эти дни встрече. Аранжировку к ней подготовил Ахтем Булатов, музыкальное сопровождение — Эрнест Халилов (труба) и Рустем Куртмеметов (скрипка). Они оба из известного ансамбля «Хаят».
Я очень надеюсь, что эти встречи не будут прерываться. Когда разглядываешь общий фотоснимок, который делаем каждый год, прослеживается преемственность поколений. Старики уходят, но прибывает юное, молодое племя озенбашцев, пусть не рожденное конкретно в этом селе, но впитавшее ее соль, познавшее вкус родины. Мой внук в свои три года уже дважды побывал в селе, откуда родом его прадед. Пусть он еще маленький, не понимает, но повзрослев, он уже будет знать, что эту традицию его предки завещали не прерывать.
comments powered by HyperComments