К Международному дню коренных народов
Сегодня в мире наблюдается тенденция постепенного вымирания и ухода из употребления языков многих небольших народов. По данным Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, по состоянию на 2016 год под угрозой исчезновения находились как минимум 40% из порядка 6700 языков, бывших в употреблении на земном шаре. По оценкам экспертов, при сохранении нынешнего положения вещей более половины существующих в мире языков исчезнут к 2100 году.
Проблема исчезновения языков, являющихся своего рода культурной сокровищницей, беспокоит мировое сообщество, которое пытается продвинуть различные инициативы, направленные на сохранение в мире языкового разнообразия.
Международный год
В декабре 2016 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов. Данное решение было обусловлено стремлением привлечь внимание к острейшей проблеме утраты языков коренных народов и к настоятельной необходимости сохранять, возрождать и поощрять изучение этих языков, предпринимать дальнейшие шаги в этом направлении на национальном и международном уровнях. Ведущим учреждением, отвечающим за проведение Международного года, была определена Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
«Язык является одним из центральных элементов прав человека и основных свобод и имеет существенно важное значение для достижения устойчивого развития и обеспечения благого правления, мира и примирения. Право каждого человека свободно использовать тот или иной язык по своему усмотрению — это одно из непременных условий свободы мысли, свободы убеждений и права на их свободное выражение, доступа к образованию и информации, свободы трудоустройства и других ценностей, утвержденных во Всеобщей декларации прав человека», — отмечается в Плане действий по проведению в 2019 году Международного года языков коренных народов, представленном на 17-ой сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов в апреле этого года.
Как указывается в документе: «Факторы, из-за которых языки оказываются под угрозой исчезновения, могут быть разными в разных общинах и географических районах, но все они представляют огромную проблему для коренных народов: будь то ассимиляция, насильственное переселение, неравенство в сфере образования, неграмотность, миграция или другие проявления дискриминации, которые в конечном итоге приводят к ослаблению культуры или языка до такой степени, что им грозит исчезновение… Проблемы, связанные с языками коренных народов, указывают на значительное систематическое неравенство и дискриминацию, которые затрагивают еще целый ряд других областей, включая политику, законы и правосудие, здравоохранение, культурные традиции, культурную идентичность и биосферу, а также доступ к информации и средствам коммуникации и, соответственно, всю область научной деятельности».
Ожидается, что проведение Международного года позволит создать благоприятные условия для сохранения и более активного употребления языков коренных народов, а также для принятия «общеполитических рамок, законов, этических стандартов, касающихся доступности, и других критериев или показателей с целью уменьшить неравенство и по меньшей мере ослабить дискриминацию в отношении носителей языков коренных народов».
Эксперты Постоянного форума по вопросам коренных народов рекомендуют представителям коренных народов проводить информационно-просветительские кампании, направленные на популяризацию своих языков. Государства, по мнению экспертов, должны разработать стратегии, направленные на продвижение и защиту языков. В частности, детям из числа коренных народов должна быть обеспечена возможность получения качественного образования на родном языке, государства должны обеспечить долгосрочное финансирование инициатив, направленных на возрождение языков.
Тем временем в России
Подготовка к Международному году языков коренных народов идет и в России. 12 июля на совещании, прошедшем в Общественной палате РФ, обсуждался план мероприятий, посвященных предстоящему Международному году. Участие в заседании приняли представители Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и ряда других государственных ведомств, таких как Комитет Государственной Думы по делам национальностей, Министерство иностранных дел, а также руководители ряда Федеральных национально-культурных автономий РФ и других общественных организаций, представители научных институтов. Среди участников совещания был и председатель Госкомнаца Крыма Ленур Абдураманов.
Как сообщает издание «Национальный акцент», руководитель ФАДН Игорь Баринов представил участникам собрания план мероприятий, приуроченных к Международному году. В связи с Годом языков коренных народов государственные мужи планируют выпустить подарочный календарь, в конкурсе этнических СМИ должны появится специальные языковые номинации, планируется провести форум-диалог «Языковая политика: общероссийская экспертиза», языковые секции в рамках разных конференций и международный форум в честь года языков.
Тем временем, 27 июля Государственная Дума одобрила в третьем чтении закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации)». Уже на следующий день документ, устанавливающий добровольный порядок изучения госязыков республик, был одобрен Советом Федерации и 3 августа подписан президентом В.Путиным.
Закон предусматривает возможность изучения государственных языков республик и родных языков народов России, а также возможность получения на них начального общего (1-4 класс) и основного общего образования (5-9 класс). Впервые закон предусматривает возможность изучения русского языка (государственного языка РФ) как родного. При этом, согласно документу, выбор языка обучения и изучаемого родного языка «осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обучающихся при приеме (переводе) на обучение».
Принятый закон мало что меняет в крымских реалиях. Изучение крымкотатарскими детьми родного языка как и прежде будет зависеть от того, напишут ли их родители соответствующие заявления. При этом возникает опасность, что родители вынуждены будут выбирать между более глубоким изучением русского языка (в случае его выбора как родного), на котором сдается Единый государственный экзамен, и изучением языка своей национальности. Так или иначе, сохранение национальной культуры зависит в первую очередь от самого народа. Именно от способности народа сохранять свою идентичность и самобытность будет зависеть его выживание в XXI веке.
comments powered by HyperComments