Курс валют USD 0 EUR 0

«Черной туши тонкий штрих…» ФОТО

Комментариев: 0
Просмотров: 902

Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия

26 июня в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия открылась юбилейная выставка, посвященная 55-летию со дня рождения Рамиза Нетовкина – художника-графика, Заслуженного художника АР Крым, члена Крымской организации Национального союза художников Украины, лауреата Международной премии им. Б. Чобан-заде.

IMG_8239

Родился Рамиз 21 июня 1960 года в поселке Алмазар Ташкентской области. С 1975-го и до конца жизни проживал в Крыму, в г. Карасубазаре.

В 1989-м вступил в Союз художников СССР. С 1983-го является участником областных, республиканских и зарубежных выставок. Работы автора находятся в частных коллекциях Крыма, США, Канады, Голландии, Германии, Израиля, Турции, Китая.

После продолжительной болезни 16 июля 2011 года скончался в клинике медицинского университета в Анталье.

Основной темой творчества Рамиза Нетовкина изначально стал Крым, его природа и традиционная архитектура. Художник стремился запечатлеть сохранившуюся и разрушающуюся старину. В крымскотатарском изобразительном искусстве Рамиз Нетовкин занимает особое место самобытностью своей изысканной и сложной творческой манеры отображения традиционных крымскотатарских домиков, узких улочек, фонтанов, мечетей в утонченной черно-белой графике тушью и пером. Художественно-выразительное достоинство графики – в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Это сложный вид искусства, язык которого и главные выразительные средства крайне ограничены: линия, штрих, контур, пятно и тон, отчего графику часто называют искусством черного и белого. Это искусство требует особого мастерства, потому что в ней художник открыт как на ладони, ему «не спрятаться» за цветом. События в его жизни и жизни всего крымскотатарского народа определили стиль Рамиза Нетовкина, его приверженность к черно-белой графике. В видеоинтервью Рамиз Нетовкин объяснил причину его черно-белой графики: «Я с юных лет попал в точку. Я знал, чем я должен был заниматься… Пусть другие «мажут» авангард… гонятся за цветом. Мне это не интересно. Я вырос с пониманием того, что наш народ уничтожили, над нами издевались. И с детских лет не улыбался никогда. <…> Однажды, когда мне было шесть лет, мы с отцом ночью возвращались из гостей. Я Крым никогда не видел, только на фотографиях Бахчисарая, черно-белых, 1937 года. И возвращаясь домой ночью, когда не видно цветов, я услышал от отца, который указывал на темные силуэты тополей: «Смотри! Эта местность похожа на Крым…». Так я видел Крым в черно-белом цвете».

Рамиз Нетовкин тонко чувствует и передает дух древних крымских городов, витающий над невзрачными и непримечательными, на первый взгляд, улочками и домиками. При единстве тематики множественность видовых отображений в картинах Р. Нетовкина не повторяется. При более детальном рассмотрении начинаешь различать одну местность от другой. По словам их автора, каждый древний город Крыма имеет свою легенду, свою мелодию и индивидуальность.

Хотя сюжеты и элементы своих произведений гений графики берет с натуры, творчество художника однозначно в рамки метода реализма не укладывается. Внешне реалистические работы художника являются не конечной целью, а средством выражения более глубокой авторской мысли. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность авторского замысла, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя. Татарские домики, крытые кираметом, виды древних Кезлева, Кефе, Бахчисарая, Карасубазара – для художника не столько формальное отображение уходящей реальности, сколько форма облачения философской мысли о бытие и вечности. Дюрбе Диляры Бикеч говорит о преходящем и вечности; улочка Бахчисарая с прилепившимися в поддержке друг другу обветшалыми домами – немой свидетель былой славы и величия древней столицы; корни древних деревьев, переплетенные в дивном узоре времени, свидетельствуют о долгой череде веков; сколько доброты и любви к родному Карасубазару в его полуразрушенном стареньком домике. Созерцание этих работ – своеобразная медитация, воспринимаемая не столько рационально, разумом, сколько интуитивно, воссоздавая в нашей памяти не только вид, но и сущность былого.

После долгих лет работы в лаконичной графике художник постепенно перешел к акварели, открывшей новые грани его таланта.

При общем минорном настрое творчества Рамиза Нетовкина его нельзя назвать печальным. Его картины живые, в них светлая грусть, побуждающая к действию, в них многоточие в ожидании ответа, свидетельство продолжающейся жизни.

Нынешняя выставка состоялась благодаря супруге художника Лейле Аметовой, его музе, другу, опоре, хранительнице, Берегине его творческого наследия.

Рисовать для художника было так же естественно, как дышать. Об этом свидетельствуют его многочисленные картины, этюды, наброски. Даже в дни тяжелой болезни он не выпускал из рук пера, вернувшись к своей излюбленной графике, отобразив в ней ту же безграничную любовь к родной земле, ностальгию о былом великолепии Крыма. В работах последнего месяца жизни виды аутентичной части Антальи, такой похожей на Крым, незавершенные зарисовки, в которых сутью всего его творчества запетчатлены ведущие вверх ступени, переплетение листвы и, конечно же, крытый кираметом скат крыши простенького крымскотатарского домика и как вечное устремление к возвышенному – устремленная ввысь игла минарета.

Домик в Карасубазаре

Maye Sаfet (М. Абдулганиева). Рамизу Нетовкину

Черной туши тонкий штрих

Завитками увлекает

В мудрый сон Бахчисарая

Минаретов стройный гриф.

 

 

Помнит старый виноград

Об осанке Хана гордой.

Взмах пера – и ожил город,

Зашумел листвою сад.

 

 

От беды жестоких пут,

От безвременья оков,

Через трепетность окон

Мастер в вечность чертит путь.

 

 

Сень дворца, шерфе, карниз,

Строй террас и своды кружев,

Нас в истории закружит:

Мастер, Символ, Знак, Рамиз.

 

image description

Улочка в Бахчисарае

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог