Абдульджемиль ГАФАРОВ (Чора)
Недавно в селе Лечебное (Катырша-Сарай) Белогорского (Карасубазарского) района прошла встреча односельчан, на которой председатель сельсовета рассказала о необходимости сохранения исторического памятника – источника минеральных вод, трех колодцев, сооруженных на территории села в прошлом веке Сулейманом Донме из д. Бахчи-Эли (Богатое). Решил написать в «Голос Крыма new» о том, что слышал в детстве от стариков и своей бабушки, о том, что видел сам.
Я родился в 1930 году в Катырша-Сарае, в маалле Джума-Мечеть. Мама умерла, когда мне было два года. Мой дедушка был имамом местной мечети, неподалеку от которой мы и жили в маленьком доме. В 1928 году с дедом, как со священнослужителем, жестоко расправились. Меня растила бабушка, сказки, легенды и разные истории которой я впитывал с раннего детства. Мы часто ходили с ней за водой к источнику, дома она обрабатывала этой водой домашних животных и птиц от всяких паразитов. Вот какую легенду тогда поведала мне она.
Божий дар
«Много веков назад кочевники разных племен со своими стадами лошадей, овец и верблюдов остановились в этом месте. Богатая растительность и вода – все, что нужно для жизни. Из родников в предгорьях вниз текла река, образовав небольшой водоем. Чабаны здесь пасли своих овец и заметили, что каждую весну птицы из окрестных гор и лесов слетались к водоему и плескались в его водах. Они догадались, что звери и птицы таким образом избавляются от докучающих им паразитов и кожных болезней. Тогда они, искупав в этом водоеме обессиленных и страдающих лишаем облезлых овец, убедились в целебных свойствах источника. Все овцы после купания окрепли и обросли новой шелковистой шерстью. С тех пор люди шли к водоему за спасительной водой. Эбанаи (повитухи) омывали ею новорожденных, читая молитвы, знахари и колдуны использовали для приготовления разных отваров. Народ называл эту воду божьим даром, святой».
В 1940 году в Катырша-Сарае вспыхнула эпидемия чесотки, я тогда учился в первом классе. Многие страдали от этой болезни, вызывавшей гнойнички между пальцами и невыносимый зуд. Директор школы Эбуталыб Латыпов поручил старшеклассникам дежурить у входа, где стоял тазик с водой из источника и контролировать, чтобы каждый ученик мыл ею руки. Дверные ручки и школьный инвентарь тоже обрабатывали тряпочкой, смоченной этой водой. Наша школа было построена в 1905 году по инициативе Исмаила Гаспринского. Ее территория занимала большую площадь и огорожена каменным забором. Во дворе — фруктовый сад, имелось и свое хозяйство: 2 коровы, куры. Школьники получали одноразовое питание: одно яйцо, стакан молока и кукурузную кашу.
О греке Петросе и крымском татарине Сулеймане Донме
Дангалак (грек) Петрос и Сулейман родились в с. Бахчи-Эли (Богатое). Отец Петроса был чабаном у Мурзы Аджи Османа — отца Сулеймана. Мальчишки росли вместе, дружили. Когда подросли, Сулеймана отправили в Петербург учиться военному делу, Петроса – в Симферополь. По окончании, обоих призвали в крымскотатарский кавалерийский полк (эскадрон) в Петербург. Штабс-капитан Сулейман, будучи членом Академии наук при Петербургском университете, слышал от работавших там ученых из Франции и Англии о катыршасарайском целебном источнике, но особого значения этому не придавал. Но как-то, после очередного отпуска, привез эту воду из Катырша-Сарая в Петербург для анализа. После исследования оказалось, что вода действительно содержит много химических элементов. Была снаряжена экспедиция в Крым, которая, проведя повторный анализ воды из источника, подтвердила ее полезные свойства. Тогда ученые из Франции посоветовали отставному штабс-капитану Сулейману построить здесь лечебницу, составили проект, помогли соорудить три массивных колодца. С помощью местных жителей, для строительства была расчищена большая площадка, разбиты аллеи, тротуары, вдоль которых высажены деревья и цветы. Петрос во всем помогал своему другу детства, но судьба развела их в разные стороны. Началась Первая мировая война. Петроса и Сулеймана призвали в полк. Затем революция, гражданская война. Под натиском большевиков обезглавленная царская армия бежала, многие офицеры вынуждены были эмигрировать за границу. Так Сулейман с родными и семьей оказался в Турции, а сына чабана Петроса большевики еще долго преследовали за то, что служил в царской армии, сажали в тюрьму, били, потом отпустили. Как-то его пригласили в Карасубазар — в архивном отделе райкома партии переводить иностранные тексты. Он стал получать продовольственный паек, женился. Но вскоре, обвинив в шпионаже, его арестовали и вместе с заключенными из Симферопольской тюрьмы, бывшими офицерами царской армии, отправили в Омскую губернию, на пять лет, на лесоповал. Чудом выжив, отбыв свой срок, Петрос вернулся, но родных уже в Крыму в живых не застал. Эту историю я слышал от своего отца, а ему тогда рассказал ее сам Петрос.
В 1940 году я окончил первый класс. К нам домой вдруг приехал председатель сельсовета с двумя незнакомцами: один — пожилой, с короткой бородкой, другой — молодой паренек. Гости оказались англичанами, с моим отцом, знавшим немецкий язык, они общались по-немецки. Предъявив бумагу, в которой говорилось, что местные власти должны оказать им содействие в предоставлении жилья и транспорта, они объяснили о цели своего приезда. Шла уборочная страда зерновых, колхоз выделить транспорт приезжим не мог. Тогда отец попросил соседку-немку — тетю Эмилию, чтобы ее 14-летний сын Виктор сопровождал гостей до источника. Парень два дня водил их к водоему. А в нашем доме приезжие развернули что-то вроде лаборатории, до полуночи англичане изучали пробы воды. На третий день за ними приехал председатель сельсовета и увез на автовокзал.
В сентябре я пошел во второй класс, снова приехали наши гости. На этот раз колхоз им предоставил транспорт. Англичане привезли проект лечебницы, говорили, что планируется ее совместное строительство. Мне они подарили ученический портфель, коробку цветных карандашей и альбом для рисования. Витя снова сопровождал их, гости собрали связку трав, растущих вокруг водоема, взяли образцы почвы и спешно стали собираться обратно, объясняя, что Германия готовится к войне с Англией. На второй день Виктор на подводе повез их до автовокзала в Бахчи-Эли. Там, в универмаге, в знак благодарности они приодели Витю во все новое и попрощались.
На следующий год началась война, в 1944 году мы были депортированы на Урал, в Марийскую АССР, Суслонгерский леспромхоз. В 1956 году переехали к родственникам в Узбекистан. Я поступил на заочное отделение Бухарского пединститута, после окончания которого был направлен учителем русского языка и литературы в среднюю школу хлопсовхоза Нарпай Карманинского района. С 1960 года я в крымскотатарском национальном движении. В 1988 году сыновья мои служили в армии, старший – во Вьетнаме, в морской авиации, младший – в артиллерийских частях в Германии. Отслужив, вернулись уже на родину. Живем сейчас в Исмаил-бее, г. Евпатория, с детьми и внуками, в родном Крыму.
comments powered by HyperComments