«Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
Статья 23 пункт 2 Конституции Российской Федерации
Обеспечение общественной безопасности, защита жизни и здоровья людей от терроризма являются одними из самых важных проблем современности. Взрывы смертников и вооруженные нападения, чуть ли не ежедневно уносящие десятки и сотни жизней в странах Ближнего Востока и Западной Европы, показывают всю уязвимость современного мира перед террористической угрозой.
Вместе с тем, по мере того как в различных странах происходит усиление антитеррористического законодательства, все большую остроту приобретает вопрос о том, как соблюсти баланс между необходимыми и оправданными мерами по защите национальной безопасности и сохранением прав и свобод граждан, в частности правом на тайну частной переписки и телефонных разговоров.
7 апреля этого года на рассмотрение Государственной Думы был предложен пакет законопроектов, предусматривающих внесение в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, в 21 федеральный закон изменений, призванных установить дополнительные меры по обеспечению безопасности и противодействию терроризму. В народе пакет прозвали «законом Яровой». Справедливости ради, следует заметить, что депутат Госдумы Ирина Яровая не является единственным автором пакета. Свои имена под законодательной инициативой поставили коллеги Яровой по парламенту Алексей Пушков и Надежда Герасимова, а также член Совета Федерации Виктор Озеров.
Предложения законодателей вызвали большой резонанс в обществе. Некоторые положения законопроектов подверглись жесткой критике со стороны представителей гражданского общества и оппозиционных партий. Однако уже 24 июня пакет был одобрен Госдумой, а спустя пять дней получил утверждение и от Совета Федерации. 6 июля новые законы были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным. Основная часть их положений вступила в силу 20 июля.
Поправки в Уголовный кодекс
Пакет Яровой состоит из двух законов. Первый из них дополняет Уголовный кодекс РФ тремя новыми составами преступления — несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма.
Под финансированием терроризма теперь понимается любая материальная помощь, которая помогла преступнику осуществить задуманное. В Уголовный кодекс добавлена новая статья — «Несообщение о преступлении». Она предусматривает наказание сроком до года лишения свободы, если гражданин, достоверно зная, что кто-то готовит, совершает или уже совершил теракт, захват заложников (всего 16 видов преступлений), не сообщил об этом властям. Предусмотрено исключение – допускается не сообщать о терактах, совершенных супругами и близкими родственниками.
Новая статья о международном терроризме подразумевает под этим понятием осуществленный за рубежом теракт, в котором пострадали россияне. А также теракт, совершенный «в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленный против интересов России». Наказание — вплоть до пожизненного лишения свободы.
Принятые в УК поправки увеличивают максимальные (и вводят минимальные) сроки заключения по статьям о теракте, террористической деятельности, участии в незаконных вооруженных формированиях, экстремизме и др. Поправки увеличивают количество статей с 22 до 32, по которым можно привлекать к ответственности 14-летних преступников. В частности, их теперь можно будет отдавать под суд за участие в террористической организации.
Вопрос о миссионерстве
Теперь в российском законодательстве специально прописано, что признается миссионерской деятельностью (публичное богослужение, распространение литературы, сбор пожертвований, молитвенные собрания и проповедничество) и как ею можно заниматься. Например, в жилых домах можно только проводить обряды и богослужения, а собирать пожертвования и распространять религиозную литературу нельзя.
Каждый миссионер должен будет носить при себе документы о том, что его действительно направила его церковь или религиозная группа. Причем церковь или группа будут нести ответственность за такого миссионера.
Проповедникам запрещается нарушать общественный порядок, пропагандировать экстремизм, «принуждать к разрушению семьи», причинять вред здоровью, склонять к самоубийству (в том числе отказу от лечения), мешать детям посещать школу, заставлять последователей передавать свое имущество религиозной организации и призывать их к нарушению закона.
Принятые поправки о миссионерской деятельности вызвали нарекания в Казани. Выступая 28 июня на заседании Госсовета Татарстана, первый президент республики Минтимер Шаймиев призвал сенаторов, представляющих Татарстан в Совете Федерации, воздержаться от голосования за закон Яровой. По мнению Шаймиева, закон был принят в спешке.
«Вот, например, миссионерской деятельностью отныне могут заниматься только зарегистрированные организации и группы. При этом любая миссионерская деятельность вне специально предназначенных для этого помещений запрещена. За нарушение — штраф до миллиона рублей… Каким-то конфессиям это подходит, а иным — нет. Как, например, сегодня у себя дома провести ифтар? Без молитвы он не сопровождается. Что кто-то это должен контролировать? А если контролировать, то каким образом? Или никах читать? Или пригласить родных, гостей для чтения молитвы или поминания — после 3, 7 и 40 дней? Да, там в законе сказано — в храмах религиозных и на кладбищах. А если 40 градусов мороза или еще что-то? А неоднократно намазы читаются? У других конфессий есть свои особенности», — полагает первый президент Татарстана.
Изменения в законодательстве о связи и информации
Вторая, пожалуй, самая нашумевшая часть пакета Яровой обязывает операторов связи в течение трех лет хранить информацию о звонках и сообщениях абонентов. Интернет-ресурсы будут обязаны в течение года хранить данные о приеме и передаче, пользователями голосовых, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений. При этом само содержание переписки и разговоров, включая весь контент (аудио, видео, изображения), операторы мобильной связи и интернет-ресурсы должны будут хранить в течение шести месяцев.
Таким образом, все телефонные разговоры в стране будут записываться в обязательном порядке. Доступ ко всей этой информации будут иметь сотрудники правоохранительных органов. Эти положения антитеррористического пакета должны будут вступить в силу 1 июля 2018 года.
Кроме того, «организаторы распространения информации» в интернете (фактически — любые интернет-ресурсы) будут обязаны предоставлять по требованию ФСБ ключи для декодирования зашифрованных сообщений.
Получивший убежище в России, бывший сотрудник американского Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден, прославившийся тем, что предал гласности информацию, касающуюся тотальной слежки спецслужб США за информационными коммуникациями между гражданами многих государств, в своем твиттере назвал пакет Яровой противоречащим здравому смыслу.
Требование к операторам связи и интернет-компаниям хранить переписку и разговоры пользователей в течение шести месяцев Сноуден назвал «не просто опасным, но и непрактичным». «Массовая слежка не работает. Законопроект отнимет деньги и свободу у каждого россиянина, при этом уровень безопасности не вырастет», — считает Сноуден. По мнению бывшего разведчика, выполнение требований антитеррористического закона обойдется интернет-компаниям в 33 миллиарда долларов США.
Вопрос о затратах
Операторы мобильной связи заговорили о грядущем повышении тарифов из-за необходимости затрат на создание инфраструктуры для хранения огромного объема информации. По некоторым данным, за полгода в России передается порядка 50 миллиардов СМС-сообщний, создается 700 миллиардов минут телефонных разговоров. И это не считая интернет-трафика.
Министр связи России Николай Никифоров назвал вполне вероятным то, что тарифы на мобильную связь могут вырасти на 300%. «В существующем виде в законе есть целый ряд статей, которые, на наш взгляд, не позволяют его нормальное правоприменение… Например, это сертификация средств связи, в которых используется кодирование и шифрование, вопросы передачи ключей шифрования. Это вопросы досмотра всех почтовых посылок, которые приводят к тому, что, по нашим оценкам, «Почта России» понесет затраты, которые превышают ее годовую выручку», – заявляет министр.
К тому же вскоре после принятия антитеррористического пакета стало известно о том, что в России необходимого количества оборудования для выполнения новых требований законодательства нет, в связи с чем президент РФ В.Путин распорядился наладить производство необходимого оборудования на российских предприятиях.
На этом фоне член Совета Федерации Антон Беляков, в свою очередь, внес на рассмотрение российского парламента законопроект, предлагающий перенести начало действия этой части пакета Яровой на 5 лет, на 1 июля 2023 года.
До 1 июля 2018 года осталось меньше 2 лет, что представляется излишне коротким переходным периодом для реализации столь масштабных и технически сложных задач, требующих больших вложений со стороны игроков рынка. В открытом письме крупнейших отечественных операторов связи («Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2) отмечалось, что только на организацию хранения содержания сообщений потребуется свыше 2,2 трлн рублей, что, в свою очередь, составляет более 10% российского бюджета. Итогом этой необоснованной спешки станет резкий рост тарифов национальных операторов на услуги связи для российских потребителей, вызванный необходимостью компенсации очень быстрого роста вложений на расширение систем хранения данных. Помимо значительных финансовых затрат, предусмотренных в весьма короткий промежуток времени, стоит учитывать и техническую сложность поставленной задачи, включающей в себя создание принципиально новой инфраструктуры связи, аналога которой пока нет ни в одной стране мира… Все приведенные факторы наглядно демонстрируют, что требования антитеррористического закона не могут быть и не будут исполняться в 2018 году. Закон принимался в необъяснимой спешке, заинтересованные участники рынка не смогли принять участие в его обсуждении и внести в текст свои профессиональные предложения. Очевидно, что дату вступления в силу этих положений нужно отложить. Наш законопроект предлагает перенести ее на 1 июля 2023 года. За предлагаемый семилетний срок субъекты рынка смогут подготовить и провести через парламент свои поправки, которые сделают положения Закона более сбалансированными», — полагает сенатор.
Подводя итог сказанному, можно вспомнить о старой народной мудрости – шесть раз измерь, один раз отрежь. Такие сложные и животрепещущие вопросы, как национальная безопасность, требуют особого внимания.
comments powered by HyperComments