Курс валют USD 0 EUR 0

Длявер Дваджиев: Если крымскотатарский фильм обретет популярность и за пределами Крыма – это будет круто

Комментариев: 0
Просмотров: 1 260

Свежим веянием, глотком чистого родного воздуха с берегов Черного моря стал для многих музыкальный клип «Эй, гузель Къырым», разнесшийся по просторам интернета, бередя душу и лаская слух своей нестерпимой тоской и любовью к родному краю, собирая миллион просмотров. Набирают свою популярность в соцсетях и другие музыкальные клипы и скетчи, и первый крымскотатарский фильм-сказка «Хыдыр-деде», а комедийный сериал «Шаматалы къоранта» («Шумная семейка») собирает целые семейства у компьютеров и ноутбуков. Все это результат культурных, образовательных и просветительских проектов студии «QaraDenız», возглавляемой Эльзарой Ислямовой и Лилей Буджуровой. А вот руководитель процесса создания всех этих видеопроектов, отвечающий за реализацию сценария, игру актеров, съемку, звук и монтаж, одним словом, за всю сценическую составляющую картины, как правило, остается за кадром. Но сегодня под «прицелом» нашего «объектива» (и, думаем, это вполне справедливо и объективно) режиссер Длявер Дваджиев.

Творчество приумножается

Так уж случилось, что в семье Дваджиевых творчество приумножается на два. Отец — Сейдамет-ага — по профессии электросварщик, после переезда в 1989 году в Крым был солистом группы «Крымтранзит», позже играл на аккордеоне в группе «Мирас». Мама – Диляра-ханум — более 10 лет проработала медсестрой в Луговской больнице Симферополя. Переехавшая из поселка Пахта Ташкентской области семья с двумя детьми вскоре вдвое стала творческой. Сын Длявер, в старших классах увлекшийся радиоэлектроникой и физикой, повзрослев, стал режиссером, а дочь Эльвира – актрисой Крымскотатарского театра, и успела уже полюбиться многим не только по ролям в различных спектаклях, но и по комедийным роликам – вайнерам, часто появляющимся в соцсетях. Искусство, говорят, «притягивает», поэтому, наверное, в семье Дваджиевых и зять Нариман Аметов – актер и ведущий. И поскольку в сравнительно молодых семьях Дваджиевых и Аметовых подрастают дети, можно предугадать дальнейшее приумножение творческой династии.

«Одно — дело любить физику, другое – преподавать»

Так подумал молодой радиотехник – студент Таврического национального университета Длявер Дваджиев, когда решил оставить преподавательскую работу в школе, где когда-то окончил десять классов, а потом пару лет вел уроки информатики и физики. В детстве он любил все время пропадать на улице, копаться в технике, пока в восьмом классе не увлекся физикой и электроникой и даже стал чинить друзьям и соседям радиоприемники. Но школа и преподавание оказались не для него. Потом его заинтересовала компьютерная обработка фотографий и видеосъемка, стал работать видеооператором на свадьбах.

— Как вы стали режиссером, монтажером на телевидении?

— Как-то мой знакомый оператор Нарджиман привел меня на телевидение к главному редактору Шевкету Меметову, меня приняли оператором, и я понял, что вот это мое. Чуть позже мы с моим сокурсником по университету — певцом Асаном Хайретдиновым, решили снять клип на его музыкальный трек «Севги икяеси». Это была самая первая наша работа, мы тогда еще не знали с чего начать, как это сделать, но было очень интересно. Мы поехали, сняли — и для первого раза неплохо получилось. Даже потом пошли заказы, как раз на радио был объявлен конкурс музыкальных клипов. И мне нравилось снимать именно музыкальные клипы.

Потом появилась идея снимать скетчи – короткие комедийные зарисовки, сценки на злободневную тему. Так были последовательно сняты серии «Къырымда яша». Мы увидели как зритель воспринимает их, чего ждет от нас, и с каждым разом приходил опыт. Скетч «Ковбой» из серии «Къыйыш яшайыш», снятый на Ак-Кая, тоже имел успех.

«Эй, гузель Къырым» и «Хыдыр-деде» под сенью «Миллий байракъ»

— Расскажите немного об идеях создания музыкальных клипов «Эй, гузель Къырым», «Миллий байракъ», фильма-сказки «Хыдыр-деде», режиссером которых вы являетесь.

— Песня «Эй, гузель Къырым» настолько близка каждому из нас, ее мелодия и слова затрагивают такие струны души, вызывают такие эмоции, и идея создания клипа к ней, наверное, зрела давно. Съемка заняла два года, и в 2016 году наша студия «QaraDeniz Production» презентовала этот клип и получила массу положительных откликов и собрала уже миллион просмотров. Тема родины, национальной гордости всегда на острие политики нашей студии. К примеру, в 2017 году ко Дню национального флага 26 июня нужно было что-то подготовить значимое, времени написать трек не было, тут вспомнили, что есть готовая песня Зоре Кадыевой, обратились к ней. Съемку провели на Ак-Кая, так появился клип «Миллий байракъ», набравший почти 60 тысяч просмотров на YouTube.

На съемках фильма-сказки «Хыдыр-деде»

 

С «Хыдыр-деде» это уже был другой этап, другой уровень. Позвонила наш гендиректор Эльзара Ислямова: будем снимать фильм! Где-то через месяц появился сценарий. Это для нашей команды задача была посложнее, но морально мы были уже готовы перейти на следующий этап. Снимая фильм-сказку, конечно же, столкнулись с рядом трудностей и сложностей: и в профессиональном плане и в техническом. Это и подбор актеров, подходящих духу времени локаций для съемок, исторических костюмов. Много было консультаций с историками в плане костюмов, быта, утвари. Сейчас, когда смотрю свою работу, хотя я не люблю это делать, нахожу массу ошибок, которых, предложи мне переснять фильм заново, уже не допустил бы.

— Вы настолько самокритичны?

— Более чем. Поэтому я стараюсь не пересматривать свои работы. Смотришь со стороны, «незамыленным» взглядом, и замечаешь любые мелочи, детали, на которые зритель, может, и не обратит внимания, а ты уже более опытным глазом видишь и думаешь: какая бездарность! Дело в том, что в процессе работы, съемки или монтажа ты остаешься один на один. Спросить, как это делается, не у кого. Прочесть сценарий, визуализировать его в голове — одно, а как экранизировать, предусмотреть все нюансы, технические возможности, так, чтобы на выходе получилась идеальная и достоверная картинка — не знаешь. Все нарабатывается в процессе, и в каждой последующей работе стараешься не допустить прошлых проколов и ошибок.

На съемках скетча «Ковбой»

 

Критика и похвала стимулируют творчество

— В одном из интервью вы отметили, что если не будет критики, вот тогда будет проблема, самое серьезное, на ваш взгляд, критическое замечание в адрес вашей работы? Согласны ли вы с ним?

— Я не торчу в соцсетях и инстаграме и не отслеживаю, конечно, все замечания и отзывы, но если критика объективная – это отлично, я принимаю к сведению. Но, бывает, иногда люди откровенно перегибают, пишут гадости, брызжут ядовитой желчью. Я их замечания не игнорирую, отвечаю. Пусть будет и такое. Мне даже интересно зайти к ним на профиль. Потом понимаю, что это какая-то личная обида, неприязнь либо ко мне, либо к артисту, снятому в клипе, либо к руководству студии. Вот откуда такая злость!

 

— А самый запомнившийся положительный отзыв, чья оценка для вас была значима?

— Больше, конечно, положительных отзывов, пишут и в комментариях и в личку, звонят, благодарят. Но запомнился телефонный звонок после выхода клипа «Эй, гузель Къырым». Звонил мужчина, но он от переполнявших его чувств не мог даже говорить, он просто плакал в трубку. Это была для меня настолько эмоционально высокая благодарность  — и слов никаких не нужно было. Вообще, как бы кто ни говорил, но все творческие люди тщеславны. Всегда приятно и хочется слышать похвалу в адрес своей работы. Похвала и критика в равной мере стимулируют к дальнейшему творчеству.

Съемка – это стресс

— Случаются ли разногласия на съемочных площадках между артистами и режиссером, операторами? Как правило, в творческом процессе каждый старается отстоять свою точку зрения. В чем заключалась именно ваша работа?

— Съемочная площадка – это сплошной стресс. Со стороны только может показаться, что это классно и интересно — тишина, команды: «Звук! Мотор!» Нет, на самом деле – крики, брань с моей стороны; слезы, обиды, попытки оправданий со стороны актеров, оператора. На площадке 10 – 15 человек, кто-то забыл дверь открыть в гримерке, не достал реквизит или еще что-то, сложно отыскать подходящие локации. Сложно контролировать все. Безусловно, срываешься на крик, и я думаю: как они меня еще терпят и до сих пор не побили? (Смеется). А когда добиваешься желаемой самоотдачи актеров, и они видят результат и им самим нравится, понимают, что все не напрасно было. Мне до сих пор неловко перед Зоре Кадыевой. Помню, на съемках клипа «Миллий байракъ» мы задействовали сложный технический ресурс, затащили на Ак-Кая белый рояль, нужно было поймать момент — 20 минут заката, а в ее исполнении с первой попытки мне не хватает чувств, сильных эмоций. Она за роялем, такая панорама вокруг, природа, наши флаги, закат. Я требую эмоций, чувств, чтоб пробрало до мурашек. Получилось! Здорово! Думал, она потом со мной разговаривать не будет, но когда вышел клип, Зоре-ханум позвонила и поблагодарила. В этом и заключается профессионализм.

Пусть меня будут ругать, но я скажу, что многим нашим артистам не хватает профессионализма. Да, я не певец, не музыкант, не артист, не смею учить, как петь, но я как режиссер и зритель должен увидеть, что прочувствована каждая строчка песни. Помимо голоса, музыки, исполнения, есть нечто большее – внутренняя энергетика, искра, и не всегда ее удается высечь из артиста. Вот это упорный труд над собой. Не скрою, за годы работы у меня появились «любимчики» — исполнители, без которых я не берусь снимать клип.

С участниками конкурса «Джанлы сес» на съемках промо-ролика

 

— Уже вами сняты десять серий комедийного сериала «Шаматалы къоранта», все они строятся на идеях сохранения семейных традиций, родного языка, откуда черпаются сюжеты? Есть ли обратная связь со зрителем, быть может, они делятся с вами курьезными ситуациями из своей жизни?

— Все, что вы сказали — традиции, обычаи, язык – это все вертикаль, на которую нанизываются все эти истории, но есть и горизонталь – это общий смысл, сюжет. Автором сценария является Сулейман Умеров, но мы всегда оставляем место для импровизаций на съемочной площадке. Скелет комедии — Сулеймана, а что происходит на съемке — никогда не придумаешь сидя за столом дома или в офисе создавая сценарий. Много смешных идей-импровизаций додумывается в процессе.

Да, бывает, мне приходится слушать и интересные истории от простых людей, обратную связь со зрителем мы отслеживаем по отзывам.

— Кто является автором анимационных заставок к сериалу «Шаматалы къоранта»?

— Нужно отметить художника Ризу Гафарова и выполнившего графическую анимацию Руслана Мустафаева. На мой взгляд, они справились с поставленной задачей на пять, причем в крайне сжатые сроки.

С семьей

 

— Как относится к вашей работе, клипам и сериалам ваша семья?

— Вечерами мы, конечно, не просматриваем мои клипы и сериалы (Смеется). У меня четкая грань: вот есть работа и отдельно есть семья. При монтаже сериалов приходится допоздна засиживаться на работе, и даже если я дома, то меня как бы нет, я занят опять своей работой. В этом плане нужно отдать должное моей супруге Диане, она учитель английского языка, но сейчас занимается воспитанием наших детей. Сыну Мустафе 6 лет, Алие – 9 месяцев. К счастью, моя супруга научилась мириться с этим и является стержнем нашей семьи.

— По какому произведению вам хотелось бы снять фильм?

— Хотелось бы попробовать снять в жанре драмы. Здесь меня вдохновляет не сколько произведения, а люди. Вот, скажем, девочка Мерьем Ищенко, исполнившая одну из главных детских ролей в сказке «Хыдыр-деде». Мне нравится ее взгляд, она очень хорошо справляется с поставленной перед ней задачей.

— Вы как-то отмечали, что мечтаете о кинопремии. Как вы идете к своей мечте?

— Я считаю, что мы еще учимся. Гордо кричать и бить себя в грудь — рано. Нужно работать, получать новые знания, новый опыт. Хотелось бы оторваться немного от этой работы и заняться профессиональным образованием. Есть несколько спектров, где себя можно продвигать. Я могу для удовлетворения собственного увлечения заняться электроникой, что-то попаять, совмещать в себе и оператора, и монтажера, и режиссера, и сценариста, изучать новые компьютерные программы, брать он-лайн уроки по интересующей меня теме. Люблю пересматривать фильмы известного голливудского кинорежиссера Квентина Тарантино, откуда можно черпать очень многое – это в своем роде учебник по кинематографии. Нравится режиссерская работа Алексея Балабанова. Вдохновляют комедии Леонида Гайдая, фильмы Эльдара Рязанова. Это и хобби, и увлечение, и самообразование, которые помогают двигаться в этом направлении. А премию можно получить и в 60 лет и в 80, и если это случится, значит, все эти пройденные этапы – клипы, скетчи, фильмы — были не напрасны. И если нам удастся создать фильм, который обретет популярность на родине и за ее пределами – это будет круто, лучшим подведением итога моей работы.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог